Все это называется «радио». Заметки экскурсовода Дома радио

В деревенской печке уютно потрескивают дрова. Из-за плотно зашторенных окон можно услышать, как поет свою зимнюю песню ветер. Где-то лает собака. Я высовываю нос из-под одеяла и жду. Жду, когда диктор радио скажет мне свои заветные слова. Мама делает радио погромче: «В связи с сильными морозами школьники с первого по третий класс занятия могут не посещать». Для второклассницы и отличницы учебы такой железобетонный аргумент прогулять школу – это настоящий подарок! Можно брать санки и бежать с девчонками на гору (это ведь до школы идти холодно, а кататься с горы – в самый раз!). Этот голос кажется мне волшебным. Как будто сказочник сидит там, в этом квадратном кухонном репродукторе, и дарит маленькое чудо ответственным детям, которые могут не пойти на уроки только по уважительной причине!

*  *  *

Я подставляю табуретку к стене, вскарабкиваюсь на нее, маленькие ручки тянутся к радио. Снимаю его с гвоздя. Надо аккуратно – чтобы хватило провода, я это знаю. Ставлю на подоконник – до стола не дотянется… Сейчас. Сейчас все начнется! «Дорогие ребята! Усаживайтесь поудобнее», – говорит голос. Уже сижу! «Сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие». Готова! «Мы возьмем с собой наших друзей, которые будут петь и играть на музыкальных инструментах. Радиоспектакль начинается!» Ура!

*  *  *

Первомай. Улица яркая, разноцветная, цветущая. Все улыбаются. Хочется поднять веточку с белыми цветами из гофрированной бумаги выше всех и помахать ею так, чтобы непременно увидели там, на трибуне. Громко звучат песни из большой круглой штуковины на столбе. Я не понимаю половины слов, но мне кажется, все они – очень радостные. И люди вокруг такие же. Радостные, молодые, счастливые!

*  *  *

Вся наша семья в сборе. Идет родительский любимый фильм «Тени исчезают в полдень». Я запомнила название. И я узнаю его с полутона. Я давно выучила музыку, которая, как позывной, звучит в нашей квартире. Значит, надо собираться в зале. Значит, надо отложить все дела. Значит, надо усесться на большой диван всем вместе. Кадры мелькают один за другим. Я вижу «черную тарелку» (о ней мне рассказали взрослые), которая стоит на деревенском окне. Люди на экране бегут к этому окну. «Говорит Москва!»… А потом я слышу, как дяденька громким голосом объявляет: «Война!» Повисает тишина – в кино и в нашей комнате. Я понимаю, что то, что происходит там, в телевизоре – это что-то ужасное, и я пододвигаюсь поближе к папе. Рядом с ним не так страшно.

*  *  *

«Радионяня, радионяня. Есть такая передача…» – с таких слов могла бы начаться следующая страничка моих детских радиовоспоминаний. Но я почему-то не помню эту передачу. Зато помню, что была передача «Сельские зори». И мне нравилось, что рассказывают про деревню, про то, сколько накопали картошки, как много дают молока коровы в колхозе и как деревенские дети помогают собирать лекарственные травы. Может, потому что это все было про меня?..

*  *  *

Пройдет каких-то 40 лет. И обо всем об этом я буду рассказывать детям 2020-х на экскурсиях в Доме радио. Там, где сегодня работают Радио России, радио «Маяк» и «Вести ФМ».

За эти годы радио изменится до неузнаваемости.

Проводное постепенно будет вытесняться ФМ. Областное радио станут чаще называть Радио России «Томск», и оно тоже станет вещать не только по проводам, но и на ФМ-частотах. Громоздкие приемники перекочуют в легонькие телефоны. Объемные бобины с многокилометровой пленкой станут достоянием любителей-меломанов. И 28 тысяч композиций томской радиостудии вместо огромной комнаты-фонотеки со специальным температурным режимом и влажностью будут занимать один-единственный жесткий диск. Да что там? Хоть и большого объема, но просто флешку. Репортерские магнитофоны, весившие несколько килограммов, которые изрядно оттягивали плечо, переместятся в такое цифровое устройство, размер которого не больше ладони (кстати, в 1950-х годах подобная техника (а она в Доме радио есть) весила 56 (!) килограммов. Далее: переброска материала для радиопередачи, к примеру с пресс-конференции, будет занимать вместо 45 реальных минут всего несколько секунд. И вообще на радио наступит эпоха автоматизации и цифровизации. Все процессы ускорятся в разы. Технические параметры в журналистских магнитофонах будут удерживаться в течение всего срока эксплуатации и не будут требовать дополнительного вмешательства, как это было раньше. Переключение каналов подачи программ заменит электроника, управляемая компьютером. Для переключения, скажем, с московского на томское вещание теперь не нужен будет отдельно взятый человек. Все будет делать программа для радиовещания «Джинн» (отечественные разработчики постараются). Оптическому кабелю, который соединяет Дом радио с передатчиком на телевышке, теперь не страшна будет молния, которая в свое время могла наделать много бед передаче радиосигнала. А сердце Дома радио – центральная аппаратная – станет сетевым центром радиовещания. И оно будет биться под четким контролем компьютерных программ.

*  *  *

«Открытая студия» и «Здравствуйте, соседи!», «Семь дней в Доме радио» и «Резонанс», «Радио Регион» и «Культурная среда», «Детская редакция» и «Живые пятницы» и еще десятки проектов можно услышать на Радио России сегодня.

*  *  *

Бывают недели, когда на экскурсии в Дом радио выстраивается очередь. Ведь это чуть ли не единственное место в Томске, где можно посмотреть сразу две эпохи развития радиотехники. А еще здесь есть единственная в регионе сданная по ГОСТам радиостудия. И те самые радиосказки. И та самая круглая «штуковина» – громкоговоритель колокольчик. И еще более 200 экспонатов на музейной радиоэкспозиции, среди которых, конечно, самый главный – «черная тарелка», подаренная благодарными томичами музею. И этот радиорепродуктор «Рекорд» (именно так «тарелка» называется по документам), несмотря на то что недавно отметил свое 77-летие, говорит чисто, красиво и по-прежнему очень убедительно: стараниями рук наших инженеров. В радио с годами меняется многое – не меняется одно: инженерная мысль. Она всегда на высоте. По сути, День радио, который стал поводом для этого материала, это праздник в первую очередь радиофизиков, настоящих профессионалов своего дела. Впрочем, у нас на радио, на Пушкина, 19, – физики и лирики, техники и гуманитарии, инженеры и журналисты делают одно большое, важное дело. Мы делаем вместе Радио!

Татьяна Негодина, экскурсовод музея Дома радио, радиоведущая

Фото из архива музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 2 =