В России День юриста отмечается 3 декабря. Праздник был установлен в 2008 году Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2008 года № 130 «Об установлении Дня юриста». До него в России не было единого общего праздника для юристов. Существовали лишь праздники для отдельных категорий юристов. С 2009 года в День юриста осуществляется присуждение высшей юридической премии России «Юрист года».
Татьяна Мелихова – личность в томской юриспруденции легендарная. Заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, обладатель нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»… Добавим к этому 40 лет календарного (не по выслуге!) стажа, и становится понятно, почему именно к Татьяне Николаевне мы обратились за интервью в канун Дня юриста. Несмотря на то что в трудовой книжке у нее только одна запись – прокуратура Томской области, ее авторитет одинаково непререкаем в самых широких юридических кругах.
Цивилисты и криминалисты – кто круче?
– Татьяна Николаевна, что такое – быть юристом? Есть ли вообще что-то общее между, скажем, нотариусом и участковым инспектором? Да и если говорить об участниках судебного процесса: обвинитель, адвокат и судья. Как мы все можем наблюдать, особой любви между ними нет.
– И не надо. Они не должны друг друга любить, не должны дружить, но они неизбежно взаимодействуют. У каждого своя задача и своя специфика работы. Но все они, независимо от профессии, строго ориентированы на закон и право. Очень важны и личные качества. Настоящий юрист должен обладать незаурядным интеллектом и безусловной порядочностью.
– Очень высокая планка.
– Да, и наши юристы в целом ей соответствовали.
– Печально слышать это утверждение в прошедшем времени.
– К сожалению, в определенной степени это так. С конца 1990-х годов профессия юриста стала намного более востребованной, чем ранее. Конкурс в вузы вырос невероятно. Но при этом кроме ТГУ, где уровень подготовки юристов был традиционно высок, юристов стали готовить везде – в ТПУ, в ТУСУРе, в ТГАСУ, в ТГПИ… Это не есть хорошо. К тому же сейчас достаточно велика прослойка студентов, которые приходят не учиться, а получать диплом. Часто второе, даже третье высшее образование, или верхнее, как я говорю в таких случаях. Порой они, по-моему, сами не знают, зачем им нужен очередной диплом.
– На работе требуют.
– Да, я уже сказала, что востребованность профессии в современном обществе очень велика. Особенно юриста-цивилиста. Когда я училась, были в большей чести юристы-криминалисты. А сейчас студенты чаще выбирают в качестве специализации гражданское право, административное, государственное… Веяние времени.
– Вы в свое время сделали выбор в пользу уголовного права и, как понимаю, никогда об этом не жалели.
– Это так, однако я понимаю, что в какой-то степени эта специализация гораздо уже, чем у цивилистов. Моя специализация – уголовное, уголовно-процессуальное право. Большую часть жизни я занималась обвинением, но обывательское представление о прокуроре только как об обвиняющей стороне неверно. И так же как порой в процессе я буквально билась за обвинительный приговор, с такой же твердостью, случалось, отстаивала и невиновность подсудимого. Да, по закону прокурор представляет сторону обвинения. Но многие статьи УК предполагают большой разброс наказаний – от 1 и до…
– До пожизненного.
– Не обязательно, но на очень большой срок.
У каждого времени – свои «герои»
– Татьяна Николаевна, вам пришлось служить при разных государственных устройствах и руководствоваться в корне отличающимися законами. Можно ли сказать, что какие-то были лучше, какие-то хуже?
– Да, в 1997 году (я как раз стала заместителем прокурора области) в Российской Федерации был принят новый Уголовный кодекс, затем – Уголовно-процессуальный. Сказать, что старые были хуже, а новые – лучше, я не могу. Изменились времена, изменились формы собственности. Изменилась сама преступность, наконец.
– А что, она изменилась?
– Конечно! Интернет, айти-технологии, авторское право.
– Я имею в виду классическую уголовку.
– И она изменилась: формы хищения, вымогательства, подлоги, мошенничества.
– Нет, совсем классическую!
– Убийства, изнасилования, тяжкие телесные?
– Да. И грабежи, разбои, вымогательства. Пьяная преступность – когда убивают за 5 тысяч или вообще за бутылку водки.
– «Классика», конечно, не слишком изменилась. Бытовой преступности всегда было много. А в последнее время… пожалуй, стало больше преступлений на сексуальной почве.
– Да? А мне где-то приходилось слышать, что в последние десятилетия изнасилований стало меньше ввиду общего падения нравов. Мол, зачем насиловать, если можно договориться?
– Нет. Это не так. А с распущенностью я бы связала, скорее, рост преступлений в отношении детей.
– Мне почему-то казалось, что извращенцев всегда хватало, просто раньше это замалчивалось, особенно в семьях. Люди боялись огласки.
– И это тоже, но сейчас эти преступления стали совершаться гораздо чаще.
Тетушка Агата отдыхает
– Вам встречались такие преступления, как у Агаты Кристи? Или все по-простому: выпил(а), приревновал(а), шарах по башке сковородкой?
– Такого достаточно. Но есть и очень сложные, запутанные преступления, в первую очередь экономические. А организованная преступность? Заказные убийства? О, там такие схемы разрабатываются! Из 1990-х – взять хотя бы нашумевшие дела банды Лукьянчикова и Кириллова или банды Рожина.
– Точно, это ведь ваше дело.
– Да, мое. Очень нестандартное было дело. И человек нестандартный. Он, конечно, организовал серию преступлений – ограбления, вымогательства, приготовления к заказным убийствам. Но не…
– Не отморозок?
– Нет. Он – нет. Хотя члены его ОПГ, безусловно, настоящие отморозки. У них никаких моральных тормозов вообще не было. А Рожин – он очень неглупый. Такие ходы придумывал… У него ведь три или четыре курса юрфака было за плечами. При этом интересно, что ни одно из этих убийств совершено не было. Да и пострадавшие порой особых симпатий, честно говоря, не вызывали. Так что процесс был очень непростой.
Совсем другое дело – Лукьянчиков. Человек с высшим образованием, учредитель фирм с громкими названиями «Хозяин», «Империя», он организовал в пос. Апреле банду, которая за непослушание подданных своей империи уничтожала их имущество, похищала, издевалась, убивала. Он же был осужден по такой редкой статье, как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. В 2006 году его приговорили к 23 годам лишения свободы.
– Скажите, а Рожин, он вам… не угрожал?
– Нет. По-моему, он меня уважал. И, знаете, меня очень удивило, что, выйдя на свободу, он вновь оказался за решеткой. Не ожидала от него такого. Думала, что он уйдет «на пенсию».
– А что там было?
– Причинение тяжких телесных, несколько лет назад…
– Точно, я вспомнила! И что там было интересного?
– Честно говоря, не знаю, сейчас дело рассматривается судом.
Чин по чину
– В новом тысячелетии громкие дела все больше связаны с чиновниками. Принято говорить: таково веяние времени. Но при этом у рядового гражданина порой складывается впечатление, что гора родила мышь. Серия громких коррупционных скандалов, которые завершились помилованиями либо условными приговорами. Апофеоз – семь лет условно для чиновника из областной администрации.
– Наверное, суд учел, кроме всего прочего, возраст и состояние здоровья подсудимого.
– У Александра Сергеевича тоже был возраст и состояние здоровья!
– Насчет Александра Сергеевича… Знаете, как говорят, человек совсем страх потерял. Он был абсолютно уверен в своей полной неуязвимости. А еще и окружение! Его подельница ведь в прошлом была начальником отдела ОБХСС – борьбы с хищением социалистической собственности. Умная женщина…
– Получается, Томску везет на умных преступников. И чем умнее, тем больше срок. Вот Иткин. Из всех «номерных», и не только, заводов «Контур» держался дольше всех. Кого посадили за приборный? За ГПЗ-5? За радиотехнический? А Иткин, который спасал предприятие и сохранял рабочие места, угодил на нары по полной программе.
– Никого он не спасал и ничего не сохранял. Наоборот. По очень хитрой схеме бессовестно выводил активы из «Контура», переводя все в «Стек». При этом сумел убедить в своей святости столько людей! И каких!
– Татьяна Николаевна, должность заместителя прокурора области вы занимаете без двух месяцев два десятка лет, сейчас курируете следственные органы, но большую часть занимались уголовным судопроизводством. Преступники вас уважают, коллеги преклоняются. А близкие? Какая вы дома?
– Дома я любящая жена, мама и бабушка. С мужем мы вместе 42 года, и я ни о чем не пожалела. Он доктор технических наук, заведующий кафедрой в ТУСУРе. Говорят, когда люди столько лет вместе, это привычка, привязанность. Не очень это понимаю. У меня как-то не так. Думаю, мы сохранили чувства.
– Да уж, чего меньше всего ожидаешь от прокурора… Общаясь с женщинами, сделавшими карьеру в таких профессиях, даже боишься задавать вопросы о личной жизни.
– У меня здесь все прекрасно. Прекрасные муж, дочь, внук.
– Внуку сколько?
– 16 лет.
– Он кто – гуманитарий или технарь?
– Трудно сказать. Они в таком возрасте закрываются от взрослых. Но все же, пожалуй, гуманитарий.
– Про атмосферу в семье понятно. А хобби?
– Вот чего нет, того нет. Не шью, не вяжу, не выращиваю цветы. И как-то не тянет. Хотя… машину люблю водить. Расслабляюсь за рулем: врублю погромче музыку – и вперед. Но чем буду заниматься на пенсии, не представляю!
Пользуясь предоставленной возможностью, поздравляю всех специалистов в области права независимо от места работы. Юрист – это высокое призвание, замечательная профессия, нужная повсюду: и в маленькой организации и в самых серьезных структурах. Желаю терпения и выдержки, сил и энергии, вдохновения и удачи. И пусть ветер перемен приносит только добрые вести!
Праздники и памятные дни отдельных категорий юристов
- 12 января – День работника прокуратуры Российской Федерации.
- 29 марта – День специалиста юридической службы (только для военнослужащих).
- 6 апреля – День работника следственных органов (только для сотрудников органов внутренних дел).
- 27 апреля – День нотариата (неофициальный).
- 31 мая – День российской адвокатуры.
- 19 июля – День юридической службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- 19 июля – День юридической службы УИС.
- 25 июля – День сотрудника органов следствия России (Следственный комитет Российской Федерации).
- 1 ноября – День судебного пристава.