Я буду петь!

Солистка Томской филармонии Екатерина Дворниченко отметила двойной юбилей

«Талантливая», «одаренная», «яркий, задушевный вокал», «свежо и оригинально в ее исполнении звучат романсы и песни советской эстрады» – так о Екатерине Дворниченко пишут не только восторженные зрители в своих отзывах, но и не склонные к сантиментам чиновники, когда составляют служебную характеристику. Потому что «яркий, задушевный вокал» – сама суть солистки ансамбля «Сибирские узоры».

Ровно 30 лет назад двадцатилетняя исполнительница народных песен пришла в Томскую филармонию. Ее послушала Лилия Молоткова, тогдашний художественный руководитель, и у ансамбля народных инструментов появилась своя, персональная солистка. А опытный баритон Алим Ольговский по-отечески предупредил Катю: «Если ты хоть год проработаешь в филармонии и почувствуешь вкус к сцене, к аплодисментам, ты никогда не уйдешь из профессии». Слова оказались пророческими.

Уроки сцены

Справедливости ради скажем, что вкус к сцене Катя почувствовала еще в раннем детстве. Первый раз вышла к публике в три года. Дебют, правда, закончился конфузом: певица забыла слова, вспоминала их по ходу, чеша в затылке. «Никогда не чеши затылок! Это некрасиво!» – такой урок сценического поведения получила будущая солистка филармонии от своей бабушки.

Другой урок сценического поведения усвоила на гастролях знаменитого хора электролампового завода. Знаменит он был тем, что им руководил томский композитор Владимир Лавриненко, а для Кати хор был лучшим, потому что в нем пела ее мама. Послушать ее приезжали специалисты из Москвы. И не просто послушать – звали в хор Пятницкого! Но благополучие семьи и забота о ребенке стояли для Дворниченко-старшей в «табели о рангах» выше карьеры в столице. Урок состоял в правильном поведении зрителя.

– Я рано поняла, что артистам надо дарить цветы. На гастролях, когда ездили с «Северным сиянием», я дарила маме ромашки после каждого ее номера. Выходила на сцену и вручала только что сорванные цветы, чем нарушала ход концерта. Потом меня уже не пускали, – вспоминает Екатерина.

В первом классе Катя хотела быть как мама – хорошо петь и шить. Так и написала в сочинении. Но становиться профессиональной певицей даже не мечтала.

Она росла хоровым ребенком. Не только потому, что мама пела в хоре, но и сама Катя пела в школьном хоре, которым руководила Галина Дробышевская. Тогда Катя Дворниченко не знала, кто давал ей первые уроки хорового пения. Да и сама Галина Михайловна еще не догадывалась, что будет стоять у истоков Центра сибирского фольклора и в будущем создаст театр песни «Разнотравье».

– Когда мне было 10 лет, в нашей школе пошли на эксперимент – организовали фольклорный коллектив. Делала это Галина Михайловна Дробышевская. И меня пригласили, потому что знали о моем голосе. Но ведь я девочка с характером: заупрямилась – не пойду. Ждала, чтобы меня уговаривали. Только через полгода пришла в детский хор. И два года отпела. Петь было интересно. А еще мне нравилось: выходишь в костюме, тебе аплодируют. И макияж разрешали – реснички подкрасить, губки…

Сценический костюм – это часть артистического образа. И этот урок был усвоен в юном возрасте. С конкурсов школьной самодеятельности до сольных выступлений на профессиональной сцене Екатерина пронесла почти трепетное отношение к нему.

– Первые мои гастроли проходили в Тегульдетском районе. Мороз – больше сорока, колготки к телу примерзают, а нам еще в какую-то деревню с концертом. Ехали на «Буранах». По дороге упала, но платье берегла. И на сцену вышла как королева, в черном платье.

Карьеру королевы или богини Дворниченко напророчили еще в училище культуры. «На сцене ты должна быть богиней», – так говорила студентке ее педагог Нина Павловна Калинкина. Почувствовав в Кате Дворниченко и вокальный дар, и артистический талант, преподаватель вкладывала в ученицу всю душу, занималась с ней больше, чем отведено было часов по плану. И постоянно напоминала, что «голос надо беречь, а не рвать его».

Но осознание того, что голос – это профессиональный инструмент, за которым нужно ухаживать, пришло не сразу. В юности Екатерина не избежала ошибок: и холодный воздух, и мороженое, и переохлаждение связок.

– Пока ты молодой, не умеешь пользоваться дыханием, не умеешь держать связки так, чтобы они были всегда в рабочей форме. Между тем петь сольно – большая ответственность. Уметь правильно, грамотно петь и не бояться.

На прослушивание в филармонию Екатерину привела мама. Почти насильно. Когда узнала, что Геннадий Полянин, тогдашний художественный руководитель ансамбля «Сибирские узоры», позвал ее дочь петь в коллектив, но не на штатное место (место солистки не было предусмотрено), а по контракту.

– Но я по своей вредной привычке сначала отказалась, – приоткрывает секрет Екатерина.

Впрочем, дело не только в строптивом характере. Тогда в репертуаре начинающей певицы, за плечами которой было только законченное культпросветучилище и незаконченный институт культуры, было всего три песни. И она боялась петь сольно. Молодой коллеге на первых порах много помогала Лилия Молоткова. Выбила ставку вокалистки для «Сибирских узоров».

Иное дело сейчас! В активном репертуаре у Дворниченко более 200 песен разных жанров и стилей, а если посчитать, сколько всего спела за 30 творческих лет, то порядковый номер преодолеет отметку 500.

Песню надо рассказать

Что важно в песне – слова или музыка? На этот дилетантский вопрос Катя отвечает серьезно, вдумчиво.

– Когда беру песню, прежде всего обращаю внимание на текст. Если он не нравится, не воспринимаю его, то какой бы ни была музыка, не буду петь. Понравились слова – начинаю песню слушать. Много слушаю, потом начинаю петь. Песня – это ведь небольшая история, и мне надо ее рассказать, донести до слушателя. Чтобы человек понял, что эта песня – про любовь или разлуку, про счастье или несчастье, одним словом – про жизнь.

Доносить историю Екатерина Дворниченко училась… у Людмилы Зыкиной и Ольги Воронец. С последней судьба свела на конкурсе «Голоса России» в Смоленске в 2000 году. Услышав Катю, Ольга Борисовна за кулисами подошла и сказала, что своей манерой исполнения Катя ей напомнила ее в молодости. На том же фестивале Дворниченко познакомилась и с Надеждой Бабкиной, которая тоже высоко отозвалась о вокальном даре сибирячки.

Заметим, последний год уходящего ХХ века для нашей героини был урожайным на победы и награды. В Тюмени солистка ансамбля «Сибирские узоры» на конкурсе имени Лидии Руслановой была удостоена диплома лауреата III степени. В том же 2000-м губернатор Томской области вручил Екатерине диплом и премию как молодому деятелю искусства.

Потом были другие награды – аплодисменты и признание столичного и западного слушателя. С 2000-х годов вместе с «Сибирскими узорами» Екатерина объездила пол-Европы – Финляндия, Испания, Китай, Польша.

– И везде меня хорошо принимали, – утверждает Екатерина Дворниченко. – В Испании даже писали в газетах о моем голосе. Примерно так: «Мы поражены. Первый раз к нам приехала русская певица. Мы не ожидали, что девушка может донести смысл песни. Не зная русского языка, можно понять, о чем она поет. Настолько выразительно она это делает. Поет о любви – и ты начинаешь грустить вместе с ней. И радоваться, когда она поет частушки». Когда следующим утром после концерта пошли прогуляться по городу, ко мне подходили местные жители и брали у меня автографы. Хотя я шла в темных очках. Они говорили, что были на концерте и очарованы моим голосом. Просили сфотографироваться с ними. Говорили спасибо на русском языке.

Пели вместе с Малаховым и со страной

За 30 лет творческой жизни в филармонии «Сибирские узоры» стали для Екатерины Дворниченко второй семьей. С ансамб-лем она и по городам и весям необъятной Томской области, и на фестивали, и сольный концерт на сцене Большого концертного зала тоже со своими ребятами.

Рок-хиты и хиты советской эстрады, хит-парад песен о любви или народные песни, протяжные, как реки, – напряженный график выступлений ансамбля «Сибирские узоры» заставляет артистов и вокалистов быть всегда в концертной форме. А в рамках одного концерта быстро менять образ, стиль и форму подачи песен. Поэтому Екатерине почивать на лаврах некогда. Надо репетировать. Часто ее слушателями становятся дети, и для них петь еще ответственнее, чем перед взрослой публикой.

Впрочем, Екатерина и вторая солистка ансамбля Татьяна Кузнецова не только поют на детских концертах, но и играют. В новогодних программах и в программах детского абонемента Дворниченко сыграла острохарактерные роли в сказках.

А в декабре 2022 года голос Екатерины Дворниченко услышала вся страна. В Москву на передачу «Привет, Андрей!» солистка ансамбля «Сибирские узоры» поехала со своей сценической подругой и коллегой – Татьяной Кузнецовой. В эфире томички пели хит 80-х «Просто уходило лето». И им подпевал ведущий программы – Андрей Малахов.

– Запись песни «Просто уходило лето» в исполнении «Сибирских узоров» в социальных сетях увидела редактор программы «Привет, Андрей!» и разыскала меня, чтобы пригласить в Москву на передачу, – рассказывает Екатерина.

В поисках томских артистов московскому редактору помогла бывшая томичка, а ныне жительница Волгограда Екатерина Шелест, экс-администратор ансамбля. Мечтая о всероссийской славе «Узоров», она и дала телефон Екатерины Дворниченко.

– Мы исполняли песню «Просто уходило лето», – уточнила Екатерина Дворниченко, – потому что программа была посвящена не народной песне, а советским ВИА. В репертуаре «Сибирских узоров» эта песня давно, мы ее поем с Татьяной вместе. Потому что она и была написана для дуэта. Если помните, в середине 1970-х в Советском Союзе был очень популярен испанский дуэт Baccara, хитом их репертуара была песня Cara Mia («Моя дорогая»). Но поэт Владимир Луговой сочинил на эту музыку свои слова, и песня получилась совершенно о другом. Именно благодаря Луговому песня стала популярной, ее пели многие ВИА, в том числе и «Веселые ребята». Между прочим, в прошлом году у песни был юбилей – ей 45.

Возбужденные и радостные вернулись солистки «Сибирских узоров» из Москвы. С убеждением, что если петь с душой, то своего слушателя всегда найдешь. С нескрываемой гордостью девушки рассказывали, как прошла запись, пересказывали комплименты от ведущего и операторов, которые пришли в восторг от искренних и зажигательных улыбок Екатерины и Татьяны, от их умения свободно держаться перед камерами.

– В юбилей обычно подводят итоги, а я не буду, – решительно заявляет именинница. – Я хочу петь. У меня много планов. Многое еще не спето. Хочу выступать со своим родным коллективом. В «Сибирских узорах» – моя жизнь. Были и слезы, и улыбки, и обиды, и победы – все было, все пережила. Сейчас мне приятно работать с молодыми. Я у них многому учусь, ценю, что в моей жизни есть они, есть филармония и мои слушатели!

Автор: Татьяна Веснина
Фото из архива Томской филармонии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − три =