Запрет на импорт продовольствия: ответ Западу в ущерб внутренним интересам или стимул для развития?

цены-на-сайт

Президент Владимир Путин подписал указ, на год ограничивающий ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели в отношении РФ экономические санкции. За день до этого национальный лидер заявил, что в задачи правительства входит не допустить, чтобы ответные меры российских властей в отношении западных стран отразились на потребителях. В список запрещенных товаров вошли мясная и молочная продукция, злаки, фрукты, овощи из США и некоторых стран Европы. Детское питание под запрет не попало. Вокруг указа сразу же разгорелась жаркая дискуссия. Бизнесмены считают, что эта мера давно назрела, она не принесет никакого вреда и станет стимулом для развития отечественного производителя. Оппозиционеры уверены, что Россия хочет огородиться от остального мира прочным забором и новые запреты приведут к дефициту некоторых продуктов и росту цен на них. Ярые патриоты настаивают, что документ стал адекватным ответом на санкции Запада в отношении нашей страны. «ТН» с помощью экспертов из разных сфер пытаются понять, как повлияет на население, сельхозпроизводителей и экономику Томской области и страны в целом указ, принятый «в целях защиты национальных интересов России».

Молока хватит на всех

СаяновВячеслав Саянов, глава КФХ «Саянов»:

– Честно говоря, пока не знаю, чего ожидать от указа президента. Конечно, если ввоз продукции из стран, которые ввели санкции против России, прекратится, продажи у наших фермеров увеличатся. Выгоднее всего такое решение для крупных хозяйств. Мелкие предприниматели тоже в накладе не останутся. Производство молока, к примеру, на небольших фермах сейчас отлажено хорошо.

А вот в мясном животноводстве существуют проблемы, которые необходимо решать. Например, ситуация с забойными цехами. Чтобы поставлять продукцию на рынок легально, фермеру необходимо забить корову по государственным стандартам. Но если скота у тебя немного, свой цех, конечно, строить не будешь. Приходится пользоваться услугами чужого предприятия, а это невыгодно. В конце концов некоторые мелкие предприниматели бросают это дело, выращивают скотину только для себя. Следовательно, не приносят никакой экономической выгоды государству.

Нужно, чтобы и мелкий предприниматель мог реализовать свою продукцию на рынке на выгодных для него условиях. Кажется, что с того? Приведет трех коров на убой, разве это много? Но таких предпринимателей у нас в стране немало, и они могут оказать значимую помощь в решении проблемы с заполнением рынка мясной продукции. Конечно, без государственной поддержки проблему эту не решить. Сейчас мелкие фермеры уже начинают ощущать такую помощь, и если она продолжится и в дальнейшем, то можно будет не опасаться дефицита сельхозпродукции на российском рынке.

Шанс для промышленности

ПангаевДмитрий Пангаев, совладелец сети пабов Harat`s Pub и пивного ресторана «Мюнхен»:

– Я не согласен, что запрет на импорт продуктов из ряда стран убьет ресторанный бизнес, хотя в соцсетях прогнозы на эту тему просто апокалиптические. Более того, я, как российский бизнесмен, поддерживаю решение (не обсуждая его политической части). Это огромный шанс для отечественной пищевой промышленности. У нас есть производители и поставщики, которые могут обеспечить импортозамещение практически по всем видам продукции. Картинки пустых магазинов «как в СССР», расплодившиеся в Интернете, – это преувеличение. Тогда в стране отсутствовал бизнес, который мог бы заполнять продуктовые прилавки. В 2000-е годы случился другой перекос: стали продаваться в основном импортные продукты, потому что рынок наводнили перекупщики. Им было гораздо проще купить товар у крупных западных оптовиков и тут же продать, а не искать производителей на местном уровне. Кстати, именно тогда родилась порочная система бонусов – платы за место на полке супермаркета.

Сейчас российский бизнес научился быстро ориентироваться в ситуации. Нельзя ввозить из одной страны – ее легко заменит другая. Например, есть потенциальные партнеры в Латинской Америке, которые насытят наш рынок фруктами и овощами качеством не хуже, чем из Испании или Польши. «Молочки» у нас достаточно своей. С мясом проблем также нет.

Так, в нашей сети очень много блюд из продукции местных производителей (главное, какой повар их готовит!). В «Хэрэтсе» делаем отличные рульки и ростбифы из томской говядины, клиенты довольны. В «Мюнхене», как в ресторане более высокого класса, есть стейки из мраморной австралийской говядины. Но, во-первых, это продукт не массовый (одна порция стоит в районе 1 800 рублей), во-вторых, деликатес можно возить из Новой Зеландии, она санкций России не предъявляла…

Возможно, отечественные производители смогут предложить свои варианты продуктов класса люкс. В любом случае для них эта ситуация – отличная возможность развить новые ниши, расширить сбыт. Умные предприниматели им наверняка воспользуются.

