Встречая год 70-летия Великой Победы, томские кадеты перечитали повесть Дмитрия Фурманова «Чапаев»

1_1

ФурмановБольшинство россиян, услышав «Чапаев», невольно представляют образ Бориса Бабочкина из одноименного фильма, который с помощью картошки демонстрировал бойцам возможные схемы боя. А я вспоминаю еще и своих дедов-прадедов, потому что именно с фамилией Чапаева вошла в этот мир. Кстати, своего первого Георгия IV степени знаменитый комдив получил в мой день рождения, 16 сентября. Правда, было это в 1915 году.

Как человек, воспитанный советской эпохой, кроме семейных ценностей я впитала в себя дух патриотизма и любви к Родине. Скажу откровенно, соответствовать фамилии Чапаева всегда было непросто: получать слабые оценки, иметь просчеты в поведении не позволяла себе даже в мыслях.

Меня всегда интересовало происхождение фамилии. В 10-м классе единственную версию озвучила моя учительница истории Этери Сергеевна Осокина. Дед Чапаева, Степан Гаврилов, разгружал на Чебоксарской пристани лес, который сплавляли по Волге. Во время работ он нередко прикрикивал «чепай, чепай», что значило «цепляй-зацепляй». Так появилось сначала прозвище Чепай, которое со временем стало официальной фамилией и писалось через е – Чепаев. Позднее уже сам Василий Иванович приложил руку к своей фамилии. Вероятно, для удобства в произношении.

Когда граница не на замке

Кому из современников сегодня ближе всех образ легендарного комдива? Ответ на поверхности: патриотическим клубам и отрядам, для воспитанников которых понятия «долг», «честь», «уважение» естественны и близки.

Поисковый отряд «Прометей», одно из самых ярких в регионе патриотических молодежных движений, в этом году отметил свое тридцатилетие. «Прометей» работал на очень многих полях сражений Великой Отечественной: в Твери, Туле, Смоленске, Великом Новгороде… Все тридцать лет отрядом командует Иван Харченко, получивший недавно благодарность от президента за патриотическое воспитание подрастающего поколения. Отряд действует на базе Томского кадетского корпуса. В наступающем году прометеевцы сменят кадетские погоны на погоны курсантов высших училищ и академий. В будущем они видят себя только на службе в армии и силовых структурах.

С раскопок полей сражений Второй мировой прометеевцы никогда не возвращаются пустыми. Теперь больше везут экспонаты уже не для своего музея, а для военных экспозиций, комнат боевой и трудовой славы школ региона. В большом спросе личные предметы солдат обеих армий, снаряды, патроны. Кстати, когда в 2012 году в Москве и Берлине проходила выставка «Русские и немцы – 1 000 лет истории, искусства и культуры», музей Томского кадетского корпуса, единственный из учебных учреждений, получил приглашение на участие в столь знаковом мероприятии. Так что в перекрестный год России и Германии предметы войны, найденные юными томичами, смогли увидеть тысячи посетителей по обе стороны российско-германской границы.

1_2

Портрет комдива

«Командир я только в строю. На воле я вам товарищ. Приходи ко мне в полночь и за полночь. Надо – так разбуди. Обедаю – садись со мной обедать, чай пью – и чай пить садись.» На удочку шел Чапаев легко, распахивался иной раз так, что сердце видно.

Дмитрий Фурманов «Чапаев»

А каким видят красного командира его потомки, кадеты XXI века?

Степан Нечаев:

– Василий Иванович вошел в нашу историю как командир дивизии, стоявший на защите интересов крестьян. Свои организаторские качества он проявил еще в годы Первой мировой войны, когда солдаты в окопах перестали воевать и засобирались домой. Тогда он им ответил так: «Если сейчас мы уйдем с фронта, вскоре в наших домах будут немцы».

Владимир Лим:

– Чапаев – легенда, тот герой, на которого хочется равняться. Это человек из народа: в бою он командир, в минуты отдыха товарищ своим бойцам.

Максим Русских:

– За смелость и мужество в годы Первой мировой войны Чапаев награжден тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью.

Владимир Поздняк:

– Во время боя он был всегда впереди, это смелый и бесстрашный человек, воевавший до конца.

Данил Абдулаев:

– Василий Иванович Чапаев – настоящий герой. Мне запомнилось, как он жил, как общался с подчиненными, – такой простой и понятный.

1_3

На войне как на войне

«И в дождь, и в грязь, по утренней росе и в вечерних туманах, день сытые, два голодные, раздетые и обутые скверно, с натертыми ногами, с болезнями, часто раненые, не оставляя строя, шли победоносно от селения к селению, неудержимые, непобедимые, терпеливые ко всему.»

Дмитрий Фурманов «Чапаев»

– Как только мы добираемся до места предстоящих работ, – начинает Владимир Лим, – еще ничего не распаковывая, осматриваем площадку. Ее размер обычно 200 на 250 метров. Это наша будущая база: расставляем палатки, делаем навес для сушки белья и дров, определяем место для костра.

Всю площадку ребята проверяют миноискателем, прощупывают каждый сантиметр земли. Эти подростки прошли полный курс техники безопасности и строго соблюдают все ее правила.

– Например, мы очень тщательно выбираем костровое место, – поясняет Володя Поздняк. – Обращаем внимание на то, чтобы оно было новым, никогда нельзя пользоваться прежним: иногда после черных копателей в золе остаются патроны, которые от огня могут взорваться.

Периметр лагеря поисковики покидают только группами по четыре–пять человек и обязательно в сопровождении взрослого участника экспедиции. В лесу идут след в след, ничего не трогая руками.

А в каких только условиях не приходится работать «Прометею»! Проливные дожди, испепеляющая жара, гнус, клещи. На войне как на войне…

1_4

Порядок во всем

«Академиев» я не проходил, я их не закончил, а все-таки вот сформировал 14 полков и во всех них был командиром. И там везде у меня был порядок, там грабежу не было.»

Дмитрий Фурманов «Чапаев»

У этих ребят с учебой и физподготовкой все в полном порядке, потому что попасть в «Прометей» могут лишь кадеты, не знающие такой отметки в дневниках, как тройка. Уж про двойку разговора и вовсе нет. А еще Иван Григорьевич тонко подмечает моральные качества молодых людей: малодушие, лень, безответственность в кадетской среде не водятся.

Веселый невеселый разговор

«Голос у Чапаева металлический, дребезжащий и сразу как будто неприятный. Но потом, как прислушаться, привлекали искренняя задушевность и увлечение, с которыми пел он любимые песни. Любимых было немного, всего четыре или пять. Ему песни были как хлеб, как вода. Их знали до последнего слова все его товарищи: видно, часто певали!»

Дмитрий Фурманов «Чапаев»

Володя Поздняк уверен, что лучший друг у вечернего костра – гитара. В руках Максима Русских она негромкая, созвучная обстановке.

– Песни мы знаем разные. И рок можем зажечь, и рэп, если хотите, – признается Володя. – Но в экспедиции для души ближе военный репертуар либо что-нибудь на армейский мотив. Мы, например, очень любим «На поле танки грохотали».

– Как правило, с утра ребята идут на работу и поют, – рассказывает Иван Харченко. – А в лагерь возвращаются всегда тихие: после каждого раскопа переживают эмоциональное потрясение, и для восстановления им нужно время. И только после ужина, сидя у костра, могут затянуть не только песни прошлых, но и современные солдатские исполнить – «Грозный», «Обычный автобус»… И это всегда звучит искренне, пронзительно. В известном фильме «Чапаев» Василий Иванович поет песню «Веселый разговор» – лирическую, бередящую душу. Мои парни каждый вечер, пережив днем очередную судьбу не вернувшегося домой солдата, тоже поют такие пронзительные песни…

Кашеварят все!

«Всемогущий Петька достал хлеба, вскипятил в котелочке воды, раздобыл сахару – шесть обсосанных серых кусочков. Компания весело зашумела.»

Дмитрий Фурманов «Чапаев»

Если 14–15-летние парни стали докучать бабушке или маме вопросами о том, чем лучше заправить кашу или что нужно положить в борщ для сохранения цвета помидоров, значит, это будущие участники поисковой экспедиции. В «Прометее» кашеварят все!

Для дежурных по кухне рабочий день начинается в шесть утра. На завтрак подается какая-нибудь из каш либо картошка, хлеб и обязательно обжигающий сладкий чай. В обеденном рацио-не поисков непременно первое, второе, третье. На ужин макароны по-флотски, картошка с тушенкой, компот, кисель или чай, иногда с добавлением местных чабреца или мяты.

Чтобы не было проблем на экспедиционной кухне, Володя Лим научился первоклассно готовить щи, борщ, рассольник. И даже уже имеет собственные поварские секреты. После освоения первых блюд пожарить котлеты в походных условиях или подать друзьям по отряду плов – совсем элементарно.

Даниле Абдулаеву секреты вкусного приготовления еды раскрыли бабушка и мама. Многое он почерпнул из Интернета, а самые простые и нехитрые рецепты перенял от командира отряда Харченко. А какие изыс-канные пирожки, блинчики, оладьи подает Данил на сколоченный из неструганых досок и неошкуренных стволов деревьев стол!

– Мы стояли двумя томскими отрядами – «Прометей» и «Сибиряк», – вспоминает недавнюю вахту Данил. – У командира наших соседей 11 августа был день рождения. Я приготовил ему торт – из печенья и сгущенки.

Очевидцы утверждают – ничего вкуснее они никогда не пробовали.

Поклон каждому солдату

«…Проходили и Лбищенск, вспоминали тех, что с беззаветным мужеством отдали свои жизни на берегах и в волнах неспокойного Урала.»

Дмитрий Фурманов «Чапаев»

Почему же эти мальчишки променяли спокойную, размеренную жизнь возле компьютера и под маминым крылом на полную дискомфорта и грубой физической работы экспедицию? У каждого прометеевца свое объяснение этому.

– Как сказал великий Суворов, война не закончилась, пока не предан земле последний солдат, – считает Данил Абдулаев. – Мы ездим не за железом, а за тем, чтобы поднять останки погибших героев и с почестями их похоронить.

– Мы очень редко находим заполненные медальоны, – говорит Володя Лим. – У солдат было поверье: если оставить медальон пустым, можно пройти всю войну и остаться в живых. Но даже если мы и находили записки в медальонах, не все из них удавалось прочесть.

Время стирает границы, притупляет боль, стихает горечь утрат. Томские поисковики вернули немецким семьям 303 фамилии солдат, нашедших смерть на Новгородской земле.

Учеба в кадетском корпусе, уроки истории, экскурсии в музее, просмотр видео с места раскопок – все это, по словам ребят, их серьезно зацепило. Особенно когда педагог Иван Харченко рассказал о том, что землю Великого Новгорода, расположенного между Москвой и Ленинградом, защищали две томские стрелковые дивизии – 366-я и 370-я. Вот почему последние 19 лет отряд ведет сосредоточенный поиск солдат в районах Мясного Бора и Старой Руссы. Места болотистые, даже палатку поставить проблематично, но эти юноши каждый год заступают на вахту памяти. Бывает, отряд возвращается на прежнее место через год. Когда поисковики поднимают солдат из воронки, заполненной водой, им приходится вычерпывать до 700–800 ведер.

Пока горит свеча…

«И так было, что лежали они рядами, – здесь скошена была вся цепь неумолимым пулеметным огнем…»

Дмитрий Фурманов «Чапаев»

– Когда-то эти люди воевали, умирали за нас, теперь мы должны их защитить, чтобы души их упокоились, – уверен Владимир Лим.

– Даже если играть в электронную войнушку, ничего реального ты не почувствуешь, – рассуждает Данил Абдулаев. – Здесь ты приезжаешь в реальные места боев, каждый это переживает внутри себя. Потом совсем уже по-другому общаешься со сверстниками и по-другому начинаешь смотреть на мир.

– Поиск погибших солдат – это наш долг, – считает Степан Нечаев. – Каждый из нас в душе понимает, что они воевали за нашу мирную жизнь и теперь пришел наш черед отдать им дань памяти.

– Война не закончена, пока не похоронен последний ее солдат. Надо ее закончить. Надо! – подводит итог Максим Русских.

– Ребята толком пока не понимают, что с ними происходит в экспедициях, – вздыхает Иван Харченко. – Как будто души солдат вновь и вновь зовут их в лес. Недаром во время поиска мы всегда зажигаем свечу…

В дивизии Чапаева служили военные, серьезно повлиявшие на исход Великой Отечественной войны, – полководец Георгий Жуков, легендарный командир партизанского соединения Сидор Ковпак, герой обороны Москвы Иван Панфилов.

Все они учились воевать у легендарного комдива, а после его гибели сберегли в сердцах тот особый чапаевский дух, который и помог им одерживать великие победы.

цифра

5224 солдата и офицера поднято из земли поисковиками «Прометея» за 30 лет. И только у 194 из них удалось восстановить имена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × три =