Власть не позволит банкротить «Томскавтотранс»

tomskavtotrans

В начале апреля старейшее и на сегодня единственное пассажирское автотранспортное предприятие областного масштаба отмечало свое 50-летие. Человек непосвященный, слушая праздничные речи, вряд ли догадался бы, в каком тяжелом и многолетнем кризисе находится «Томскавтотранс». Что коллектив, казалось бы, такой сплоченный, уже много лет назад «разделился беспощадно» на тех, кто снимает сливки с прибыльных маршрутов, и всех остальных, перебивающихся с хлеба на квас. Все ждут перемен. Причем если одни спят и видят банкротство предприятия и дальнейшую вкусную дележку, то вторые поверили в обещания власти не просто сохранить бывшую автоколонну-1977, но и вдохнуть в нее новую жизнь. Но перемены в «Томскавтотрансе» восприняли так жарко, что запылали новенькие автобусы… Такой прием, естественно, изрядно охладил реформаторский пыл инвестора. Да и банки не выстроились в очередь, поспешая кредитовать сомнительной надежности компанию. И тем не менее…

Радуются соседи – мы никуда не едем

Противники прихода «варягов», обещавших вложить кругленькую сумму в реставрацию системы автотранспортных перевозок в Томской области, запланировали акцию гражданского неповиновения как раз на канун юбилея. И отложили ее исключительно благодаря активному вмешательству областной власти. Глава региона в очередной раз недвусмысленно заявил: он не позволит уничтожить «Томскавтотранс». При этом Сергей Жвачкин подчеркнул: платить по долгам предприятия бюджет не будет. Что это за долги и почему тема платежей по старым счетам (а копилась задолженность перед перевозчиками много лет, в последнее время – лавинообразно) встала в полный рост именно сейчас?

Первые признаки того, что главный региональный автоперевозчик сильно тормозит, появились еще в 2000-х. Попытки реформировать некогда передовое предприятие советского образца особого успеха не принесли. Тем более что они проводились по известной схеме «оптимизации налогов»: всё, что приносит выгоду, оказывается у дочерних компаний, а на долю «мамочки» остаются одни убытки. В «Томск-автотрансе» свою – и немалую! – роль сыграла специфика работы в регионе, где плотность населения 3,5 человека на 1 кв. км. И осуществление пассажирских перевозок на ее территории – это одна из социальных функций государственной власти в регионе.

Для реализации этой функции и было создано ОАО «Томскавтотранс», возникшее от слияния упомянутой выше автоколонны и томского автовокзала. Что из этого вышло, «ТН» рассказывали пару лет назад. С тех пор ситуация вплоть до последнего времени особо не менялась.

Автоперевозки в регионе благодаря этой ситуации, а также плохим дорогам (читай – высоким амортизационным расходам) и огромному проценту льготников (правом на ЕСПБ обладают все пенсионеры независимо от доходов) – скорее социальный проект. Большинство пригородных и значительная часть внутриобластных перевозок убыточны. Установленный властью тариф не может полностью покрыть затраты перевозчиков. К тому же все большая часть платежеспособных пассажиров пересаживаются на собственные автомобили, и пассажиропоток постоянно сокращается.

Тем не менее есть и весьма выгодные маршруты. В первую очередь междугородные, межрегиональные и международные направления. Также ближний пригород, например 119-й маршрут. Изначально предполагалось, что равновесие внутри предприятия будет достигаться за счет оптимального сочетания тех и других. Таким образом власть региона могла бы исполнять обязательства перед населением, минимально субсидируя перевозчика. А при грамотной хозяйственной деятельности бюджетные вливания и вовсе могли быть сведены к нулю.

На деле получилась совсем другая схема. Она была неоднократно испробована как на просторах нашей необъятной родины, так и в Томской области. В народе ее называют прихватизацией. Под предлогом снижения налоговой нагрузки бывший генеральный директор «Томскавтотранса» собрал под крылом предприятия группу компаний, контролируемых физическими лицами, на которые была переведена вся производственно-хозяйственная деятельность: перевозки, ремонт, снабжение и даже сдача имущества в аренду. При этом были разведены по разным организациям прибыльные и убыточные перевозки.

Для поддержания схемы в рабочем состоянии прибыльные компании – ООО «Автопредприятие «Межобластное» и ООО «Томск-автоэкспресс» – за счет части своей прибыли «кредитовали» «Томскавтотранс». Он за счет этих средств покрывал убытки компаний, осуществлявших пригородные перевозки. Таким образом наращивалась задолженность «Томскавтотранса» перед прибыльными компаниями. Областной бюджет с разной степенью периодичности возмещал убытки по пригородным перевозкам. Полученные средства направлялись на погашение кредиторской задолженности прибыльных компаний.

В результате такой налоговой «оптимизации» прибыльная часть перевозочной деятельности стала работать на частный карман, а убытки так и остались тяжелым и возрастающим бременем на бюджете Томской области.

Но это еще не все. Договоры на оказание управленческих услуг с прибыльными перевозчиками были заключены так хитро, что не только не приносили головному предприятию прибыль, но и не покрывали его текущих издержек. Бухгалтерия, кадровая служба, юристы, экономисты, по сути, трудились на «дочек» в значительной степени за счет «мамочки».

Еще одним источником извлечения прибыли стало ОАО «Томск-автосервис», большая часть доходов которого добывалась на «костях» до предела изношенного, необновляемого автобусного парка пригородных перевозчиков. А прибыльные организации никогда не забывали про обновление своего автобусного парка, в том числе под поручительство «Томскавтотранса». Это позволяло им постоянно наращивать объемы перевозок, в то время как «Томскавтотранс» со своими пригородными маршрутами продолжал загибаться и наращивать убытки, замаскированные под видом дебиторской задолженности.

Как только глава региона объявил, что не допустит гибели «Томскавтотранса», кредиторы резко активизировались: «Отдайте срочно нам наше!» Проблема не вчера, не позавчера родилась. Долги – не новость. Для них новостью стало то, что им не дадут обанкротить предприятие.

Когда приходит инвестор

Вполне возможно, что «дочки» таки доконали бы «мамочку», случись все это несколько раньше. Но шли другие времена, и аксиома «частное всегда лучше государственного» уже не казалась столь неоспоримой. Тем более перед глазами у «Белого дома» маячил пример Томска, где частные перевозчики десятилетиями выкручивали руки городской власти. К счастью, у региона ситуация более выигрышная (в частности, ему принадлежат маршруты!). Тем не менее процесс оздоровления предприятия изрядно затянулся. Пропустим ряд промежуточных стадий – от долгоиграющего снятия гендиректора до первых проигранных «Томскавтотрансом» судебных процессов весной 2014 года (интересы истцов-кредиторов в них представлял юрист ответчика). Отметим лишь, что в 2014 году обладминистрация выделила компании субсидию в 19,9 млн рублей на покрытие убытков. Еще около 15 млн было направлено на оздоровление предприятия в 2015 году. Размер кредиторской задолженности к моменту «смены власти» приближался к 100 млн рублей. При просрочке платежа на 80% кредиторской задолженности пени начисляются в размере 0,1% в сутки. Перевозчикам-«мажорам» даже не надо суетиться. «Сиди, хлопай в ладоши и жди, а потом предъявляй иск и через суд выкачивай деньги из «Томскавтотранса» – прояснили сведущие люди простенькую схему действий кредиторов.

Все когда-то кончается, кончилось и терпение губернатора. В декабре 2015 года администрация Томской области и АО «Регион-Транс» подписали договор о передаче последнему полномочий по управлению ОАО «Томскавтотранс». При этом за главным акционером (администрация региона) остался контрольный пакет акций и все имущество предприятия. Еще одно условие соглашения – полное сохранение штата «Томскавтотранса», а также исключение резкого повышения стоимости проезда – «только в рамках роста потребительских цен». Предполагалось, что общий объем инвестиций составит около 1 млрд рублей при горизонте планирования в семь лет, срок окупаемости – пять лет, при этом форму собственности предприятие не потеряет.

– Прежде чем принято это решение, в сентябре 2015 года губернатор предписал создать рабочую группу по финансовому оздоровлению предприятия. Тогда рассматривались разные варианты, – рассказал редакции один из участников этого процесса. – Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области предложил такой: практически прекратить перевозочную деятельность, продать все имущество, оставить только автовокзал и работать исключительно как диспетчер и собственник маршрутов. Его сочли неправильным.

Осуществить грандиозные планы по реформированию всей системы пассажирских автоперевозок в регионе не удалось. И вряд ли удастся в обозримом будущем. Тем не менее факты говорят за себя. Финансовое оздоровление предприятия – уже реальность. Ее воплощению не смогли помешать ни два загадочных возгорания предполагаемых в лизинг «Томск-автотрансу» новых автобусов, ни акции Автотранспортного союза, в который объединились в том числе отпочковавшиеся от него перевозчики.

– На конец 2016 года долг «Томскавтотранса» составлял свыше 60 миллионов рублей, на конец марта 2017-го он снизился вдвое, основную задолженность планируется погасить до 1 мая.

Владимир Ильичев, генеральный директор АО «Регион-Транс»

Без чудес, но с перспективами

Инвестор, разобравшись со структурой задолженности, начал ею правильно управлять: в первую очередь гасить те долги, которые могли привести к банкротству предприятия. Поэтому и сегодня заработанные деньги «Томскавтотранс» вынужден направлять на погашение долгов перед перевозчиками, «отсекая давние хвосты». Но эта схема заработала, и, казалось бы, она устраивала всех, включая кредиторов-перевозчиков. В итоге на конец марта 56% задолженности оплачено. Остались, грубо говоря, свежие долги.

– Да, текущие недовыплаты еще есть, – говорит генеральный директор управляющей организации «Томскавтотранса» АО «Регион-Транс» Владимир Ильичев. – Но дальнейшие действия ясны и очевидны. Первое – ввод в эксплуатацию техники, которая будет нарабатывать доход, в том числе позволяя больше денег направлять на погашение кредиторки. Второе – поиск финансов для разового погашения долга, чтобы одномоментно снять все проблемы и формально удовлетворить кредиторов. Перед нами поставлена задача – сохранить предприятие и дать ему стимул для развития. И мы это делаем. Да, не все получается так, как задумано. В силу ряда объективных и субъективных причин. Никто не бросается с распростертыми объятиями с кредитами для предприятия, сотрясаемого катаклизмами в виде митингов и даже поджогов. Но процесс идет. У предприятия есть сегодня собственные маршруты, востребованные пассажирами. Наши новые автобусы узнаваемы, и мы уже видим, как растет пассажиропоток. «Томскавтотранс» в полной мере несет социальную нагрузку и ответственность по содержанию томского автовокзала.

Чудес на свете не бывает, констатирует новое руководство предприятия. Есть вопросы с внутренними издержками предприятия, непроизводительными расходами. Есть реальное давление.

– Автобусы стоят денег, и это заемные деньги, привлеченные, и не две копейки. Но они везут доход, отрабатывают себя и в результате позволяют предприятию развиваться, – поясняет Владимир Ильичев.

*  *  *

Из 22 автобусов, по факту находящихся сегодня у «Томскавтотранса», на средства бюджета по программе «Доступная среда» было куплено два. Все остальные предоставлены в аренду. До 1 июля поступят еще 25 единиц техники. Новые автобусы будут работать на маршрутах № 119, 141, 150, 156, 165.

Таким образом, на линии будет минимум 58 новых единиц техники. Это на 100% закроет текущие потребности предприятия и позволит работать без субпод-рядчиков, а также реализовать планы по дальним перевозкам. Увеличение парка позволит «Томскавтотрансу» расширить линейку услуг до заказных перевозок, обслуживания населения по дополнительным заявкам, что увеличит доходную часть предприятия.

Закупаемая газомоторная техника позволяет говорить о возможном снижении цен на проезд, так как себестоимость перевозок становится гораздо ниже. Кроме газомоторного оборудования автобусы оснащены системой видеонаблюдения, ГЛОНАСС и тахографами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + двадцать =