Вперед и вверх

Генеральный директор ТДСК Александр Шпетер ответил на вопросы томских журналистов

Пресс-конференция генерального директора Томской домостроительной компании Александра Шпетера прошла 8 февраля в заочном формате из-за пандемии коронавируса. Журналисты томских СМИ прислали более полусотни вопросов.

50-летний юбилей и достижения компании

– Первое и самое главное достижение ТДСК – то, что предприятие до сих пор живо, и мы празднуем 50-летие. За прошедшие полвека холдинг построил 8,2 млн квадратных метров жилья и примерно 100 тысяч квартир – значит, сегодня 100 тысяч семей живут в домах ТДСК. А если учитывать регулярные переезды, можно утверждать, что более половины населения Томска живет или когда-то проживало в этих домах.

Численность работников компании находится в диапазоне от 3,5 до 4 тысяч человек. Примерно еще столько же привлеченного персонала занято на объектах ТДСК – это субподрядчики, транспортники, механизаторы, электрики, сантехники и так далее. И все они – жители Томска. Хочу напомнить, ТДСК – это чисто томское предприятие, учрежденное работниками домостроительного комбината. Число акционеров компании около 600 человек, у нас нет иногородних учредителей и участия государства.

За 50 лет через компанию прошло множество людей, в том числе легендарных руководителей. Первым руководителем ДСК стал Евгений Александрович Калугин – к сожалению, его уже нет с нами. Леонид Николаевич Лебедев живет в Москве, и мы передаем ему самые добрые пожелания. Алексей Михайлович Брянский, который некоторое время был начальником ДСК, трудится в Томске, мы виделись на днях, и он, безусловно, рад этой дате.

1 февраля исполнилось 32 года с момента, когда я возглавил компанию. В 1990 году ситуация на ДСК уже была крайне сложной, и, по всей видимости, именно мне предстояло ликвидировать это предприятие. Напомню, к началу 1990-х годов в России насчитывалось около 400 домостроительных комбинатов, в Советском Союзе порядка 600. И в тот период они исчезали один за другим, в 1993 году в РФ оставалось всего 16 ДСК, включая томский. Сегодня в компании в рамках единой технологической цепочки функционируют 23 предприятия.

Итоги 2021 года

– Во многом это был необычный год. Вышло так, что 2020-й завершился очень удачно – причинами стали новая система финансирования и льготные ипотечные ставки, в результате спрос попросту зашкаливал. А вот 2021 год начался уже совсем в другом ключе, и мы считали, что он будет достаточно скромным в плане результатов. Однако потом поставили себе задачу построить сразу восемь детских садов – компания приняла решение об участии в соответствующих аукционах, где стало очевидно, что, кроме нас, это сделать некому. Процедура была рыночной и заявиться могли компании со всей страны, но мы стали единственными ее участниками.

Сама по себе задача построить восемь детских садов являлась для компании избыточной, но мы взялись, и уже в середине года пришлось корректировать директивный график, то есть уменьшить план по квадратным метрам жилья и нарастить усилия для возведения детсадов.

И в то же самое время мы работали еще на нескольких сложных объектах: на хирургическом корпусе онкодиспансера, реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП) томского аэропорта, кернохранилище «Томск­НИПИнефть» и очень интересном здании областного суда на подъезде к площади Соляной (за этот проект также не брался никто).

Из-за пандемии начались нешуточные проблемы с кадрами – люди болели у нас, у субподрядчиков, у многочисленных поставщиков. Тем не менее компания справилась с основными задачами 2021 года. Как я уже говорил, летом мы скорректировали план, в итоге запланированный объем ввода жилья снизился до 60 тысяч «квадратов».

Год закончился неплохо, мы ввели в строй 180 тысяч квадратных метров (из них 20 тысяч – в Новосибирске и 15 тысяч – в Северске) и четыре детских сада. Еще четыре детсада были построены, но не введены в строй из-за некоторых незавершенных операций – из-за пандемии нам попросту не хватило людей. Сейчас работы по садам находятся на финишной стадии, думаю, по итогам первого квартала все будут введены в эксплуатацию.

Схожая история произошла с хирургическим корпусом. Его проект был изготовлен в 2013 году, а период между 2013 и 2021 годом – это бурное развитие медицины вплоть до изменения идеологии. В результате проект заметно устарел, и перед нами встал вопрос о том, что делать дальше – по старому проекту строить нельзя, а нового не существовало в природе. Решили делать все по ходу пьесы, хотя по понятным причинам это крайне сложное занятие. Различные согласования идут до сих пор, но он будет достроен, и Томск получит еще один уникальный объект. Напомню, несколько лет назад рядом мы построили радиологический центр с уникальным оборудованием.

Южные Ворота – 2

– Разумеется, этот район будет отличаться от Южных Ворот хотя бы потому, что строительная наука и архитектура не стоят на мес­те, а движутся вперед.

