Воспитание эмоций

171-й театральный сезон продолжает удивлять томскую публику

Зачем молодой питерской художнице погружаться в сибирскую глубинку? Что такое парад режиссеров и чем интересны экспериментальные лаборатории на базе театра? По каким маршрутам области будет пролегать гастрольный тур?

На эти и другие вопросы «ТН» отвечает директор Томского областного драматического театра Виталий Волочинков, который возглавил коллектив в марте прошлого года.

 

– Виталий Валерьевич, месяц назад театр представил томскому зрителю очередную премьеру «Матренин двор». Почему Солженицын? Вы же понимали, что рискуете, предлагая зрителю столь сложное произведение. Чем руководствовались?

– Естественно, мы рисковали: Солженицын очень сложный, неоднозначный писатель. Тем более что «Матренин двор» – это не пьеса, а рассказ. Спектакль стал нашим совместным проектом с Ассамблеей народов Томской области, который победил в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. На средства гранта и была создана эта постановка. Пользуясь случаем, хотел бы еще раз поблагодарить руководителя ассамблеи Николая Кириллова за сотрудничество, ведь постановка профессионального спектакля и организация этнического фестиваля – абсолютно разные явления.

На мой взгляд, получилось очень интеллигентно. Это спектакль о жизни, где герои говорят на реальном владимирском диалекте, в нем звучат народные частушки, поговорки, фольклорный обрядовый плач… Музыку к нему написал современный театральный композитор Николай Морозов. После его отъезда эстафету певческих занятий с актерами продолжил преподаватель по вокалу Фарит Тугушев.

Мы же все прекрасно понимаем, что главным действующим лицом в театре остается зритель. На него и делали ставку. Правда, «Матренин двор» вызвал интерес не только у обычных зрителей: уже появились первые рецензии, в том числе от столичных и томских критиков, экспертов «Золотой маски», весьма положительные.

ЦИФРА

До 500 зрителей в неделю посещают спектакли томской драмы по «Пушкинской карте».

Точный выстрел из «Пушки»

– На ваш взгляд, «Пушкинская карта» стала вам серьезным подспорьем в привлечении нового зрителя?

– Без ложной скромности могу утверждать, что мы первыми в области включились в реализацию этого проекта. Он реально способствовал в сложное пандемийное время привлечению в театр новой аудитории – молодых людей от 14 до 22 лет. Сегодня «Пушкинская карта», как лакмусовая бумага, позволяет определять уровень интереса к той или пьесе. Например, премьера спектакля «Катя» по Леониду Андрееву состоялась в октябре прошлого года, а зритель по-прежнему продолжает ходить на постановку Олега Молитвина по «Пушкинской карте».

Сегодня у нас в репертуаре более 50 спектаклей, 30 из которых идут в рамках проекта. Это очень хороший инструмент. Я глубоко убежден в том, что зрителем нужно заниматься! У нас в этом отношении зрительский отдел просто молодцы; коллектив очень творчески подходит к своей работе. Наши сотрудники держат постоянную связь с представителями образования, в первую очередь с профильными департаментами города Томска и Томской области, с представителями высшей школы и среднего звена, проводя системную работу. С начала этого года у нас реализовано более четырех тысяч билетов по «Пушкинской карте».

Возвращение из ХХI в ХХ век

– Хотелось бы поговорить и о ваших планах.

– Летом мы приступим к воплощению нового проекта, который будет посвящен творчеству томского прозаика Александра Шелудякова и его трилогии о Томском Севере. В свое время на нашей сцене уже шел спектакль по его роману «Из племени кедра». Мы нашли в театральном архиве инсценировку, написанную известным томским актером и режиссером Олегом Афанасьевым. Тот спектакль стал легендой томской сцены. Но сейчас мы можем судить о нем только по рецензиям, фотографиям и воспоминаниям. Наша постановка будет другой, с новым режиссерским решением, новыми актерами и новыми декорациями. Мы ждем художницу из Санкт-Петербурга Дарью Здитовецкую, которая в процессе работы будет погружаться в мир культуры селькупов и эвенков, побывает в Каргасокском и Парабельском районах, познакомится с бытом и обычаями представителей этих народностей.

Ну и, конечно же, будем подавать на национальную премию «Золотая маска» два наших спектакля – «Матренин двор» и «Катю».

– А что это был за эксперимент с лабораторией ComedyUlёt?

– Еще в 2011 году на базе театра прошла лаборатория молодой режиссуры DramUlёt. Проект получился интересным, его планировали продолжать, но из-за дефицита финансовых средств это откладывалось. Новую лабораторию мы решили посвятить комедии, ведь поставить спектакль в этом столь любимом зрителями и, казалось бы, легком жанре по силам далеко не каждому режиссеру. В нашей творческой лаборатории, которая состоялась октябре 2021 года, приняли участие пять молодых российских режиссеров, очень разных по стилю и творческому почерку.

По итогам зрительского голосования победила работа режиссера из Бурятии Сойжин Жамбаловой. И в мае она приедет в Томск, чтобы приступить к репетициям сказки для взрослых «Король-олень» по пьесе Карло Гоцци.

Кроме того, нынче мы будем отмечать 50-летний юбилей творческой деятельности народной артистки России Валентины Бекетовой. К этому событию молодой режиссер из Санкт-Петербурга Анна Троянова поставит спектакль по пьесе Ксении Никитиной. Это будет история любви, которую герои пронесли через всю свою жизнь. Партнером Валентины Алексеевны станет заслуженный артист России Евгений Казаков.

А прямо сейчас наш Владислав Хрусталев ставит на малой сцене спектакль «Карточки для Э.» по пьесе молодого российского драматурга Риты Кадацкой. Зрители увидят новую постановку уже 13 и 14 апреля.

Ближе ко второму полугодию ждем у себя столичного режиссера Максима Соколова. Он будет ставить спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание». И конечно же, традиционно будем готовить к Новому году две сказки – для большой и малой сцен.

Вообще, с осени прошлого года у нас наблюдается парад режиссеров: что ни месяц, то премьера!

– Совсем недавно мы увидели выступления довольно дерзкой и раскованной молодежи из Школы-студии МХАТ. Насколько интересно было вашим актерам общаться с ее педагогами?

– Возможность позаниматься с педагогами, преподающими в легендарном театральном учебном заведении, – бесценный опыт для артистов. Студенты студии показали томским зрителям два спектакля. Интерес публики к таким гастролям лучше всяких слов подтверждают аншлаги. Осенью мы ждем у себя с аналогичным экспериментом педагогов и выпускников ГИТИСа.

Культ-бросок на север и восток

– А сами вы готовитесь к гастролям?

– Конечно! У нас же такая огромная область. В прошлом году мы показывали спектакли в Парабели, Кедровом, Асине. Этим летом планируем выезд труппы на Томский Север в Каргасокский и Парабельский районы. Также нас ждут зрители в Зырянском, Первомайском, Асиновском районах. Поэтому сейчас мы особое внимание уделяем спектаклям для малой сцены – по размерам она сопоставима со сценами в районных домах культуры. Все наши новые камерные постановки мы планируем вывозить и показывать зрителям Томской области.

А еще нас приглашают к себе соседи в Горный Алтай и Бурятию.

– Что представляет собой сегодня томский театр драмы?

– Это целый мини-город, где имеется несколько собственных мастерских и цехов. Театр – это просто уникальный коллектив во главе с его труппой. Я сравниваю ее с россыпью бриллиантов, которые очень бережно вправляют в тонкую огранку предлагаемых спектаклей наши многочисленные режиссеры. О сотрудниках зрительского отдела я уже говорил.

– Виталий Валерьевич, а вы помните свое первое решение на посту директора ТТД?

– Нет, не помню. Этот год для меня пролетел, как один миг. Могу сказать лишь одно: я не авторитарный руководитель, я всегда за совещательную форму.

У меня за плечами 25 лет работы в «Авангарде», а это хорошая школа жизни. Я до сих пор с большой теплотой вспоминаю своих коллег и весь коллектив Дворца народного творчества. Между прочим, театр также вышел из недр народного творчества. Множество любопытных фактов о театральной истории мы отразили в книге, посвященной 170-летию нашего театра. Ее презентацию мы придерживаем к закрытию сезона. Увидеть красочное издание так мечтала Мария Марковна Смирнова, более сорока лет проработавшая завлитом театра драмы, человек, чье имя навсегда вписано в театральную историю. Ее материалы и статьи и стали основой книги.

– Назначая вас на директорскую должность, губернатор дал вам наказ – чтобы коллектив обрел второе дыхание. Получилось?

– Не мне судить. Могу лишь сказать, что это назначение совпало с подготовкой к празднованию 170-летия театра (из-за пандемии юбилей отложили почти на год). К этому событию ГТРК выпустила документальный фильм о томском театре, история которого началась еще в середине ХIХ века. А сам юбилей мы торжественно отметили в сентябре 2021 года.

– Идет 171-й театральный сезон томской драмы – это время…

– Это время планомерной работы и исполнения всех обязательств, что взял на себя театр. Нам рано подводить итоги, все еще впереди!

Фото: Сергей Захаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.