Юлия Филоненко, журналист газеты «Томские новости»
Волею судьбы на днях мне довелось побывать в штаб-квартире Евросоюза в Брюсселе. ЕС собирал молодых журналистов со всей России на обучающий семинар – нам обещали встречи с чиновниками разного уровня, которые должны были познакомить со структурой работы Европарламента, Еврокомиссии…
На таких встречах, вместо того чтобы говорить о законах жизни ЕС-структур, депутаты с удовольствием заводили разговор об украинском вопросе, естественно, грамотно расставляя акценты – в пользу ЕС и не в пользу России. Из почти десятка евродепутатов и чиновников разного уровня, с которыми нам пришлось пообщаться, только один, представитель Германии в Европарламенте Хельмут Шольц, говорил о нашей стране адекватные миропониманию русского человека вещи. К примеру, что ЕС невыгодно вводить санкции против России, это только усугубит ситуацию, или о том, что решения нельзя принимать, учитывая точку зрения только одной стороны – не должно быть однобокого подхода к событиям на Украине. Все остальные, говоря о присоединении Крыма, употребляли слова «аннексия», «военный захват»… серьезно аргументируя это, например, тем, что (я не шучу) крымчане шли на выборы под дулом автоматов российских солдат. Первым такое мнение высказал некто Штефан Фюле, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства. Он также добавил, что российские войска оказались там сразу после майдана (забыв, видимо, что наш флот в принципе дислоцируется в Крыму). Перечислять все «железобетонные умозаключения» еврочиновников не хочется, да и, наверное, не стоит. Скажу одно: после каждой встречи волосы на голове начинали шевелиться от того, насколько сильно различается содержание информации, подаваемой нам об Украине.
Евросоюз потратил десятки тысяч долларов, чтобы привезти несколько десятков русских журналистов со всей нашей необъятной страны на другой конец земли… Ради чего? Чтобы доказать свою правоту и убедить, что позиция ЕС единственно правильная? Неужели во главе Евросоюза действительно работают люди, способные подумать, что мы так легко и быстро примем полярную точку зрения? Не думаю… Я долго пыталась понять, откуда же тогда в европейцах такая детская наивность. Кажется, дошло: просто они, так же как и мы, свято верят в то, что им говорят извне. Им, так же как и нам, нередко информация приходит в нужном кому-то ключе. И, кстати, неизвестно еще, кому больше врут… Спасение от информационного мусора – фильтр, которым может послужить собственный взгляд на вещи и убежденность в том, что не бывает только черного и белого.