За травмы, полученные в общественном транспорте, пассажирам выплатят компенсацию

По неофициальной данным, ушибы, вывихи и сотрясения в автобусах получают 10–15 пассажиров в год.

С 1 апреля 2013 года перевозчики имеют право использовать на линии транспорт, лишь предварительно застраховав гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Требование распространяется на все виды общественного транспорта (маршрутные, заказные, исключение – такси).

Куда обращаться, если во время поездки произошло ДТП? Каков механизм возмещения? Что по поводу нововведения думают эксперты и участники рынка перевозок?

Понятная схема

Иван Бубеннов, замруководителя Госавтонадзора Томской области:

– Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» – первый шаг навстречу пассажирам. Теперь компенсация будет выплачиваться пострадавшему гарантированно. Ранее – только через суд, куда, получив легкий вред здоровью, граждане даже не обращались. Теперь есть механизм, четкий и понятный как перевозчику, так и пассажиру.

К сожалению, этот закон не касается пешеходов, хотя именно они, став участниками ДТП, получают серьезные травмы, а также пассажиров, к примеру, автомобиля, в который врезался автобус или троллейбус, – им право на компенсацию по-прежнему придется отстаивать в суде. Считаю, это упущение в законе.

Закон «обеляет»

Вадим Бурмистров, зам. директора по розничному страхованию ООО «Росгосстрах» в Томской области:

– Автомобилисты в случае ДТП могут рассчитывать на выплату по ОСАГО. А вот пассажиры общественного транспорта не имели такой возможности. Сейчас она появилась, и это тем более важно, если учесть, что ранее не все перевозчики могли компенсировать ущерб, теперь же их финансовое положение на момент аварии второстепенно.

Отмечу: к 1 апреля свою ответственность застраховали не более 50% перевозчиков. Тянут до последнего так называемые серые перевозчики, у которых, к примеру, нет лицензий, а значит, нет и оснований для приобретения полиса. Новый закон как раз заставляет их «обелиться», идет своеобразная фильтрация рынка.

«Есть нюансы»

Тагир Ахметкузин, перевозчик-маршрутник:

– Похоже, с нового года основными клиентами страховых компаний стали маршрутники – столько у страховщиков своих коллег встретил! Предприниматели постарались до 1 апреля застраховать свою ответственность, штрафы-то разорительны.

Изменит ли ФЗ ситуацию на дорогах? Нет. К сокращению количества ДТП не приведет. Да и водители более бдительными не станут. Есть закон, предписывающий купить полис, перевозчики его исполняют. Насколько оправдано его появление, даже не знаю: в моих автобусах (их более десятка) пострадавших не было, а я в этом бизнесе с 1996 года. Но, после того как я застраховал ответственность, у меня как у перевозчика появилось внутреннее спокойствие: если что, ходить в суды не мне, компенсацию выплачивать не из своего кармана.

Обязательное страхование неизбежно приведет к тому, что появятся пассажиры, которые начнут падать ради денег, – ушибы, вывихи, лишь бы получить компенсацию.

И еще один нюанс. Полис – дополнительная финансовая нагрузка, его стоимость от 2 до 10 тыс. рублей, а у предпринимателей, как правило, по несколько автобусов, страховка спровоцирует рост стоимости на проезд. Вопрос уже обсуждается в мэрии, взаимопонимание есть.

 …Дополним, в Томске пока нет данных, сколько человек получили травмы в салонах общественного транспорта в 2012 году. По неофициальной данным, после ударов в автобусах ушибы, вывихи и сотрясения получают 10–15 пассажиров в год.

В 2013 году в Томской области зафиксировано уже два ДТП, где в общественном транспорте пострадали пассажиры: одна авария случилась в Томске, другая в Асиновском районе: микроавтобус выехал на встречную полосу, где столкнулся с легковым автомобилем. Одна пассажирка погибла, девять получили ранения (это первые пострадавшие, которые в рамках ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года, имеют право на страховое возмещение).

Максимальная сумма возмещения для пассажиров, пострадавших в общественном транспорте, – 2 млн. рублей (в случае получения инвалидности или смерти).

 Обратите внимание!

С 1 апреля каждый перевозчик может работать на линии только при наличии страхового полиса. Информация о страховщике, куда нужно обращаться в случае получения травмы, должна быть вывешена в салоне. Штраф за отсутствие полиса: для индивидуального предпринимателя – от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 500 тыс. до 1 млн. Штраф за отсутствие информации в салоне: для владельцев лицензии – от 1 до 3 тыс. рублей, юрлиц – от 10 до 30 тыс. рублей.

 Перечень документов, необходимых для страховой выплаты:

  • Справка о ДТП;
  • Справка из больницы о наличии травм и повреждений;
  • Документы подтверждающие затраты на приобретение лекарственных средств;
  • Документ, подтверждающий проезд на данном общественном транспорте (билет)
  • Наличие двух свидетелей (их адреса и паспортные данные), что особенно важно в маршрутном транспорте, где либо нет билетов, либо по ним невозможно идентифицировать единицу транспорта.

Фото: Максим Кузьмин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × один =