Взгляд из зала

театр

Накануне Международного дня театра наша газета пошла на риск. Мы взяли на себя смелость составить народный рейтинг томских театров. Искусство – дело тонкое. Любые оценки, касающиеся творчества, всегда будут спорны и субъективны. Тем не менее наши корреспонденты пообщались с не одним десятком томичей, которые не чужды прекрасному и не прочь провести вечер в театре. Участникам опроса мы предложили оценить творчество шести местных храмов Мельпомены по следующим пунктам: репертуар, художественное оформление постановок, наличие интересных режиссеров и харизматичных актеров, ради которых хочется пойти в кассу и купить билет на премьеру, завлекательная реклама, а также деятельность театров помимо спектаклей: проведение концертов, праздников, капустников, творческих лабораторий и фестивалей.

Кроме того, мы попросили респондентов назвать самую удачную и самую провальную, на их взгляд, премьеру последних двух сезонов. И предложили им составить рейтинг самых ярких томских актеров и актрис. Вот что из этого получилось. 

Томский областной театр драмы

Ветер перемен. Такую метафору, не сговариваясь, использовали томские поклонники Мельпомены, делясь своими впечатлениями по поводу театра драмы. Долгожданные метаморфозы, по мнению респондентов, начались с приходом нового главного режиссера Александра Огарева. Когда полтора сезона назад Александр Анатольевич возглавил томскую драму, в одном из первых своих интервью он отметил: «Сегодня театр ведет довольно вялый разговор с публикой. Отсматривая спектакли текущего репертуара, я наблюдаю полуспящее спокойствие в зрительном зале. Хочется в корне поменять эту ситуацию».

Получилось. Уже дебютная его постановка «Лариса и купцы» по мотивам пьесы А. Островского «Бесприданница», вызвала у томских театралов массу споров, восторгов, неодобрения и неподдельного восхищения. «Неоднозначный спектакль. О нем хочется постоянно думать. Я бы назвала его самым ярким явлением театральной жизни Томска за последние несколько сезонов – за спорность, неоднозначность и неожиданную попытку режиссера открыть Островского «ключами» Чехова», – отметила поклонница местных театров.

В заслугу Александра Огарева опрашиваемые поставили и приглашение на постановку интересных режиссеров, спектакли которых хочется пересматривать не один раз. Комедия «Двенадцатая ночь» в постановке 22-летнего выпускника ГИТИСа Ивана Орлова второй сезон идет с неизменными аншлагами. А спектакль «Роман с кокаином» от главного режиссера новокузнецкого театра Андрея Черпина взорвал социальные сети. Таким количеством восторженных отзывов (да и вообще любых отзывов), пожалуй, не может похвастаться ни одна томская премьера последних пары-тройки лет.

Театр драмы получил положительную оценку по большинству пунктов опроса. Отдельно зрители отметили красоту и изящество сценических костюмов: «Смотришь на сцену, и глаз радуется. Такое ощущение, что на каждый выход шьются новые костюмы, настолько они аккуратные, чистые, безукоризненно отутюженные. Хочется передать отдельный привет замечательным костюмерам, которые с такой любовью следят за этими нарядами».

Много комплиментов прозвучало и в адрес труппы театра. Сразу несколько респондентов посетовали, что в последнее время мало заняты в премьерах их любимые артисты Ирина Шишлянникова, Александр Постников, Андрей Сидоров и Владимир Козлов.

Среди других замечаний, которые прозвучали в адрес томской драмы, – засилье комедий и мелодрам в репертуаре. «В последние годы есть стойкое ощущение, что театр несколько заискивает перед публикой, предлагая преимущественно легкие развлекательные спектакли, – делится ощущениями театралка со стажем. – Прекрасно понимаю, что выпуск комедий коммерчески выгоден – театрам непросто в наше время выживать. И все-таки хочется, чтобы томская драма ставила спектакли не только на потребу публики, но и сама иногда диктовала ей правила игры. В сегодняшнем репертуаре однозначно не хватает глубоких, серьезных спектаклей».

Тем не менее вердикт у основного числа опрошенных оказался один и тот же: «В томскую драму стало интересно ходить. Здесь все чаще появляются любопытные спектакли, которые хочется обсуждать».

Театр юного зрителя

Чуть меньше комплиментов и больше замечаний заработал театр юного зрителя. Репертуар ТЮЗа томичи похвалили за разнообразие жанров, авторов и тем, на которые творческий коллектив предлагает поговорить зрителям. Но при этом отметили невысокий художественный уровень некоторых премьер. Спектакль «Заговор чувств», например, получил замечание за «…большой провал художника: железная конструкция абсолютно не оправдывает себя». «Безденежье» осудили за невнятную режиссерскую концепцию.

