Это был обычный будничный вечер. После репетиции спектакля «Четыре окна» супруги Эдуард и Светлана Соболь, режиссер по пластике и актриса томской драмы, заехали в магазин. Выйдя с покупками из супермаркета, Светлана с удивлением обнаружила, что муж, который задержался на улице, чтобы докурить сигарету… танцует! Вокруг стоят люди: одни улыбаются, другие недоумевают, третьи крутят пальцем у виска. А погруженный в себя Эдуард Григорьевич вальсирует под шум города. «Ты зачем на улице танцуешь?!» – с изумлением спросила супруга. На что он совершенно искренне ответил: «Да я вообще не танцевал. Мне просто в голову пришла интересная связка движений…» В порыве вдохновения Эдуард Григорьевич даже не заметил, что стал делать танцевальные па посреди оживленного проспекта.
И в этом он весь. Когда Эдуард Григорьевич что-то сочиняет, он не слышит и не видит никого вокруг. Эта сосредоточенность на творческом процессе, по признанию коллег, порой просто завораживает. Зрители театра драмы, в свою очередь, отмечают яркие, а порой и фееричные танцевальные номера, которые украсили комедии «Мой дом – твой дом», «Двенадцатая ночь», «Хитроумные влюбленные». А его пластический спектакль «Четыре окна», судя по отзывам неравнодушных к прекрасному томичей, стал одним из главных театральных событий ушедшего года.
Любовь и немного математики
Про балетмейстера Соболя сложно найти какую-то информацию. Он нечасто дает интервью, не делится событиями своей жизни в социальных сетях и редкий гость на актерских тусовках. Эдуард Григорьевич – человек домашний, не любит публичности и большого внимания к себе. Зато любит фокстрот и признается, что его жизнь больше всего похожа именно на этот танец.
– В фокстроте главное – занять всю танцевальную площадку, чтобы не осталось ни одной свободной линии, – поясняет он. – Также и мне всегда было мало того, чем я занимался. Я любил и люблю заполнять свое время интересными делами. А еще не боюсь рисковать и экспериментировать. Ни в жизни, ни в профессии.
Одним из таких творческих экспериментов стал спектакль «Четыре окна», в котором молодые артисты говорят о любви языком танца. По признанию актеров всех возрастов и театральных школ, нет ничего сложнее, чем играть отношения между мужчиной и женщиной. Случается, что в постановках звучат слова про пылкие чувства, но ничего между героями не происходит. Спектакль Эдуарда Соболя весь пронизан любовью. С первой до последней минуты. Для Светланы Соболь, которая имеет самый близкий доступ к творческой кухне балетмейстера, секрет успеха «Четырех окон» очевиден.
– В профессии Эдуард Григорьевич – ищущий человек. Он ничего не решает рационально. Ну, кроме музыкального размера, потому что это чистой воды математика: раз, два, три, четыре, раз, два, три… Все, что он сочиняет по движениям, – это настроение, отношения между людьми, внутренние переживания одного человека либо вообще космос, который не имеет ни границ, ни определений.
Еще одно качество Эдуарда Григорьевича, которое проявляется в работе абсолютно над всеми спектаклями, отметил актер Иван Лабутин: он умеет зажечь артистов, увлечь своей идеей, пробудить азарт и повести за собой.
– Работа с Эдуардом Григорьевичем – это всегда сотворчество. На его репетициях столько свободы, воздуха и простора для актера! – присоединяется к разговору артистка Елизавета Сергеева. – При этом нет страха ошибиться и забрести не туда. А уж если такое произошло и приходится услышать от Эдуарда Григорьевича замечание в свой адрес (что случается крайне редко), то в нем звучит столько тепла, любви и уважения, что это только побуждает к дальнейшему поиску. В такой атмосфере сотворчества крылья вырастают!
От боксерской груши к балетному станку
Трудно поверить, но элегантный и подтянутый балетмейстер получился из… боксера. Занятия совсем не артистичным видом спорта приносили мальчику победы на соревнованиях. Не меньших успехов удалось добиться и в легкой атлетике. А потом 10-летний Эдик поехал отдыхать в пионерский лагерь. Как раз на тот год пришелся всесоюзный конкурс между летними лагерями. Волею сценария спортсмен попал в танцевальный номер. А после выступления к нему подошел председатель жюри педагог Валерий Хренов и протянул бумажку с адресом дома детского творчества, где вел танцевальную студию. Общение с ним произвело на мальчика такое впечатление, что осенью он стал заниматься хореографией. Правда и тогда не бросил обожаемый спорт: днем колотил боксерскую грушу, а вечером вставал к балетному станку.
Выбор в пользу танцев помог сделать случай. Тогда совпали по времени всесоюзные юношеские соревнования по боксу и международный хореографический фестиваль. Подумав несколько дней, парень принял взвешенное и обоснованное решение ехать с танцевальной студией: на соревнованиях по боксу он был сам за себя, здесь – подводил команду.
То, что мужчина начинается с ответственности, Эдуард Григорьевич понял еще в детстве. Он рано остался без мамы. Взять на себя обязанности по дому и заботу о младшем братике, пока отец был на работе, пришлось старшему Эдику. Но именно те жизненные обстоятельства воспитали в нем мужскую выдержанность и сформировали мощный внутренний стержень, стали одними из самых ярких его качеств.
Танец открывающейся двери
– Сегодня я с уверенностью могу сказать: самое опасное для человека – потерять интерес к окружающему миру и к жизни, которая происходит за окном, – размышляет Эдуард Григорьевич. – То же самое касается профессии. Для меня, например, никогда не стоял вопрос: можно ли осовременивать классику на подмостках. Да, можно поставить комедию плаща и шпаги с дворянскими костюмами и соответствующими прическами, разучить приемы фехтования и соблюсти прочие атрибуты того времени. Но играть отношения все равно будут люди, которые носят в кармане айфоны и обедают в «Макдональдсе». Любую пьесу, любую историю нужно заполнять дыханием сегодняшнего дня. И никогда не бояться идти на риск.
Рассказывая о самом ценном уроке, который он вынес из стен Челябинского института культуры и искусства, балетмейстер вспоминает один из выпускных экзаменов. Тогда они с однокурсниками поставили хореографическую композицию, которая, по их собственным ощущениям, тянула в лучшем случае на четыре с минусом. То же самое ребята прочли на лицах педагогов, принимающих экзамен. Но председатель комиссии вынес неожиданный вердикт: «Ставим пять». И пояснил: «Да, музыка была выстроена не очень грамотно. И хореографические фразы нелогично соединены с мелодией. Но здесь я увидел неожиданное композиционное решение, пусть и не до конца раскрученное. Самое ценное в искусстве – стремление к творческому поиску и нестандартному мышлению».
В те же студенческие годы он получил еще один важный совет. На этот раз от отца, который был категорически против выбора Эдуарда Григорьевича. «Артист – не профессия», – настойчиво повторял он сыну, как и многие родители в те годы своим чадам, решившим связать свою жизнь с искусством. Убедить Эдуарда Григорьевича пойти по его стопам и стать инженером не удалось. А на втором курсе отец неожиданно появился в студенческом общежитии. Послушал лекции в институте, походил на занятия по хореографии, после чего сказал сыну: «Что ж, если тебе так нравятся танцы, занимайся любимым делом. Но не забывай никогда – ты всегда должен быть первым. Работать так, чтобы было не стыдно перед самим собой».
После института любящий открывать новые горизонты Соболь танцевал в разных коллективах. Потом понял, что хочет не только танцевать «по указке», но и сочинять сам. Его много и с удовольствием приглашали и приглашают сегодня в разные театры. Причем узнают об Эдуарде Григорьевиче благодаря сарафанному радио. Тюменский фольклорный ансамбль, для которого он ставил танцевальные номера, объехал с ними полмира, в том числе погостил в Америке. А цирковой коллектив, с которым он сотрудничал как постановщик пластики, становился лучшим на разных фестивалях.
В Томск семь лет назад Эдуарда Григорьевича привела любовь к актрисе Светлане Завьяловой. Сегодня у этой яркой творческой и семейной пары подрастает дочь. Пятилетняя Женя часто ходит на папины репетиции, смотрит спектакли с участием мамы и занимается бальными танцами.
– Не знаю, насколько хватит у нее терпения и желания стоять у станка. Но в любом случае занятия танцами не пройдут бесследно, – улыбается Эдуард Григорьевич. – Они как минимум приучают человека быть дисциплинированным, не бояться открываться перед людьми, чутко воспринимать окружающий мир. И главное – импровизировать. Для танцев ведь не всегда нужна музыка. Можно танцевать грусть, радость, любовь, закат, рассвет и даже ожидание того, кто сейчас войдет в открывающуюся дверь. Для меня уйти в отрыв на вечеринке – значит не обращать внимания на то, что на тебя обращают внимание. Так нужно танцевать. И так нужно жить.