Вперед и только вперед!

Таков принцип Алексея Соколова

Перечисление регалий томского педагога Алексея Соколова может занять несколько строк. Заслуженного учителя России, отличника физической культуры и спорта, отличника просвещения, почетного работника общего образования РФ, тренера, преподавателя физкультуры Академического лицея г. Томска знает весь город. Соколов известен и далеко за пределами Сибири. За это время он подготовил большое количество спортсменов, показавших высокие результаты на всероссийских и международных турнирах. Его учениками были олимпийский чемпион по хоккею Николай Борщевский и призер Олимпийских игр баскетболист Александр Каун. Под руководством Соколова школьные команды неоднократно становились призерами и победителями региональных соревнований. Как Алексею Алексеевичу удалось достичь таких результатов? Что уже столько лет привлекает его в преподавании, наставничестве? Об этом «ТН» поговорили с известным томичом.

Равнение на лучших

– Алексей Алексеевич, какую роль в вашей жизни сыграли спорт, общение, коммуникация? Кто ваши наставники? На кого равнялись?

– Я родился в Томске. Мои родители работали на заводе и были в городе достаточно известными людьми. Отец – директор «Сиб-электромотора». Соответственно, и семейный круг общения был большой. Часто дома бывали, как сейчас бы сказали, представители элиты области, города, партийные руководители. Общаться с такими людьми было очень интересно и познавательно. Может быть, тогда, во время подобных встреч у меня и появился интерес к коммуникации, потребность быть наставником, что потом и повлияло на выбор жизненного пути. Равняться было на кого.

Ну а со спортом тоже все достаточно просто. При всей загруженности родители уделяли мне и сестре много времени. Но большое значение в моем воспитании играл и двор. А во дворе как раз и царили физкультура и спорт: хоккей, футбол, лапта, волейбол, лыжи и многое другое. Но вначале были коньки-дутыши, которые мне купили родители в семь лет. В 1960-х на коньках, причем не обязательно на катках, а и по улицам, катались практически все. И я не стал исключением. Потом увлекся хоккеем, тоже очень распространенный в 1960–80-х вид спорта. Когда я был подростком, только-только начал раскручиваться знаменитый турнир «Золотая шайба». Поднялся хоккейный бум. Шайбу гоняли круглосуточно. Вначале я играл в дворовой команде, которую нам помог организовать работник горисполкома Михаил Борисович Коробков. Вспоминаю его с благодарностью. Сколько он нам помогал! Мы вместе заливали лед, тренировались. Затем в середине 1960-х в городе открылась ДЮСШ № 4. Я перешел в нее. Вскоре стал там капитаном хоккейной команды. Мне всегда нравилось обучать, передавать свой опыт. Даже тренер иной раз доверял мне проводить тренировки. Я такое доверие ценил. Постоянно совершенствовался, покупал множество книг, составлял какие-то игровые комбинации, схемы, придумывал новые упражнения.

Организатор атак

– Как развивалась ваша преподавательская карьера? Расскажите о хоккеисте Николае Борщевском. Чем он выделялся?

– В 1970 году я окончил 50-ю школу, твердо решив стать спортивным наставником, преподавателем, тренером. Но торопиться с институтом не стал. Ведь школу окончил в 16 лет. Можно сказать, пацан. Пошел работать на завод слесарем. Отучился год на рабфаке. И лишь затем поступил в Томский пединститут. Учась в институте, играл за сборную области по хоккею. Отслужил в армии, как положено, а вернувшись на гражданку, устроился учителем физкультуры в томскую школу № 9. С большим спортом пришлось распрощаться. Но реализовывать себя я решил через своих учеников. Кстати, параллельно вел в школе хоккейную секцию. Эту практику сохранил на всю жизнь. Во всех образовательных учреждениях, где преподавал, всегда вел спортивные секции.

Потом была школа № 34. В это же время одновременно стал тренером по хоккею в ДЮСШ № 4. Тренировал юношескую команду Томска. Здесь же и познакомился с будущим олимпийским чемпионом по хоккею Николаем Борщевским. Тогда он был еще ребенком, но подающим большие надежды. Играл Коля, конечно, здорово! Он не был особо мощным физически, но брал техникой. Умел организовать вокруг себя товарищей. Славился как организатор атак. Как-то он сломал руку, но и с загипсованной рукой продолжал тренировки. Держал клюшку в одной руке. А завязывать коньки ему помогали товарищи по команде. Не пропустил ни одной тренировки. Вот это воля! Когда Николай стал уже известным спортсменом, во время игр посмотреть именно на него собирались стадионы. Такая у парня была популярность. Вообще, он не единственный известный хоккеист, которого я тренировал. В былые годы у меня пять человек играли в горьковском «Торпедо», а хоккеист Тарас Короткевич – даже в сборной СССР. Мое правило таково: не нужно держать перспективных спорт-сменов возле себя до бесконечности. Иначе в один момент они останавливаются в развитии. Необходимо давать им расти, добиваться больших высот. Двигаться вверх, совершенствовать себя.

