Ореол таинственности и эксцентричности всегда сопутствовал образу актера. Кто-то видит в артисте лишь маску, притворщика, кто-то – недостижимый идеал, а кто-то – одаренную личность со своими неординарными причудами. В любом случае личность актера или же его многочисленные личности подвергаются стереотипизации.
Между тем актер Томского театра драмы Вячеслав Радионов – это не поддающийся никакой типизации человек. Артист, сценарист, режиссер, педагог. Все это о Вячеславе Михайловиче – таком просто-сложном, закрыто-открытым. Он то душа компании, то одиночка, то ищет точные ответы, то наслаждается процессом, то долго рассуждает о жизни и профессии, то дает хлесткие ответы. Процесс, поиск, метаморфоза – вот что главное для этого артиста.
О Гамлете не мечтал
Многим известна история Вячеслава Михайловича – геолога, который стал актером.
В студенческие годы у него возникла страсть к творчеству и игре на сцене. При этом учился Радионов в политехе, где ему предложили пройти переобучение и получить специальность кристаллографа. Словом, профиль подготовки изначально был совсем другой, но спустя некоторое время он стал актером. Сейчас, в Томском театре драмы, Радионов плотно занят в репертуаре. Спектакли с его участием любят зрители. Казалось бы, цели достигнуты, публика ценит. Чего же еще желать? Может быть, появиться на сцене в образе короля Лира, князя Мышкина или того же Гамлета?
– А вот Гамлета я никогда не мечтал сыграть, – признается Радионов. – Поставить себе задачу – попасть в Голливуд и получить Оскар, к примеру, – нет, такого не было. Конечно, для актера нормально хотеть чего-то большего. Театр манит тем, что можно показать себя. Нужно и хотеть, и работать, и надеяться, и раскрываться дальше. А талант как раз определяется мерой, насколько ты можешь открыться. И это везде: в музыке, в живописи, в поэзии. И тем более – в театре. Важно, насколько ты открыт, насколько вытаскиваешь свои эмоции напоказ. Чем больше ты закрыт, тем меньше тебе верят. А когда люди видят, что у тебя «бешеный глаз», они начинают верить. Изначально я ведь был очень закрытым человеком. Потом уже, когда вырос, начал анализировать: а почему так. Значит, в детстве чего-то закрыли-перекрыли. И чего я хочу – так это раскрыться до конца. Моя беда еще в том, что голова часто идет впереди сердца. У актера сердце должно быть главным.
Чип и Дейл спешат на помощь
Вячеслав Михайлович – один из вечно не стареющих сердцем людей. Живой взгляд, в котором читается любопытство, беспокойство в лучшем смысле этого слова, созвучен молодому и звонкому голосу – таким голосом Радионов то и дело декламирует стихи, цитирует писателей разных эпох. Из его уст звучат Лорка, Маяковский, Лермонтов. Радионов называет себя одновременно романтичным человек и вместе с тем пессимистом по природе. По его определению, пессимист – это тот, кто не надеется на лучшее, не строит заоблачных планов, а принимает все так, как оно есть. При этом Вячеслав Михайлович верит, что мы сами делаем свою жизнь: если будем сидеть на диване и грустить, ничего хорошего и не будет. А даже если не все хорошо, но ты что-то делаешь, это и отвлекает. У Радионова есть ещё одна черта. Если к нему кто-то обратится за помощью – он никогда не откажет. Наверное, это можно назвать его «жизненным кредо». Словно какую-то часть жизненной энергии Вячеславу Михайловичу давала именно помощь другим людям.
– Я вдруг как-то понял, что для меня это очень важно, что я могу кому-то помочь. Для себя жить совсем не интересно. В шутку называл себя «Чип и Дейл». Когда был моложе, сам вызывался помочь. Ну а сейчас время другое, люди настараживаются, дескать, чего это ты, зачем это ты. Навязываться перестал, но помогать всё еще люблю.
«Люблю играть злодеев»
В жизни Радионов – человек-выручка. А такой ли он на сцене? Оказывается, Вячеславу Михайловичу импонируют образы злодеев. В театре есть свои амплуа и сопутствующие им предубеждения. Речь идет о стереотипах характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Простак, резонер, инженю. Вспомнить, например, актера Михаила Козакова, который однажды попал в амплуа обаятельного злодея, а потом всеми способами пытался вырваться. Радионов находит это очень страшным явлением.
– Вот, на первый взгляд, моё амплуа, – продолжает Вячеслав Михайлович, – это мягкий, лиричный интеллигент. Ну или социальный герой. А потом выяснилось, что я еще и характерный герой. Роли злодеев всегда интереснее играть, такие персонажи более яркие. Один из моих характерных образов – Менахем в «Поминальной молитве». Это внешне как бы совсем не мое. При этом это моя самая любимая роль, потому что я могу хоть клоунаду делать в рамках предлагаемых обстоятельств.
Актер признается, что ему нравится создавать сложные, противоречивые образы. И так выходит, что как раз злодеи самые колоритные.