По поводу актерского состава прозвучала реплика: «Артисты сильные, талантливые. В большинстве случаев играют потрясающе, на разрыв аорты, что называется. Это касается и старшего поколения, и молодежи. Но иногда кажется, что им не хватает умелой режиссерской руки». Настороженность зрителей вызывают и конфликты между труппой и режиссерами, информация о которых время от времени просачивается за пределы театра.

В числе безусловных сильных сторон ТЮЗа респонденты назвали завлекательные анонсы премьер, в отличие от других театров, которые все без исключения участники опроса пожурили за скучные, невнятные и непривлекательные аннотации спектаклей.

Художественное оформление постановок заслужило эпитеты «среднее» и «чуть выше среднего». Резкое замечание прозвучало по поводу состояния костюмов: «Никогда не забуду историю с «Анной Карениной», когда актриса (вернее, ее героиня) курила папиросу в одной из сцен и на платье случайно упал пепел. Получилась внушительная дырка – я сидела в первом ряду, поэтому обратила на это внимание. Бывает, всякие казусы случаются во время спектаклей. Но когда я пришла на «Анну Каренину» в другой раз, и тоже оказалась в первом ряду, была удивлена, что дырку на платье никто так и не потрудился зашить. Или, например, посмотрела недавно «Дачную лихорадку». Артисты играют вполне себе состоятельных людей, а наряды при этом мятые, неопрятные, плохо отутюженные. Впечатление от спектакля смазывается мгновенно».

В пожеланиях любимому ТЮЗу респонденты озвучили просьбу почаще приглашать на постановку таких режиссеров, как Евгения Сафонова, Дмитрий Егоров, Екатерина Максимова. Их спектакли «Язычники», «Победители» и «Лететь…» томские зрители назвали безусловной удачей театра. Высоких похвал заслужили постановки главного режиссера Ильи Ротенберга «Как я стал…», «Две дамочки в сторону севера» и «Зойкина квартира» режиссера Александра Загораева.

Театр куклы и актера «Скоморох»

«Скоморох» оказался на особом положении. С одной стороны, этот театр был в числе тех, про которые участники опроса чаще всего говорили: «Не хожу, не посещаю». Основные причины: «Нет заинтересовавших меня названий в афише», «Не люблю кукол», «А разве там не детские спектакли идут?» Что ж, такова судьба кукольных театров, которые, так же как балет и опера, относятся к искусству не для всех.

Зато те, кто регулярно посещает «Скоморох», в большинстве своем отмечают богатую палитру спектаклей для всех возрастных категорий и разную стилистику. Многие оценили по достоинству спектакли «Турандот» Олега Жюгжды и «Панночка» Владимира Бирюкова. «После несколько мрачных вечерних спектаклей последних лет эти постановки стали глотком свежего воздуха».

Много хвалебных отзывов прозвучало по поводу оформления спектаклей. «В этом театре художественно-постановочная часть всегда работает по высшему разряду. Ну разве что можно пожелать им чуть больше смелости в поиске творческих решений».

А вот с молодой частью труппы, по мнению респондентов, у театра имеется проблема. И связана она с затянувшимся отсутствием главного режиссера. «В труппе есть молодые, интересные и, судя по всему, перспективные артисты. Но они пока не нашли свою индивидуальность. Без главного режиссера их будущее, увы, туманно. А очень хочется, чтобы у этого замечательного во всех отношениях театра все сложилось благополучно».

2ку

Театр живых кукол «2 + ку»

Про театр сказочника Владимира Захарова мнения опрошенных разделились ровно пополам. Первые отвечали: «К сожалению, еще не успел сходить, но очень хочу – слышал много хороших отзывов». Те, кто прикоснулся к волшебному миру живых кукол Владимира Захарова, делились исключительно восторженными отзывами.

«Прекрасный театр! Домашний и очень уютный. Я всегда показываю его друзьям и родственникам, которые приезжают ко мне из других городов».

«Спектакли Владимира Захарова – всегда философские работы, после которых хочется заглянуть в себя».

Было озвучено лишь одно но: «2 + ку», безусловно, самобытное явление в культурной жизни Томска. Позиционирует себя как театр для думающего зрителя. Считаю, что такая позиция автоматически ограничивает его аудиторию».

Драматический театр «Версия»

Пожалуй, один из самых непознанных для томских зрителей. Редкие участники опроса назвали «Версию» в числе театров, которые они посещают регулярно. «Мне никто из знакомых его спектакли не рекомендовал». «Совсем не знаю актеров, которые там работают. За исключением Веры Тютриной и нескольких артистов, приглашенных из других томских театров». «Судя по отзывам, у меня сложилось ощущение, что «Версия» не играет большой роли в театральной жизни Томска».

