Все начинается с игры

Чему учит Школа молодых ученых

В четвертый раз в Томске прошла Школа молодых ученых Science O’Clock. В ней приняли участие более 50 студентов, аспирантов, молодых ученых из Томска и Новосибирска. В этом году был побит рекорд желающих – поступило свыше ста заявок. Чем школа занимается вообще и почему она стала настолько популярной, что некоторые участники побывали на тренингах во второй и в третий раз, – об этом мы беседуем с куратором проекта Science Slam ведущим инженером Института химии нефти СО РАН Анной Ильиной и одним из организаторов школы Кристиной Быковой.

Баловство или наука?

– Что такое «Научный крокодил»?

Анна Ильина: – Встречный вопрос: как, например, вы можете изобразить ядерную реакцию?

– Ну, это взрыв, а потом цепная реакция, такие круги, которые расходятся все дальше и дальше…

А. И.: – Это ваше представление. У нас была группа, в которой среди девочек оказался всего один мальчик. И ему постоянно попадались слова «ядерные реакции», «атомные реакторы», «коллайдер». И тут внезапно повезло – «алмаз». В то время как участники других команд пытались изобразить прочный минерал, он, немного подумав, изобразил… колечко. И сразу все всё поняли, особенно женская аудитория.

Игру «Научный крокодил» мы разработали и адаптировали под аудиторию, которой надо объяснить специфические термины обычным языком. И сделать это доходчиво, убедительно и изобретательно. Используя все свои таланты – с помощью рисунка, пантомимы… Таким образом, мы проверяем наших участников на то, понимают ли они термины, которые используют, насколько убедительно могут их донести до аудитории. Даем подсказки, снимаем напряжение, побуждаем к тому, чтобы после наших тренингов у них появилась потребность заглянуть в другие источники.

– И все это через игру?

Кристина Быкова: – Все начинается с игры… Для нас и школьники, и студенты, и молодые ученые – дети. Не потому, что мы смотрим на них высокомерно и снисходительно, а потому, что в основе любого познания – детское любопытство. Игра развивает творческую часть натуры – креативность, способность быстро принимать решение, особенно когда выступаешь перед залом, а тебе задают неудобные вопросы. Главное, что есть в игре, – раскрытие навыков.

И знакомства завести…

– Как вы это делаете? И что вообще является целью проекта?

А. И.: – Школа молодых ученых Science O’Clock реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и при участии Территориальной профсоюзной организации Томского научного центра СО РАН Профсоюза работников РАН. Наша цель – предложить эффективные тренинги по искусству презентации и ораторскому мастерству, а попросту – научить говорить молодых ученых о нау-ке интересно, чего нам в жизни так не хватает. Мы хотим, чтобы наука в широкой и неподготовленной аудитории была понятна, чтобы к ней проявляло интерес население.

К. Б.: – Популяризация науки – только одна часть этой задачи. Другая часть – выстраивание коммуникативных связей между участниками и населением. Мы приглашаем интересных спикеров, приезд которых почитаем за честь. Гостями третьей и четвертой школы стали известные популяризаторы науки – научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна) Юрий Северюхин и научный журналист, блогер, врач высшей категории Алексей Водовозов, которые рассказали об интересных исследованиях в радиационной биологии и медицине. Именно они отметили, что формат такой школы позволяет завести знакомства, узнать, кто и чем занимается в разных университетах, лабораториях, что в последующем может вывести на совместные проекты, а некоторым участникам получить приглашение на работу в престижные научные учреждения. Что уже и практикуется в Дубне.

Форма… А может, содержание…

– Как проходят занятия в Школе?

А. И.: – Они претерпели изменения. Сначала это были двухдневные семинары на разных площадках, потом мы решили, что не очень хорошо менять адреса, и теперь встречаемся в одной аудитории и только по воскресеньям. Но с глубоким погружением в содержание программы, с утра до вечера. Стараемся во всем соблюдать баланс – поровну участников вузов, научных организаций, молодежных сообществ, людей разного возраста и образования. Но чтобы всем было интересно!

К нам приходит молодежь с опытом Science Slam и «Нескучного доклада», и мы предоставляем им возможность поделиться опытом. Как использовать разные приемы – сторителлинг, юмор, визуальный ряд… Всех обеспечиваем раздаточным материалом, представляем наиболее интересные практики, отвечаем на вопросы, организуем обсуждения.

К. Б.: – Мы даем инструменты, которые можно применять везде. А потом уже каждый волен решать, что ему подходит из предложенного, а что – нет.

– Уместно ли лекцию превращать в шоу? Как бы за формой не потерять содержание…

А. И.: – Нам часто задают этот вопрос. Но приходится признавать, что многие из молодых не любят читать, им сложно воспринимать большие тексты. Студентам ближе картинки, дизайнерские фишечки, мастер-классы. Прекрасно, если перед ними харизматичный, интересный преподаватель, а если нет? Умению донести знания до студентов так, чтобы они поняли, можно учиться. При этом не искажая сути. Мои родители – преподаватели, они активно используют современные формы обучения. Однако формулы и термины никуда не уходят. Уважающий себя преподаватель не позволит превращать урок в банальный стендап. Его цель – вложить в ученика знания, достигнув этого наиболее выразительным способом. Чему мы и учим.

К. Б.: – Новейшие знания о нашем мозге, полученные в ходе последних исследований, говорят о том, что сухие цифры и факты запоминаются с трудом. Чтобы формировалась память, необходимы ассоциации, вызванные фактами, которые сообщаются. Информация должна вызывать эмоции, тогда она запоминается. Для современного молодого поколения это достигается ускоренным темпом и с помощью картинки, видеоряда. Это то, что называется клиповым мышлением. И если мы хотим передать какие-то знания молодому поколению, нам придется подстраиваться под него. Но, несмотря на то что мы – за разнообразную форму, мы – за сохранение содержания. За то, чтобы как можно меньше искажать суть, объясняя все просто и доступно.

– Не в этом ли упрощении причина падения качества научных работ?

А. И.: – Не могу с этим согласиться. Томская область – научно-образовательный регион, у нас потрясающие ученые. А если у кого-то случаются неудачи, то это, возможно, связано с тем, что они до конца не осознали, чем занимаются. Через популярную подачу материала мы порой подсказываем правильный вектор движения, советуем, какую работу над ошибками надо провести.

Избавиться от страхов

– Как вы оказались в Школе?

А. И.: – Я стала ее куратором. Для меня все началось с Science Slam девять лет назад, когда я приняла в нем участие и увидела, что в науке может быть все интересно. Я посмотрела, как другие говорят и учат, меня это увлекло, стала членом команды организаторов и теперь являюсь профессиональным коучем – помогаю молодым рассказывать о науке простым языком. В 2016 году мы открыли школу «Нескучного доклада», и уверенность в избранном пути только возросла. Мне нравится помогать другим, и я хочу, чтобы это направление развивалось.

Сейчас я с удовольствием провожу экскурсии для школьников по лабораториям Института химии нефти. Учить науке надо со школы. Какая это благодарная публика! Когда ребятам интересно, глаза горят, и ты заряжаешься от них энергией, ловишь кайф, появляется желание придумать что-то новое, необычное. С детьми приходят учителя, классные руководители. Бывают и иностранцы – я знаю языки и стараюсь доступно рассказать им о наших исследованиях.

К. Б.: – А я в детстве была очень застенчивой. И родители, чтобы я немного раскрепостилась, отправили меня на курсы журналистики. Но профессию я выбрала другую – биотехнологию, поступив в ТПУ. Однако случился Science Slam, и моя судьба сделала очередной вираж. Я подумала, что наступил тот момент, когда появился еще один шанс сломать свою застенчивость. Выступила перед аудиторией. Потом были длительные тренинги, встречи, образовалась хорошая компания. Начала участвовать в различных мероприятиях. Например, заняла второе место в образовательном проекте «Мастер слова», а в этом году получила первенство в конкурсе «Открой рот» по чтению вслух. В общении с аудиторией использую различные техники, вплоть до эпатажа, только бы раскрепостить слушателя, избавить его от страха. Мне так нравится момент, когда ты делишься своими ощущениями с аудиторией и она откликается.

– Какие-то моменты всегда надолго остаются в памяти…

А. И.: – К нам пришла слушательница лет 70. Не пропускала занятия, что-то записывала, выражала какое-то неудовольствие. Выяснилось, что она ехала в другую страну, где должна была выступать с докладом. И вскоре получили от нее электронное письмо, в котором она писала, что хоть у нее и трудный характер, но она благодарна нам за науку, кое-что полезное она у нас почерпнула и даже применила во время выступления.

Автор: Нина Губская
Фото из архива Школы молодых ученых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.