Концепция, которая здесь обязательно будет, – квартальная застройка и дворы без машин. Возможно, мы построим подземные паркинги, часть автомобилей разместим по внешнему периметру, но внутри дворов будет благоустроенное пространство только для жителей.

Да, это тоже индустриальное жилье, но глубоко модернизированное. Мы спроектировали развитый холл: просторный входной узел с местами для хранения велосипедов и другого мини-транспорта, с возможностью оборудовать санитарную зону. Такой холл обеспечивает сквозной проход на другую сторону дома, в благоустроенный по новым стандартам двор. В этом случае мы пользуемся опытом, полученным в ходе строительства жилого комплекса на Комсомольском, 48, – там реализован свежий подход к благоустройству, принципы которого планируем применить и в Южных Воротах – 2.

Радонежский

– Мы завершаем работы на этой площадке. Заканчивается сборка последних двух домов, остается возвести паркинг, и мы оттуда уйдем. Компания обращалась к руководству Томска с предложением о подготовке соседних участков, тем более что уже развернутая строительная площадка позволяет нам двигаться дальше без затрат по времени и прочим ресурсам.

В ответ мы не получили ничего определенного, поэтому сейчас перспективы этого направления под вопросом. Да, в позапрошлом году мы купили небольшой участок вблизи Радонежского, где когда-то размещалось предприятие строительной индустрии. Работы уже начались, разрабатываем котлованы для двух жилых домов. Но пока это все. Есть вероятность, что принятие закона о КРТ позволит изменить сложившуюся ситуацию.

На мой взгляд, перспективы у этого направления есть. Нужно двигаться к центру города, попутно облагораживая берег реки – мы не раз озвучивали идею о создании большой набережной в северной части города. Сегодня этот вопрос все еще рассматривают.

Переулок Целинный

– Одно из подразделений компании – СУ ТДСК – приняло участие в аукционе и выиграло его. Речь шла почти буквально о строительстве коробки, и эту задачу мы выполнили, хотя в конце 2021 года там все-таки решился вопрос о благоустройстве. Сейчас временем завершения проекта считается август 2022 года, работы в самом здании практически закончены.

Нужно понимать, что речь идет о месте с очень сложной, скажем так, инженерной обстановкой. На Черемошниках нет ливневки, да и много чего другого нет. По сути, это относительно небольшой десятиэтажный дом, однако мы вынуждены строить для него сразу две канализационно-насосные станции. Одна из них находится на глубине около 10 метров, вторая – шести метров. То есть это болото, требующее постоянной откачки.

Если всерьез заниматься Черемошниками, то вариант КРТ – лучший. Это будет огромный проект – придется поднимать всю территорию, отводить воду, дренировать участки и так далее. И на примере этого дома можно понять, что придется делать в рамках реновации площадки.

Комсомольский, 48

– В эксплуатацию сданы первые пять подъездов, два уже заселены. Будет ли продолжение этого проекта на площадке, расположенной буквально через дорогу? С одной стороны, спрос на такое жилье в городе есть. Да, стоимость высокая, но люди его берут и даже образуют очереди. С другой – здесь есть сложности, связанные с характером участка.

Когда мы разрабатывали проект Комсомольского-1 (в нашей терминологии), то сразу предложили и концепцию Комсомольского-2 на пересечении пр. Комсомольского и ул. Сибирской. Она разработана с участием того же голландского архитектурного бюро. Речь не идет о повторении первого проекта, по сути, это еще один шаг вперед в развитии городской архитектуры и комфорта. Например, ближе к реке здесь спроектированы городские виллы с выходом на пляж Ушайки.

В итоге мы получили одобрение руководства города и области, но, приступив к проработке земельного участка, поняли, что он чрезвычайно сложный – огромное количество частных домов, муниципальная собственность лишь частично. Но без администрации города данный вопрос не решить.

Планы по вводу объектов в 2022 году

– Как я уже говорил, в первом квартале будут введены четыре детских сада. К середине года завершится строительство хирургического корпуса онко­диспансера. Мы продолжим работу на взлетно-посадочной полосе томского аэропорта. Реконструкция взлетки завершится, но останутся другие работы. Сейчас там строят новый аэровокзальный комплекс, и это делаем не мы. После завершения всех начатых работ томский аэропорт превратится в самый современный объект, способный принимать практически все типы самолетов.

Продолжим работать в районах ТДСК – наши работники вернутся со строительства детских садов и хирургического корпуса к своей основной работе.

Также в 2022 году начнем освоение нового района, который пока носит условное название «Супервосток». Он расположен в продолжении улицы Демьяна Бедного, там, где строится школа. По условиям контракта она должна быть введена в конце 2022 года.

В целом 2022 год будет напряженным. Пока он остается переходным – нам не удается полностью вернуться к основной работе по жилью, так как мы заканчиваем социальные объекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × пять =