Поднять руки вверх и сдаться или сопротивляться?

ЦитленокВладимир Цитленок, профессор кафедры мировой экономики и налогообложения ТГУ:

– Прежде всего комплекс вводимых мер по запрету продовольственных поставок из западных стран обусловлен политическими причинами. Мы сопротивляемся давлению, выраженному в санкциях: послушно исполнить все политические требования и прежде всего США – отказаться от поддержки Восточной Украины и вернуть Крым. Настоящая же подоплека (теперь уже глобального кризиса) – в попытке американцев возвратить свое былое политическое и экономическое доминирование, показать миру, кто в доме хозяин. Выбор у нашей страны на самом деле небольшой: или поднять руки вверх и сдаться, или же сопротивляться. Из двух зол нужно выбрать меньшее.

Сразу однозначно отреагировать на то, как скажется на российской экономике введенный вчера запрет импорта продовольствия, тяжело. Для полного анализа нужно знать ситуацию более детально, исходя из российских реалий, что указ президента – одно, а исполнение – другое. Но несомненно то, что в возникшем кризисе для России есть позитивные и негативные моменты. Надо исходить из ситуации, что за последние годы мы были серьезно связаны с внешним миром, особенно по потребительскому рынку. Естественно, это так просто не пройдет, скажется. Но, с другой стороны, теперь у России нет достаточных ресурсов, доступ к кредитным финансам ограничен, чтобы поддерживать прежние уровни импорта, и потому нужно активно искать внутренние резервы.

С экономической стороны, конечно, негативные процессы будут идти: рост цен, дефицит определенных групп продовольственных товаров, но если мы хотим выстоять, то нужно перетерпеть во времени. Если не сдаваться, сопротивляться, то надо полагать, период на ближайшие два-три года будет непростым, ухудшение произойдет однозначно, и это будет тяжелое время. Но главное идеологическое содержание ситуации в том, что это не наш выбор, не мы выбрали такой сценарий развития международных отношений, это нам навязывают такие решения. Когда-то из наших благих побуждений и мечтаний об экономическом процветании Россия вошла в международную интеграцию – стала субъектом свободного рынка, пыталась быть полноправным участником глобализации. Но таким ли уж справедливым этот мир оказался? Теперь, когда возник такой кризис, мы оказались у поворотного пункта. Все теперь зависит от выбора: признать свое поражение и вернуться к исходным позициям на условиях Запада или попытаться перетерпеть.

Выход уже просматривается. Например, поменять поставщиков продуктов питания, увеличить импорт из Китая, Бразилии, оказать помощь собственному производителю для скорейшего усиления своих продовольственных мощностей.

Это плата за независимость. 50 лет назад жили гораздо хуже, беднее, но смогли выжить и превратиться в мировую державу.

Переход будет плавным

БережнаяЕлена Бережная, директор розничной сети ГК «Лама»:

– Какие-то глобальные выводы делать еще не стоит – рано. Замещение ассортимента, который мы получали из стран Евросоюза, есть. Может, не на 100%, но достаточно для того, чтобы потребитель не почувствовал существенных изменений в своем рационе или в ценах. Более конкретно можно будет говорить тогда, когда появится полный список запрещенных товаров, когда будет понятно, на какой срок вводятся запреты, и когда все участники рынка некоторое время проработают в изменившихся условиях.

Мы предполагали подобные события, поэтому, конечно же, к ним готовились, искали замещение ассортимента. В первую очередь под запрет попали овощи и фрукты из Польши и других стран Европы. Это сезонные товары, поэтому найти замену для них достаточно легко. Некоторые виды продукции можно будет заменить за счет российских производителей, некоторые – за счет тех стран, которые не попали под запреты. Очень надеемся, что и местные производители начнут вести себя более активно. Во всяком случае это было бы логично, правильно и экономически выгодно для региона и страны. С этой точки зрения меру, безусловно, можно расценить как положительную. По ГК «Лама» и нашей сети супермаркетов указ президента в любом случае не ударит, но нужно, чтобы и жители Томской области чувствовали себя комфортно с точки зрения своих привычек и предпочтений. Думаю, во всяком случае в ближайшее время никаких изменений потребители не ощутят.

Право выбора

ВасечкинЕвгений Васечкин, дизайнер:

– Только что сходил в магазин. Нероссийского производства я купил сыр, вино и шпроты. Российского – хлеб, яйца и сок. Воду пьем San Pellegrino и «Чажемто».

Первое, чем Бог наградил человека, было право выбора. Если хочется пить французское вино, а не вина Анапы, есть швейцарский сыр, а не алтайский, это мое право. Глава государства хочет показать всем кузькину мать, наказывает «врагов». В голове у него много разных идей. Отлично. Но я-то тут причем?..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =