Жизнь по спирали

Каждый ее виток, по мнению доктора Сусикова, поднимает человека на новый уровень, обогащая знаниями и опытом

В рабочем графике заведующего травматологическим отделением БСМП Александра Сусикова временных пустот практически не бывает: прием пациентов, операции, занятия со студентами и ординаторами, лекции, консультации. И так изо дня в день.

Больничное притяжение

Александр Сусиков – военный медик во втором поколении. Его отец был военным фельдшером и неоднократно находился в командировках в Чеченской Республике. Глядя на него, сын тоже пошел в медицину. Выбрал самое тяжелое ее направление – травматологию. А лучшей практикой для пытливых студентов в те годы была первая «горка» на Красноармейской. Именно там, в городской больнице № 1, Александр Сусиков начинал работать санитаром, потом медбратом. И даже когда перевелся на четвертом курсе в Томский военный медицинский институт, все равно приходил дежурить в травматологию.

– Эта больница привязала меня к себе крепко-накрепко, – улыбается Александр Викторович, вспоминая годы студенчества. – И интернатуру по хирургии здесь проходил. Тут же с женой познакомился. Не больница, а магнит, который все время тянет к себе.

И медаль Суворова за отвагу

После окончания военного мед-института лейтенант Сусиков один из потока вытянул счастливый для себя билет. Он всегда стремился попасть в ВДВ, а распределение получил в спецназ ГРУ. Потом были две командировки в районы боевых действий в Чечне. Там врач получил не только колоссальный опыт работы в боевых условиях, но и медаль Суворова, особо почитаемую в военной среде. Она присуждается за выдающиеся заслуги перед державой. Александр Сусиков награжден медалью Суворова за личное мужество и отвагу. Известно, что великий полководец умел одерживать победы не только над врагами Отечества, но и многочисленными солдатскими хворями. Так что эта медаль занимает особое место в послужном списке военврача из Томска.

Революция в травматологии

После окончания военной ординатуры майор медицинской службы Сусиков уволился из Вооруженных сил и вышел в запас. И вновь вернулся в Томск, устроился в родную «горку», которая за время его отсутствия не только сменила статус, но и успела переехать с Красноармейской на Рабочую. Сначала работал травматологом-ортопедом, а через несколько лет возглавил травматологическое отделение БСМП. За последний период, утверждает врач высшей категории, травматология изменилась кардинально.

– Революционным для нас стал 2012 год, – вспоминает Александр Викторович. – Через год, как я пришел в отделение, его возглавил врач-травматолог с передовыми взглядами Андрей Николаевич Миронов, который познакомил нас с прогрессивными методами лечения пациентов в аналогичных медучреждениях за рубежом. Мы тоже загорелись идеей работать по мировым стандартам. Этот переход проходил в рамках международной ассоциации травматологов AO Trauma, а наша больница стала ее подразделением – «AO Trauma Россия».

Томские медики получили возможность не только усовершенствовать свои знания, но и ближе познакомиться с передовыми методиками и оборудованием в лучших медицинских центрах Европы и мира. А в дальнейшем работать на подобном у себя в БСМП.

– Раньше в больнице была одна С-дуга – переносной рентгеновский аппарат, под которым оперируют травматологи. Сейчас в каждой операционной имеется подобная установка, – подчеркивает заведующий отделением травматологии БСМП Александр Сусиков. – Мы начали делать такие вещи, которые мало где практиковались в России, например малоинвазивные операции. Но самое главное, по возвращении домой каждый из нас привносил в командную работу что-то свое, дополняя ее новыми знаниями. Это колоссальный опыт!

Александр Сусиков проходил стажировку в немецком госпитале Хамбурга у профессора Тима Полиманна, специалиста в лечении политравм. Как правило, у таких больных имеются многочисленные повреждения не только костей, но и внутренних органов.

– Политравмированные пациенты – самые сложные пациенты, пострадавшие в дорожных авариях, при падениях с высоты, имеющие производственные травмы. Зачастую им приходится делать поэтапные операции. Сколько занимают они по времени? Хирургия – это не спорт, сколько требуется времени на спасение жизни человека, столько и будем оперировать. Временная гонка у нас не практикуется. Это по молодости был интерес: кто быстрее сделает ту или другую операцию.

Специалисты БСМП оказывают полный объем экстренной помощи больным со всего региона. Здесь лечат все неотложные травмы. А еще проводят плановую ортопедию, эндопротезирование, корригирующие операции.

