Запрет движения по томским улицам тяжелой техники добавит проблем и скажется на кошельках

В мэрии решили, что в 2012 году проезд по городским улицам крупнотоннажной техники будет запрещен. Власть предлагает тяжеловесам разгружаться на подъездах к Томску.

– Принципиальное решение есть. Перенимаем опыт других городов, к примеру Кемерова и Омска. На городские магистрали большегрузы там не пускают, берегут дорожное полотно, оно бюджету дорого обходится, – пояснил на этой неделе глава департамента городского хозяйства Вячеслав Черноус.

Обсуждаются два варианта – вообще запретить въезд в город тяжеловесов (автомобилей с нагрузкой на ось более 6 тонн) либо вводить такое ограничение только в летний период. Глава департамента не скрывает – мэрия тяготеет к первому предложению.

– Почему о таких планах бизнес узнает от СМИ, а не от представителей власти? – возмущен руководитель ассоциации пищевиков, гендиректор ОАО «Томское пиво» Иван Кляйн. – Мы должны быть союзниками, а не врагами.

Другие представители бизнес-сообщества уверены: большегрузы будут ездить по улицам города и дальше, правда, за отдельную плату – в этом и есть смысл инициативы чиновников. Предприниматели также предупреждают: дополнительные транспортные издержки лягут в себестоимость товаров и услуг, что неизбежно приведет к их удорожанию.

 

На «Томском пиве» ежедневно загружается 25–30 фур. «На перегрузку ни в коем случае не пойду: зачем каждый раз рисковать целостностью упаковки, ведь я как производитель должен ее гарантировать. Случись что, компания будет нести убытки. Надо понимать: транспортная реорганизация (хоть организация пункта перегрузки, хоть плата за проезд) – однозначный путь к удорожанию продукции. Для предприятия это уже другие риски – конкурентноспособность продукции», – критикует инициативу мэрии Иван Кляйн

 

Пять ворот

– Принципиальное решение о запрете движения большегрузов по улицам Томска принято, – сказал на пресс-конференции глава департамента городского хозяйства Вячеслав Черноус. – Мы готовим нормативные документы, депутатам гордумы предстоит решить вопрос штрафных санкций. В Кемерове юрлиц наказывают на 500 тыс. рублей, в Томске идет речь о таких же суммах.

– Запрет на проезд крупнотоннажной техники существует во многих городах страны, из ближайших – в Кемерове, Омске, – продолжил Черноус. – Они берегут свои дороги, и нам пора. В Томск тяжеловесы смогут заехать только через отведенные ворота (речь о пяти въездах в город). У нас их пока три: со стороны коммунального моста и через новый мост, где есть два заезда в город.

Два варианта

В мэрии обсуждаются два варианта ограничений. Первый – полный запрет. В этом случае крупнотоннажная техника будет разгружаться на специальных пунктах, а до баз, магазинов и предприятий города товар будет развозить малогабаритный транспорт. Второй вариант – запрет движения большегрузов только на летний период и только в дневное время (вариант готовы поддержать в ГИБДД).

– По какому пути пойдет мэрия, к началу 2012 года должен определить мэр, – пояснил Черноус. – Но бизнесу задуматься нужно уже сейчас, в том числе и о строительстве технологических дорог, ведущих по периметру Томска к их предприятиям. Многие компании, имеющие большегрузный парк, расположены именно на окраинах. Значит, нужен грузовой каркас.

Миссия невыполнима

– Ритейл проблему переложит на плечи поставщиков, – говорит представитель ритейла («Холидей-Классик», «Палата») Сергей Рогожкин, – они везут нам продукцию на технике, которую считают наиболее подходящей. Да, в основном это фуры, и каждый день они приходят, чтобы заполнить нашу сеть товарами, объезжают по городским улицам семь наших магазинов. Видимо, в перспективе предстоит прописывать в договорах с поставщиками, на какой именно технике везти в Томск товар. В России живем, привыкли уже, что постоянно приходится подстраиваться под государство и местную власть.

– Впервые слышу о такой инициативе, – сказал «ТН» генеральный директор ГК «Лама» Владислав Левчугов. – Наша компания только вложилась в создание распределительного центра на ул. Кулагина, куда мы, разу­меется, большегрузами ввозим товар. Власти должны понимать, что, во-первых, перегрузка товаров на перевалочных пунктах – это затраты, и их бизнес заложит в себестоимость товаров. Во-вторых, далеко не все можно перегрузить, – продолжает Левчугов. – К примеру, фрукты к нам на базу доставляют 22–24-тонные спецмашины-холодильники. Аналогичных по санусловиям и температурному режиму малогабаритных машин просто нет.

Этой же точки зрения придерживаются в «Сибирской Аграрной Группе»: зерно, которое регулярно доставляется в Томск из Асина, на перевалочную базу не повезешь; не перегрузишь и поросят (их предприятие на спецтехнике доставляет из Кемерова). Свои примеры у строителей: нагрузка на ось у бетономешалки более 6 тонн, железобетонные плиты в единичном экземпляре возить невыгодно – это существенно увеличит транспортные расходы.

Платный проезд

– Судя по тому, что власть очень сумбурно подходит к проблеме, и учитывая, что Томск от тяжелых машин все равно не очистить (много перевозок, где содержимое в «Газель» не перегрузишь), думаю, цель преследуется совсем иная – проезд для крупнотоннажников станет по городу платным, – считает главный инженер «Томск­экскавации» Дмитрий Бартенев (компания занимается перевозками, строительством, в парке порядка 50 машин-тяжеловесов). – Город нащупал еще одну финансовую жилу? Для кого строят дороги? Зачем платим транспортный налог? Законным ли будет побор? Два-три года назад многие города практиковали платный проезд для машин-тяжеловесов, Томск в том числе. Но кто-то в стране создал судебный прецедент, и вот уже два года, как в ряде городов, в Томске в том числе, пропуска большегрузам выдают бесплатно – мы их получаем как раз в департаменте городского хозяйства.

– Бизнес обложили со всех сторон: налоги, тарифы, теперь еще и перевалочные базы, – недоволен глава «Томского пива» Иван Кляйн. – Какую проблему город хочет решить? Транспорта от таких мер в Томске не убавится: одна разгруженная фура – это десяток «Газелей». Однозначно за проезд по городу появится плата, и коррупционная составляющая сразу поползет вверх. А издержки бизнеса оплатит потребитель.

«Нужно не ограничения для большегрузов вводить, а строить вокруг Томска объездное кольцо, как в других городах, и терминалы. В Новосибирске все устроено именно так, поэтому машины-тяжеловесы в город почти не заходят, а те, что идут, ничего не платят, – говорит водитель фуры, который привез строительные материалы для сети магазинов «Практик». – Я бы и рад не заходить в Томск, но пока это неизбежно»
«Нужно не ограничения для большегрузов вводить, а строить вокруг Томска объездное кольцо, как в других городах, и терминалы. В Новосибирске все устроено именно так, поэтому машины-тяжеловесы в город почти не заходят, а те, что идут, ничего не платят, – говорит водитель фуры, который привез строительные материалы для сети магазинов «Практик». – Я бы и рад не заходить в Томск, но пока это неизбежно»

 

Включите логистику!

– Речь нужно вести не о запрете для машин-тяжеловесов, а о создании условий для компаний, транспортирующих грузы. Какие пункты перегрузки? Нужны логистические центры, где будет сосредоточен процесс ввоза и вывоза товаров, – оценивает инициативу мэрии Александр Таловский, глава областного департамента потребительского рынка.

Первый такой центр (а точнее, его первая очередь) откроется недалеко от нового моста уже до конца года.

– Согласно мониторингу, одного логистического центра для Томска пока вполне достаточно. И место для него выбирали целенаправленно – на стыке дорог из Новосибирска и Кемерова, – рассказывает директор центра Валерий Габриэлян. – Чтобы большегрузы в массовом порядке не заходили в город, завозить товар предлагаем к нам на базу, откуда мы на мелкогабаритном транспорте развезем груз по городским точкам. Это могут сделать и сами предприниматели. Надеемся наладить и обратный процесс: томские производители складируют товар у нас, и фуры забирают его, не заезжая в город.

Вячеслав Черноус: – На дорогах Томска заработает мобильная служба контроля веса транспорта. Создание одного такого пункта обойдется в 1 млн рублей. Думаю, их будут организовывать ГИБДД и СМЭУ, которое вскоре станет муниципальным. Пункты перегрузки – за предпринимателями.

Сколько большегрузов приходит в Томск ежедневно

Старый мост: минимум 30–35 фур (стараются проходить город ночью, когда движение менее интенсивное, основной поток – Новосибирск, Москва).

Новый мост: порядка 120–150 фур (Новосибирск, Кемерово, Омск).

Со стороны Мариинска: 60–70 машин (Красноярск).

По данным УГИБДД по ТО

 

Опыт города, которого нет

Неля КОСТЯЕВА, корреспондент «ТН»:

– Городов, где вопрос о введении ограничений для большегрузов так или иначе обсуждался, действительно много. Если ограничения есть, то носят они либо сезонный (весна, лето), либо временной (запрет движения в дневное время) характер. Так, в Санкт-Петербурге, Саратове и Омске ограничения вводят в летний период. В Кемерове существует система платных пропусков – 2–3 тыс. рублей за тяжеловес. («Но тяжеловесами там считают машины с нагрузкой на ось от 20 тонн и выше», – говорят томские предприниматели, регулярно бывающие в соседнем регионе.)

Споры о запрете на въезд крупнотоннажных авто идут в Москве, где пищевики и ритейлеры обложили власть письмами-аргументами о нецелесообразности принятия такого решения…

Безусловно, логика в позиции власти есть. Городские дороги, которые обходятся бюджетам разных уровней в копеечку, конечно, нужно беречь (и строить по обновленным нормам, чтобы полотно не рассыпалось). Но если посмотреть на это с другой стороны, получается, что город, испытывая финансовые трудности, просто нашел альтернативный вариант содержать магистрали, в том числе за счет каждого из нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 6 =