– Как говорили театральные отцы-основатели, актер должен быть адвокатом и прокурором своей роли, – уточняет Вячеслав Михайлович. – Возьмем, например, спектакль «Гроза». Там он играет механика-самоучку, мечтателя Кулигина. Или взять Илла из «Визита старой дамы». В первом случае – получился ли образ городского сумасшедшего, юродивого или полуборца? Ну а Илл – злодей или же жертва?
Вспомним и других персонажей, которых играет Радионов, – отец Федор из недавней премьеры режиссера Петра Нореца «Двенадцать стульев» или Альфред Илл в более ранней работе – постановке режиссера Олега Молитвина «Визит старой дамы». Илл когда-то предал свою возлюбленную и должен понести за это расплату. Так кто же он – злодей или жертва?
– С Иллом все гораздо сложнее. По большому счету он все равно злодей, но такой, которого должно быть жалко. Такой вот парадокс. Но при этом у него в душе что-то проснулось. Да, он совершил ужасный поступок. Но он сам себя осудил и хочет правосудия. Он понимает, что заслуживает наказания, поэтому говорит в конце толпе: «Для меня ваш суд будет правосудием, а чем он будет для вас – не знаю». А вот отец Федор из «Двенадцати стульев» – для меня скорее не злодей, а жертва – погони за мечтой какой-то несбыточной и недостижимой. Отца Федора должно быть в финале жалко. Ведь он же, по сути, никого не обманывал, так же честно ввязался в авантюру. Но, с другой стороны, ведь он же за золотом из-за наживы гнался, для себя одного. Ну а мне вот для себя жить неинтересно. Всё как и в жизни: нет только хороших и только плохих.
Вячеславу Михайловичу доставляет удовольствие сам процесс чего-либо, нравится копаться, разбираться, преодолевать.
– Интересно играть то, чего я не делал, где надо совершить над собой усилие. Есть крылатая фраза в театральной среде: у плохого актера четыре штампа, а у хорошего – сто четыре. Надо уметь переключаться. После сорока лет я вдруг стал играть разных героев-любовников. У меня нет самоцели во что бы то ни стало сыграть Гамлета, короля Лира. Очень любил спектакль «Васса Железнова», хотя у меня там была совсем небольшая роль Пятеркина. Он появлялся только во втором акте, но там было интересно существовать.
Увлеченный и увлекающий
Помимо театра Радионов выходил на сцену с Томским симфоническим оркестром и с хоровой капеллой ТГУ в рамках литературно-музыкальных программ. За свой большой вклад в культуру Томской области он был отмечен медалью. А еще он осваивает операторскую работу и монтаж. Радионов сделал все видео для спектакля «Председатели земного шара». Он пишет сценарии и делает театрально-концертные постановки. Еще учит актёрскому мастерству и сценической речи школьников детской школы искусств №4, студентов Института искусств и культуры ТГУ, вокалистов университетской капеллы, уже 40 лет существует в Литературно-художественном театре ТГУ, который, собственно, и направил его на актёрскую стезю. Ставит там спектакли. И сам регулярно учится чему-то новому.
– Знаете, работа с детьми, со студентами – это большая ответственность. Они ведь часто спрашивают совета, как поступить в той или иной ситуации. Бывало, что подходят и рассказывают об отношениях, мол, расстались с мальчиком или девочкой, как быть. А я не люблю раздавать советы, но как тут ребенку не помочь. А было дело, что «дети» (студенты ЛХТ) и вовсе спросили: «А можно Вы будете нашим дедушкой?». Отвечаю я сквозь смех: «Что-то какие-то комплименты у вас сомнительные, давайте лучше бабушкой!».
Но и тут Вячеслав Михайлович не может пройти мимо и не помочь – не дать совет, не поделиться жизненным опытом. Для себя ведь жить неинтересно.
Это подтверждает и история, когда Радионов появился на одном мероприятии в образе цыгана, который гадал присутствующим.
– И мне верили! Говорю им: люди дорогие, это же все шутки, не дай бог я что-то не то скажу. Одна дама вдруг спрашивает: «А по домам вы ходите гадать?» – «Да я не цыган!». Но не слышат, вот настолько хотят во что-то верить. Подходит потом другая женщина: «Вот вы посмотрите, у меня с мужчинами не получается». Смотрю на нее и думаю, ну ты-то, ты-то куда, не видишь разве, что перед тобой ряженый стоит. И вот я тогда это еще раз понял. Для чего мы живем? Кто-то хочет получить Нобелевскую премию, кто-то Оскар, а мне надо, чтобы было кому помочь. Вот это правда. Даже вот так, пусть скажу что-нибудь им эдакое, зато настроение подниму. Есть такое выражение: полюби себя. А я вот лучше кого-то другого полюблю.
Вячеслав Михайлович увлечен не только творчеством. Он катается на сноуборде, ему интересно исследовать пещеры Хакасии, путешествовать по лесам и горным перевалам. В театральной же жизни он идет к новым ролям и вызовам. Преодолевший много трудностей, прошедший не одну тропу на пути к себе и своему делу, Радионов остается любо- знательным, тонко чувствующим, чутким к просьбам, увлеченным и увлекающим.
Автор: Анастасия Залозная
Фото: Сергей Захаров