Мне везло на людей

– Почему вы так верны томскому Академлицею, где преподаете долгие годы? Что привело вас сюда?

– В Академлицей я попал не сразу. После 34-й школы один год работал хоккейным тренером на Томском радиозаводе и одновременно с этим тренировал детей в Академгородке в детском клубе «Кибальчиш». В это время окончательно утвердился во мнении, что одной тренерской работы мне мало. Хотелось работать именно с детьми в школе. Видимо, тогда обо мне узнали в Академлицее, куда вскоре и пригласили работать преподавателем физкультуры. Правда, в то время это был еще не лицей, а школа № 9. Не нужно путать ее с томской девятой школой, в которой я преподавал в 1970-х. Я согласился и работаю здесь уже 42 года. В этом огромную роль сыграл бывший руководитель образовательного учреждения Григорий Абрамович Псахье. Очень душевный человек. Огромный авторитет. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Во время первой встречи мы пообщались с ним буквально 10 минут, и он меня убедил отдать предпочтение школе № 9 в Академгородке. Псахье определил мою будущую судьбу. Вообще, мне по жизни очень везло с людьми, руководителями, наставниками. Меня всегда поддерживали хоккейные тренеры, преподаватели. Среди них хочу выделить директора ДЮСШ № 5 Николая Кузьмича Соколенко, директора томской девятой школы народного учителя России Нину Васильевну Струкову и многих других.

Важен стимул

– Чем вы занимаетесь сейчас?

– В последнее время мне очень интересно работать с ребятами, выступающими на Президентских спортивных играх, играх школьных спортивных клубов. И наш лицей постоянно среди лучших. Например, в прошлом году наш семиклассник завоевал в играх школьных спортивных клубов третье место. Сейчас проходят всероссийские соревнования «Серебряный мяч» по волейболу. Мы тоже в них участвуем. Кстати, в прошлом году у нас была очень хорошая волейбольная команда. Перспективы у девочек из этой команды очень хорошие. Подчеркну: попасть на подобные соревнования непросто. Вначале нужно выиграть город, потом областные состязания. И лишь потом – Россия. Поэтому готовимся с ребятами серьезно. Отсюда и результаты. Например, в состязаниях по легкой атлетике в Президентских спортивных играх наши лицеисты недавно заняли третье место. Я объясняю молодым людям, что выход на всероссийский уровень, где спортивными селекционерами ведется дотошный отбор лучших, – возможность попасть в серьезные профессиональные команды. Сделать спортивную карьеру. А это отличный стимул. Как, впрочем, и выполнение нормативов ГТО. И дело здесь не только в физкультуре. Эти результаты в числе прочего учитываются при поступлении в вузы страны. Немаловажно и то, что у ребенка вырабатывается соревновательный опыт, который потом ему очень пригодится в жизни. Кстати, напомню, что 111 учеников нашего лицея получили знаки отличия за успешное выполнение нормативов ГТО.

48 лет – стаж работы известного тренера.

Учить личным примером

– На что делаете особый упор в своей работе как наставник?

– Не поверите, кроме работы с детьми много внимания уделяю общению с родителями. Часто они переоценивают своих отпрысков, считают их огромными талантами. А это не всегда так. Такие родители не понимают, что их ребенок на самом деле может, а чего – нет. Бывает, ребенку буквально навязываются какие-то модные, раскрученные виды спорта. Ребенок должен попробовать разное, но выбрать то, что ему по душе.

Впрочем, это не значит, что от спорта нужно отказываться. Считаю, все дети должны пройти через спорт. Вопрос лишь в том, чтобы выбрать то, в чем у ребенка есть перспектива, раскрыть его талант. И еще: все нужно делать в свое время. В спорте время очень скоротечно. Пропустил несколько лет, и ты уже никому не нужен. Был в моей практике такой случай. В школе приметил высокого парня. Посмотрел – он просто создан для волейбола. Огромные кисти рук, рост. Я его убеждал заняться этим видом спорта, он – ни в какую. Прошло какое-то время. Приходит, говорит, осознал, возьмите. А момент уже упущен. Парень стал слишком «стар» для спорта.

Если говорить о моей методике, то я исповедую принцип – тренер принадлежит команде. На тренировке он должен в какой-то степени быть таким же, как его ученики. Не стоять и руководить где-то поодаль, а, условно говоря, вставать вместе с ними на коньки и убеждать на льду собственным примером. Что бы я ни преподавал: баскетбол, волейбол, бадминтон, я всегда играю вместе с ребятами. Я всегда на площадке. Это залог успеха. Как и поддержка семьи, коллег, друзей, родителей.

Автор: Андрей Суров
Фото из архива героя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =