Загадка Курентзиса. При поддержке «Газпрома» в Томске с аншлагом прошел концерт оркестра musicAeterna

Не успели работники БКЗ вывесить афишу о выступлении культового дирижера Теодора Курентзиса, как билеты в кассе филармонии буквально испарились: настоящие ценители классики оперативно отреагировали на открытый концерт. 19 мая интернациональный оркестр musicAeterna собрал полный зал. Среди зрителей – более 600 работников компании «Газпром трансгаз Томск» вместе с семьями, а также представители парт­нерства «Газпром в Томской области».

Будем знакомы

Концерты под руководством Теодора Курентзиса проходят в рамках гастрольного тура по городам производственной деятельности компаний Группы «Газпром». Томичам предстояло услышать два знаковых произведения – симфонический этюд «Метаморфозы» Рихарда Штрауса и Четырнадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича.

Среди первых зрителей оказались две северчанки. Чтобы не опоздать на долгожданный концерт, сестры приехали в областной центр с большим запасом времени. Благо погода позволяла скоротать его, прогуливаясь вдоль гранитной набережной реки Ушайки, отреставрированной несколько лет назад на средства «Газпрома».

Женщины признаются, что посещают симфонические концерты не очень часто, но любят классическую музыку: у обеих за плечами Томское музыкальное училище. Марина Коврижкина училась на фортепианном отделении, а Ольга Жданова брала уроки у педагога Аллы Савранской, жены известного томского скрипача Сергея Зеленкина.

– Мы приехали насладиться настоящим искусством, очиститься и подпитаться духовно, – говорят северчанки, вспомнив и знаменитый концерт Эдуарда Артемьева, который лет десять назад был организован для томичей компанией «Газпром трансгаз Томск».

Постепенно в фойе Большого концертного зала становится многолюдно. Нарядная публика несет роскошные букеты. Вот проходит через рамку генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск» Владислав Бородин, останавливается и улыбается, встречая других почетных гостей. Многим взрослым компанию составляют юные зрители.

– В нашей семье только самый младший сын, Федор, серьезно занимается музыкой: у него позади два года обучения по классу фортепиано, – рассказывает Анна Барановская, представляя счастливое семейство – супруга Дмитрия, дочку Злату, сыновей Потапа и Федора. – Когда-то я тоже училась в музыкальной школе, но потом бросила, возможно, через ребенка пытаюсь воплотить свои нереализованные планы.

– Выбраться всей семьей на какое-нибудь мероприятие нам удается нечасто: работа, учеба, тренировки… Но сегодня поймали удачу за хвост, – дополняет жену Дмитрий Барановский, ведущий инженер отдела главного энергетика ООО «Газпром трансгаз Томск».

Справка «ТН»

ООО «Газпром трансгаз Томск» является 100-процентным дочерним обществом ПАО «Газпром». Компания обеспечивает эксплуатацию газотранс­портных систем в 14 регионах Сибири и Дальнего Востока, в том числе экспортного газопровода «Сила Сибири». Общая протяженность эксплуатируемых магистральных нефте- и газопроводов превышает 12,2 тыс. километров. Численность персонала составляет более 9 500 человек.

 

Зрители всё прибывают и прибывают.

– Симфонические концерты я посещаю регулярно – это высокая, красивая музыка, которая очищает душу, – улыбается молодой преподаватель детской музыкальной школы № 4 Елена Тимофеева. – Приезд Теодора Курентзиса считаю большим событием и для Томска, и для Сибири. Мне кажется, что его новаторский взгляд на классическую музыку нужно популяризировать, потому что его прочтение отлично от классического стандарта трактовки музыкальных произведений. Это совсем не академический дирижер. Взять стиль его одежды, прически, расстановку оркестра или, наконец, трактовку Реквиема Моцарта. Вот и сегодня будет любопытно его послушать.

Анну Король, сотрудницу кад­ровой службы компании «Газпром трансгаз Томск», можно часто увидеть в органном зале:

– Стараюсь поднимать свой культурный уровень. В нашем отделе работают сотрудники, готовые воспринимать новое, необычное, интересное. Если у тебя есть желание слушать симфоническую музыку, можно осилить любое произведение, каким бы сложным оно ни было.

С ее доводами не поспоришь, тем более что публика в Томске образованная. Каждый из дирижеров Томского академического симфонического оркестра вносит свой вклад в просвещение  зрительской аудитории. Но пальму первенства специалисты отдают сегодняшнему руководителю коллектива – Михаилу Грановскому. Томичи уже слышали под управлением маэстро Четырнадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича…

А чем удивит Теодор Курентзис, один из самых неординарных и востребованных дирижеров современности, основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna? Кстати, впервые он выступал у нас со своим коллективом в 2005 году, работая тогда в Новосибирске.

 

ЦИФРА

Более 600 сотрудников ООО «Газпром трансгаз Томск» вместе с семьями посетили концерт musicAeterna.

 

Как на литургии

Перед томской публикой Теодор Курентзис предстал в классическом костюме с красным галстуком. Первое произведение – симфонический этюд «Метаморфозы» Рихарда Штрауса для 23 струнных инструментов – дирижировал с помощью рук и по памяти. Музыканты, за исключением виолончелистов, играли стоя.

Эпатажные, рассчитанные на внешний эффект манеры Курентзиса за пультом куда-то исчезли. Мы увидели музыканта с ярким эмоциональным посылом, четкими, великолепными движениями, каждое из которых казалось вполне логичным и обоснованным. И оркестр играл самозабвенно, вложив в исполнение этюда все свои силы и боль. Те чувства, которые так точно выразил в нотах Рихард Штраус весной

1945-го, увидев руины разбомбленной столицы Баварии… В первом варианте сочинение должно было называться «Траур по Мюнхену», однако позднее старый композитор отверг его, заменив на «Метаморфозы». В одном из последних своих сочинений Рихард Штраус стремился воплотить образ не только гибели привычного мира, но и рождения нового.

А Курентзис не был бы самим собой, если бы последним аккордом поставил финальную точку. У него получилось многоточие. Застыл не только он, как бы предвкушая продолжение, но и музыканты с вертикально поднятыми смычками. И ведь дирижер прав! После разрывающей душу музыки хочется задержаться в тишине, подумать. А аплодисменты подождут.

 

Справка «ТН»

Организованные при поддержке ПАО «Газпром» гастроли musicAeterna проходят в восьми городах страны – Астрахани, Сургуте, Томске, Иркутске, Южно-Сахалинске, Саратове, Волгограде и Самаре.

 

И снова уже привычная концовка с замиранием. А потом – 10-минутные аплодисменты благодарной публики за мастерство, виртуозность и просто изумительный вечер классической музыки. Когда артисты кланялись, хотелось поклониться им в ответ.

– Великолепный концерт, получили огромное удовольствие. Оркестр звучал невероятно эмоционально, это вызывает восхищение и уважение. Спасибо за такую замечательную возможность прикоснуться к высокому искусству, – сказал начальник отдела системно-технической поддержки пользователей ООО «Газпром трансгаз Томск» Евгений Орлов.

Другая зрительница только и могла молвить: «Словно побывала на литургии».

За кулисами генеральный директор компании Владислав Бородин от имени всех томичей поблагодарил музыкантов и вручил Теодору Курентзису книгу о Томске и памятные сувениры.

– Очень рады видеть в Томске профессионалов своего дела. Вы подарили мощную энергетику томским зрителям. Спасибо за этот настоящий праздник музыки, – сказал Владислав Бородин.

 

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 4 =