Почему в межвыборный период члены избиркомов садятся за парты
Председатель Избирательной комиссии Томской области Эльман Юсубов – фигура поневоле медийная. Причем в качестве ньюсмейкера он выступает не только во время выборов. Законодательство в сфере его профессиональных интересов меняется так быстро, что Эльману Сулеймановичу то и дело приходится выступать с разъяснениями. В том числе и перед своими коллегами. В межвыборный период все управленцы, образно выражаясь, садятся за парты. Глава облизбиркома лично проводит обучение в районных комиссиях, регулярно посещая все без исключения муниципальные образования. Это не считая вебинаров, интернет-конференций и обучения по скайпу.
Учим взрослых, изучаем молодежь
– Я бы назвал два основных направления работы, которой мы занимаемся между выборами.
Во-первых, это подготовка кадров избиркомов. Ее мы ведем перманентно, по плану. Наше законодательство мобильно. От кампании до кампании происходит не просто технологическая замена одних терминов на другие – изменения принципиальные. На данный момент это касается, например, организации досрочного голосования. В предсто кампанию, в связи с тем что выборы нас ожидают совмещенные, досрочно проголосовать будет нельзя. Необходимо брать открепительные удостоверения. Таково требование закона. И это только одно новшество. К каждому из них надо готовиться. Члены избирательных комиссий не только теоретически должны знать об изменениях, но и быть готовыми применять их на практике. Обучение проводим в форме деловой игры. Сначала нужно изучить «параграф», а потом решить задачки по «учебнику», на конкретных примерах. Муниципальная кампания от 13 марта показала: такая методика себя оправдывает.
Во-вторых, работа с молодежью. Недавно мы завершили исследование, его основная цель – выявить, что новое поколение думает об участии в избирательном процессе. Материал очень интересный, надо анализировать и исходя из этого строить работу избирательной комиссии по вовлечению молодежи в процесс, увеличению явки и активности. Преувеличить важность этого направления трудно. Как и его сложность. Это тяжелая работа – с подготовленной, в какой-то степени политически ангажированной аудиторией, со своим мировоззрением, отношением… Деликатная, я бы сказал.
Нарезка – дело непростое
– Первый этап обновления областного законодательства мы прошли. В феврале текущего года на заседании регионального парламента представили и отстояли закон о выборах депутатов областной Думы. Эти изменения, еще раз повторю, связаны с появлением новых правовых позиций Конституционного суда и обновлением федерального законодательства. Естественно, мы обязаны все это ввести в областной закон о выборах. Он был принят сразу в двух чтениях, но предшествовала этому большая работа с нашей законодательной и исполнительной властью, партиями. Очень кропотливая и в то же время крайне ответственная как с юридической точки зрения, так и с политической – определение схемы одномандатных избирательных округов. В октябре мы ее завершили и вынесли на публичное обсуждение, затем разослали политическим партиям на согласование. Из четырех поступивших замечаний два мы учли, а два были отклонены как противоречащие законодательству.
Что на новенького?
– Многие изменения в избирательном законодательстве носят как организационный, так и понятийный характер. Например, сетевое издание – что это такое? На всех предшествующих выборах мы имели дело с «классикой»: есть электронные СМИ – телевидение и радио и печатные – газеты и журналы. Сейчас вводится новое понятие – сетевое издание. Это то, что размещается в Интернете. И в данном случае не все пока однозначно. Вопрос: газета А – печатный орган, зарегистрированный в Роскомнадзоре, имеет свидетельство о регистрации. У этой газеты есть свой сайт, иначе – страничка в Сети, где размещается электронная версия газеты. Вопрос: является ли эта страничка газеты А средством массовой информации? Сейчас законодатель пытается эту проблему разрешить.
Пошли дальше. Так называемые блогеры. Является блог СМИ или нет? Изменения в федеральном законе говорят: да, это СМИ, и на него накладываются те же ограничения и наказания в случае нарушения, но в том случае, если на него есть три тысячи и более упоминаний, ссылок…
Процессуальный вопрос – организация дебатов. Отныне согласно закону кандидаты должны лично приходить на дебаты, а не присылать своих помощников и доверенных лиц или уполномоченных представителей. Если он прислал кого-то за себя, время передается другому кандидату.
Усиливается ответственность за нарушение правил агитации, а значит, и штрафные санкции… Важный вопрос, хотя и частный – по процедуре удаления наблюдателя. Для Томской области эта проблема не слишком актуальна, но тем не менее. По новой редакции закона удаление возможно только на основе решения суда. Но как быть, если участок в Среднем Васюгане, а суд – в Каргаске? Ждем разъяснений.
Журналист или где?
– Как получается, что уважаемые СМИ аккредитуют на выборы невесть кого? Это чисто российская проблема. Ни в одной стране ничего подобного нет. Неожиданно в день голосования на участок приходят никому не известные люди, не написавшие в жизни ни строчки и не снявшие ни одного сюжета, но с «бумагой» от официального СМИ. Уважаемые журналисты, обращаюсь к вашему сообществу! Где ваша корпоративная гордость? Такой подход, на мой взгляд, роняет авторитет издания и наносит колоссальный ущерб прежде всего журналистике как профессии. А как вы думаете, уважаемые избиратели?