У тех, кто проводил свой досуг в драматическом театре «Версия», мнения сходятся: «Фантастический театр! Роскошное здание. Шикарное фойе и зрительный зал. А вот спектакли чаще всего не оправдывают ожиданий. Насмотревшись на такую красоту снаружи, ждешь большего».

Впрочем, был среди участников опроса и молодой человек, для которого спектакль «Версии» стал проводником в мир театра. «Признаться честно, в «Версию» попал случайно. Знакомая зазвала. Сами знаете: для молодежи театр – не самый популярный вид проведения досуга. Да и разговоры про «Версию» ходили не очень лестные. После спектакля «Жорж Данден, или Одураченный муж» полностью поменял свое мнение о театре вообще и о «Версии» в частности. Теперь на спектакли хожу с периодичностью два раза в месяц».

Кроме того, многие участники опроса отметили: частный театр для Томска – явление знаковое. И высказали много комплиментов в адрес Веры Тютриной. Яркая. Эксцентричная. Темпераментная. Вот лишь несколько эпитетов, которыми томские театралы наградили актрису и художественного руководителя «Версии».

Камерный

Камерный драматический театр под руководством Алевтины Буханченко

Среди участников опроса нашлось крайне мало поклонников этого театра. Впрочем, агрессивных и недоброжелательных откликов тоже не случилось. Респонденты в своих оценках были сдержанны и деликатны. «В репертуаре одни легковесные комедии, я такое не люблю». «Названия не очень: «Скок в постель», «Незамужняя женщина», «Мужское и женское, или Диоген в бочке». Ну и все такое же гендерное и с намеком. Лично мне подобное не нравится». «Декорации и костюмы не на высоте. Но это и понятно, театр живет на свои собственные средства. Не легко им в наше время».

При этом томичи много говорили про руководителя театра Алевтину Буханченко. «Необыкновенная для наших широт актриса! Восхищаюсь этой артисткой еще со времен ее работы в томской драме». «Алевтина Николаевна и сама актриса великолепная, и педагог от Бога – студенты ее очень хороши».

И еще одно неоспоримое преимущество камерного драматического театра – неизменные аншлаги и постоянные поклонники, которые приходят в его бархатный зал на протяжении многих-многих лет. Таким преданным поклонникам могут позавидовать все томские храмы Мельпомены.

Реплика о…

Претензия, которую участники опроса предъявили всем без исключения томским театрам, – отсутствие интересной, яркой рекламы. И вообще какой-либо рекламы. «Вообще-то заманить зрителей на премьеру – задача театра. Информация о грядущей премьере должна транслироваться отовсюду. А у нас: ни креативных афиш, ни ярких баннеров, ни рекламных роликов с кричащими и привлекающими внимание анонсами. Получается, что не театры зрителей ловят на интерес, а зритель сам должен захотеть поинтересоваться готовящейся постановкой. Заходишь на сайты театров, а там только анонсы. Да и те невкусные».

Кроме того, томичи посетовали на отсутствие интересной жизни вокруг театров. «Премьеры, текущие спектакли, капустник один раз в год ко Дню театра. Вот и все. А хочется тематических концертов, интересных фестивалей, театральных лабораторий. Любопытный опыт был у томской драмы и ТЮЗа – читки пьес. Артисты почти не появляются ни в телевизоре, ни в радиоэфирах. Их мало кто знает, они у нас совершенно не медийные. Поэтому время от времени складывается ощущение, что театральная жизнь в Томске замерла».

Овации

победители

Спектакль «Победители», который пополнил на днях афишу ТЮЗа, зрители отметили за пронзительность, тонкую режиссуру и крепкий актерский ансамбль

двенадцатая ночь

Спектакль театра драмы «Двенадцатая ночь» наградили эпитетами: динамичный, цельный, по-хорошему непредсказуемый, стилистически выдержанный, неожиданный для Томска

…и тишина

Дачная лихорадка фото_6

Откровенным провалом томские театралы назвали «Дачную лихорадку» ТЮЗа. Большинство опрошенных сошлись на следующем: спектакль сырой, невнятный, нет ни одной интересной актерской работы

В тройке любимых актёров оказались:

АнтоновАнтон Антонов

КазаковЕвгений Казаков, заслуженный артист России

Постников

Александр Постников, заслуженный артист России

Самыми яркими актримсами томичи назвали:

Тютрина

Вера Тютрина

Рябова

Ольга Рябова, заслуженная артистка России

meretskaya_big

Александрина Мерецкая

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать − 4 =