Фото: Артем Изофатов
Все давно привыкли, что в культурной жизни Томска театр драмы – номер один по части удивить публику. Но «Война» обещала особенно много сюрпризов.
Во-первых, томичей ждала ни много ни мало всероссийская премьера. В Европе швед Ларс Нурен – один из самых успешных и востребованных драматургов. В нашей стране его пьесу «Война» не ставил еще ни один театр. Так что главный режиссер томской драмы Александр Огарев и его команда выступили первопроходцами.
Во-вторых, никакого комфортного вечера эта история не предвещала: послевоенная жизнь, разруха, а герои развернувшейся драмы – те, кого не успели убить…
Спектакль «Война» возник в репертуаре томской драмы в самом прямом смысле по заявке зрителей. Год назад творческая команда познакомила томичей с этим произведением Ларса Нурена. Тогда на малой сцене прошла читка пьесы – относительно новый для нашего города, но уже полюбившийся многим формат общения театра со зрителями. Знакомство томичей с «Войной» закончилось бурной дискуссией и однозначным вердиктом: «Такому спектаклю в репертуаре театра быть!»
Для постановочной группы эта работа стала своеобразным творческим экспериментом. Уж очень жесткий и откровенный намечался разговор со зрителями. Сюжет пьесы к этому обязывает.
– В любом человеке есть темные и жуткие стороны, которые дремлют в мирное время и проявляются в пограничных ситуациях. Таких, как война, – рассуждает постановщик спектакля Александр Огарев. – Человек еще вчера был счастлив и беспечен, ходил в школу или общался с соседями, а сегодня начинает жить в своем личном аду. Когда его пекло соединяется с чужими, самоуничтожение происходит быстрее вдвойне.
Кто-то из первых зрителей уже окрестил спектакль историей маленькой семьи на обломках мира, по которому прошлась война. Не самое радостное зрелище, надо сказать. Предсказывать судьбу любой театральной новинки, тем более такой эпатажной, – дело неблагодарное. Но аншлаг на премьере и аплодисменты продолжительностью несколько минут дают надежду на то, что «Войну» ждет долгая жизнь.
«Война» – это спектакль, входящий в сознание как тонкая игла. С болью, которая отзывается глубоко внутри. И даже если эту иглу достать – подняться с места, забрать пальто и сесть в такой будничный и привычный автобус – боль никуда не исчезнет. Этим спектаклем нужно переболеть и очнуться слабым и измотанным, как после лихорадки. Но ощущающим в себе силы и желание жить.
Юлия Миклашевская
Напишу ту фразу, которая все крутится в голове: это не то что тяжело – это просто больно. По дороге домой чуть не разрыдалась в маршрутке. Думала: столько книг написано о войне, столько фильмов снято, столько спектаклей… Но почему это ничего не меняет? Вот поэтому больно… Мне никогда не нравились спектакли Огарева. Слишком много для меня визуального, они все казались сделанными как по кальке, одинаковыми. Но «Война»…
Марина Сенинг
Только что прошел самый жесткий, абсурдный, рискованный, острый, колкий, громкий, больной спектакль! Спасибо всем, кто работал над ним!
Надя Николаева