Ломая стереотипы

Особым достижением учреждения является геронтологическая программа. Вместе с коллегами был разработан протокол лечения пожилых пациентов с переломами проксимального отдела бедренной кости (в том числе шейки бедра). Суть этого протокола заключается в проведении операции в течение 48 часов после травмы, чтобы можно было добиться максимальной мобильности пациента в послеоперационном периоде. Пожилым людям не рекомендовано долго лежать, так как обездвиживание запускает ряд последовательных регрессивных процессов в организме, вплоть до летального исхода.

По словам Александра Сусикова, травматологам пришлось ломать стереотипы, буквально пробивать железную стену. Новый протокол потребовал перестройки работы не только хирургов, но и реаниматологов, создания особого алгоритма предоперационного обследования пациентов. Врачи отделения на протяжении длительного времени отрабатывали нюансы протокола, не жалея сил и свободного времени. Его внедрение позволило значительно повысить уровень лечения пожилых пациентов и снизить смертность от подобных переломов.

Главное, чтобы горели глаза

Все эти годы Александр Сусиков является членом международной ассоциации травматологов AO Trauma, а также преподавателем подразделения «AO Trauma Россия». Это подразумевает его лекции и обмен практическим опытом с коллегами из российских регионов. А пять лет назад он расширил учебную аудиторию за счет студентов СибГМУ: доктор Сусиков стал вести курс травматологии и ортопедии на базе своего отделения в БСМП.

– У нас постоянно находятся ординаторы: они в обязательном порядке дежурят, ходят на операции, ведут пациентов. Самое главное, чтобы у них не пропало желание работать и учиться, – считает педагог-наставник. – Сейчас здесь подобрался очень хороший курс. А когда видишь интерес в глазах ребят, хочется передать им как можно больше собственных наработок и знаний.

Труба зовет

Александр Викторович готов делиться профессиональными секретами во имя общего дела. Вот почему так важна взаимозаменяемость. Особенно в наши дни, когда идет специальная военная операция и знания профильных специалистов как никогда нужны в зоне боевых действий. Но ведь и в мирном Томске никто не отменял работу травматологов. Вот тут-то и может подставить плечо молодая поросль.

В прошлом году Александр Сусиков дважды выезжал в Донбасс в составе врачей-волонтеров.

– Я же военный! – улыбается доктор. – А как по-другому? Мы с Александром Копанчуком (заведующий приемным отделением БСМП. – Прим. ред.) и Михаилом Гринченко (врач анестезиолог-реаниматолог БСМП. – Прим. ред.) даже не сговаривались – мысли просто сошлись. А потом нам еще позвонил Игорь Трухачев из «Ключей»: «Как это вы без меня?»

Но если в прошлом году военврач Сусиков ездил с коллегами добровольцем, то нынче был командирован уже через Федеральный центр медицины катастроф. Он вернулся домой в начале апреля – в течение месяца работал на территории ЛНР. И это, говорит, не последняя командировка.

Имея практику работы в Чечне и Донбассе, опытный специалист может объективно оценить и сравнить характер травм.

– В Чечне в основном были пулевые ранения, а сейчас очень много минно-взрывных травм и тяжелых сочетанных травм, – отмечает Александр Сусиков. – В зоне СВО появилось новое оружие – квадрокоптеры, мощные артиллерийские комплексы.

В травматологии, подчеркивает Александр Викторович, всегда видишь конкретный результат своего труда. Возможно, поэтому это направление хирургии стало частью его жизни. Тем более когда осваивать его помогали неравнодушные педагоги и наставники. Он учился у них всегда, даже когда был санитаром. Среди них – Павел Антонович Савченко, Сергей Анатольевич Лунев, Игорь Геннадьевич Трухачев, Юрий Иванович Караваев, Владимир Петрович Попов, Валерий Петрович Здрелько, Михаил Ильич Скопинцев. Ну и, конечно же, примером на всю жизнь стал его отец, трижды побывавший в Чечне, Виктор Александрович. Правда, в те годы Сусиков-старший служил во внутренних войсках, а его сын – в ГРУ.

– Меня просто учили военной медицине, а это почти всегда тяжелые травмы, неотложка, поэтому впитывал все основательно, – замечает Александр Викторович. – Я с молодости стремился на военную службу, поэтому с желанием отправляюсь в такие командировки: съездил, посмотрел, поработал, рассказал, показал. Но есть одно важное условие: там нужны только подготовленные специалисты, потому что работать приходится много. Вот сейчас немножко отдохну, и опять стартанем с коллегами.

Автор: Татьяна Абрамова
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =