171-й театральный сезон продолжает удивлять томскую публику
Зачем молодой питерской художнице погружаться в сибирскую глубинку? Что такое парад режиссеров и чем интересны экспериментальные лаборатории на базе театра? По каким маршрутам области будет пролегать гастрольный тур?
На эти и другие вопросы «ТН» отвечает директор Томского областного драматического театра Виталий Волочинков, который возглавил коллектив в марте прошлого года.
– Виталий Валерьевич, месяц назад театр представил томскому зрителю очередную премьеру «Матренин двор». Почему Солженицын? Вы же понимали, что рискуете, предлагая зрителю столь сложное произведение. Чем руководствовались?
– Естественно, мы рисковали: Солженицын очень сложный, неоднозначный писатель. Тем более что «Матренин двор» – это не пьеса, а рассказ. Спектакль стал нашим совместным проектом с Ассамблеей народов Томской области, который победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. На средства гранта и была создана эта постановка. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз поблагодарить руководителя ассамблеи Николая Кириллова за сотрудничество, ведь постановка профессионального спектакля и организация этнического фестиваля – абсолютно разные явления.
На мой взгляд, получилось очень интеллигентно. Это спектакль о жизни, где герои говорят на реальном владимирском диалекте, в нем звучат народные частушки, поговорки, фольклорный обрядовый плач… Музыку к нему написал современный театральный композитор Николай Морозов. После его отъезда эстафету певческих занятий с актерами продолжил преподаватель по вокалу Фарит Тугушев.
Мы же все прекрасно понимаем, что главным действующим лицом в театре остается зритель. На него и делали ставку. Правда, «Матренин двор» вызвал интерес не только у обычных зрителей: уже появились первые рецензии, в том числе от столичных и томских критиков, экспертов «Золотой маски», весьма положительные.
ЦИФРА
До 500 зрителей в неделю посещают спектакли томской драмы по «Пушкинской карте».
Точный выстрел из «Пушки»
– На ваш взгляд, «Пушкинская карта» стала вам серьезным подспорьем в привлечении нового зрителя?
– Без ложной скромности могу утверждать, что мы первыми в области включились в реализацию этого проекта. Он реально способствовал в сложное пандемийное время привлечению в театр новой аудитории – молодых людей от 14 до 22 лет. Сегодня «Пушкинская карта», как лакмусовая бумага, позволяет определять уровень интереса к той или пьесе. Например, премьера спектакля «Катя» по Леониду Андрееву состоялась в октябре прошлого года, а зритель по-прежнему продолжает ходить на постановку Олега Молитвина по «Пушкинской карте».
Сегодня у нас в репертуаре более 50 спектаклей, 30 из которых идут в рамках проекта. Это очень хороший инструмент. Я глубоко убежден в том, что зрителем нужно заниматься! У нас в этом отношении зрительский отдел просто молодцы; коллектив очень творчески подходит к своей работе. Наши сотрудники держат постоянную связь с представителями образования, в первую очередь с профильными департаментами города Томска и Томской области, с представителями высшей школы и среднего звена, проводя системную работу. С начала этого года у нас реализовано более четырех тысяч билетов по «Пушкинской карте».
Возвращение из ХХI в ХХ век
– Хотелось бы поговорить и о ваших планах.
– Летом мы приступим к воплощению нового проекта, который будет посвящен творчеству томского прозаика Александра Шелудякова и его трилогии о Томском Севере. В свое время на нашей сцене уже шел спектакль по его роману «Из племени кедра». Мы нашли в театральном архиве инсценировку, написанную известным томским актером и режиссером Олегом Афанасьевым. Тот спектакль стал легендой томской сцены. Но сейчас мы можем судить о нем только по рецензиям, фотографиям и воспоминаниям. Наша постановка будет другой, с новым режиссерским решением, новыми актерами и новыми декорациями. Мы ждем художницу из Санкт-Петербурга Дарью Здитовецкую, которая в процессе работы будет погружаться в мир культуры селькупов и эвенков, побывает в Каргасокском и Парабельском районах, познакомится с бытом и обычаями представителей этих народностей.
Ну и, конечно же, будем подавать на национальную премию «Золотая маска» два наших спектакля – «Матренин двор» и «Катю».
– А что это был за эксперимент с лабораторией ComedyUlёt?
– Еще в 2011 году на базе театра прошла лаборатория молодой режиссуры DramUlёt. Проект получился интересным, его планировали продолжать, но из-за дефицита финансовых средств это откладывалось. Новую лабораторию мы решили посвятить комедии, ведь поставить спектакль в этом столь любимом зрителями и, казалось бы, легком жанре по силам далеко не каждому режиссеру. В нашей творческой лаборатории, которая состоялась октябре 2021 года, приняли участие пять молодых российских режиссеров, очень разных по стилю и творческому почерку.
По итогам зрительского голосования победила работа режиссера из Бурятии Сойжин Жамбаловой. И в мае она приедет в Томск, чтобы приступить к репетициям сказки для взрослых «Король-олень» по пьесе Карло Гоцци.
Кроме того, нынче мы будем отмечать 50-летний юбилей творческой деятельности народной артистки России Валентины Бекетовой. К этому событию молодой режиссер из Санкт-Петербурга Анна Троянова поставит спектакль по пьесе Ксении Никитиной. Это будет история любви, которую герои пронесли через всю свою жизнь. Партнером Валентины Алексеевны станет заслуженный артист России Евгений Казаков.
А прямо сейчас наш Владислав Хрусталев ставит на малой сцене спектакль «Карточки для Э.» по пьесе молодого российского драматурга Риты Кадацкой. Зрители увидят новую постановку уже 13 и 14 апреля.
Ближе ко второму полугодию ждем у себя столичного режиссера Максима Соколова. Он будет ставить спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание». И конечно же, традиционно будем готовить к Новому году две сказки – для большой и малой сцен.
Вообще, с осени прошлого года у нас наблюдается парад режиссеров: что ни месяц, то премьера!
– Совсем недавно мы увидели выступления довольно дерзкой и раскованной молодежи из Школы-студии МХАТ. Насколько интересно было вашим актерам общаться с ее педагогами?
– Возможность позаниматься с педагогами, преподающими в легендарном театральном учебном заведении, – бесценный опыт для артистов. Студенты студии показали томским зрителям два спектакля. Интерес публики к таким гастролям лучше всяких слов подтверждают аншлаги. Осенью мы ждем у себя с аналогичным экспериментом педагогов и выпускников ГИТИСа.
Культ-бросок на север и восток
– А сами вы готовитесь к гастролям?
– Конечно! У нас же такая огромная область. В прошлом году мы показывали спектакли в Парабели, Кедровом, Асине. Этим летом планируем выезд труппы на Томский Север в Каргасокский и Парабельский районы. Также нас ждут зрители в Зырянском, Первомайском, Асиновском районах. Поэтому сейчас мы особое внимание уделяем спектаклям для малой сцены – по размерам она сопоставима со сценами в районных домах культуры. Все наши новые камерные постановки мы планируем вывозить и показывать зрителям Томской области.
А еще нас приглашают к себе соседи в Горный Алтай и Бурятию.
– Что представляет собой сегодня томский театр драмы?
– Это целый мини-город, где имеется несколько собственных мастерских и цехов. Театр – это просто уникальный коллектив во главе с его труппой. Я сравниваю ее с россыпью бриллиантов, которые очень бережно вправляют в тонкую огранку предлагаемых спектаклей наши многочисленные режиссеры. О сотрудниках зрительского отдела я уже говорил.
– Виталий Валерьевич, а вы помните свое первое решение на посту директора ТТД?
– Нет, не помню. Этот год для меня пролетел, как один миг. Могу сказать лишь одно: я не авторитарный руководитель, я всегда за совещательную форму.
У меня за плечами 25 лет работы в «Авангарде», а это хорошая школа жизни. Я до сих пор с большой теплотой вспоминаю своих коллег и весь коллектив Дворца народного творчества. Между прочим, театр также вышел из недр народного творчества. Множество любопытных фактов о театральной истории мы отразили в книге, посвященной 170-летию нашего театра. Ее презентацию мы придерживаем к закрытию сезона. Увидеть красочное издание так мечтала Мария Марковна Смирнова, более сорока лет проработавшая завлитом театра драмы, человек, чье имя навсегда вписано в театральную историю. Ее материалы и статьи и стали основой книги.
– Назначая вас на директорскую должность, губернатор дал вам наказ – чтобы коллектив обрел второе дыхание. Получилось?
– Не мне судить. Могу лишь сказать, что это назначение совпало с подготовкой к празднованию 170-летия театра (из-за пандемии юбилей отложили почти на год). К этому событию ГТРК выпустила документальный фильм о томском театре, история которого началась еще в середине ХIХ века. А сам юбилей мы торжественно отметили в сентябре 2021 года.
– Идет 171-й театральный сезон томской драмы – это время…
– Это время планомерной работы и исполнения всех обязательств, что взял на себя театр. Нам рано подводить итоги, все еще впереди!
Фото: Сергей Захаров