Жвачкин в Северске: откровенный разговор о будущем города

Первым муниципалитетом, который губернатор Сергей Жвачкин посетил, да еще и под прицелом фото- и телекамер местных СМИ, стал Северск. Глава региона провел там целый день – сначала знакомился с положением дел на СХК, потом встречался с представителями северских властей, съездил на первый водозабор ЗАТО, осмотрел стройплощадку в 10-м микрорайоне. Внимательно слушал, задавал вопросы, пояснял свою позицию и ничегошеньки не обещал в ответ на тщательно сформулированные аргументированные  нужды закрытого города. Думаю, у кого-то из северчан послевкусием от  этого визита стало чувство обманутых надежд. Но кто-то наверняка подумал: к застарелым проблемам формируются новые подходы, а значит, дело может сдвинуться…

***

Картинка перед губернатором была развернута примерно такая. Самый крупный из 10 закрытых городов Росатома с населением 108,5 тыс. человек был основан (и почти одномоментно – в историческом масштабе – построен) в 1949 году. Отсюда все его проблемы.

Например: в Северске из 2 млн кв. м жилой площади более 1,2 млн  (245 домов) нуждаются в капремонте, на это городу требуется под 900 млн рублей. Капремонт улично-дорожной сети не проводился с 2001 года.

Северск очень гордится своей транспортной, коммунальной автономностью и энергонезависимостью. Но износ тепловых сетей – 85% (на реконструкцию только  южной тепломагистрали требуется почти полмиллиарда); 72–73% водопроводных сетей – со 100%-м износом, вода в скважинах первого водозабора заканчивается, их надо выводить из эксплуатации и строить новый – третий – водозабор.

С канализацией и того хуже: действует только механическая очистка бытовых стоков, биологической нет вообще, так что сегодняшним санитарным требованиям система не соответствует. 78 тыс. кубов нечистот ежесуточно сбрасываются полуочищенными (точнее, очищенными только от крупных фракций фекалий) в водохранилище ВХ-1 (бывшее озеро Ромашка), а оттуда в Томь.   На капремонт инфраструктуры в 2012 году в бюджете северского водоканала заложено… 0 рублей (в тарифе, говорят, инвестиционную составляющую вычленить не удалось). Чтобы как-то поправить вопиющую ситуацию, Северску срочно нужно 1,8 млрд рублей – на сети водоснабжения и строительство нового водозабора,  2,3 млрд рублей – на очистные сооружения.

Экономические реалии: уровень трансфертов из вышестоящих бюджетов – от 63 до 75%. Рост собственных доходов территории наблюдается, но очень медленный. А вот федеральные трансферты Северску как ЗАТО, напротив, мелеют стремительно: в 2009-м – почти 1,5 млрд рублей, в 2012-м – 919 млн. Бюджет инфраструктурного развития с прежних  приемлемых 16–17% в структуре расходов снизился, по мнению северчан, недопустимо – до 3,5%. Доля СХК в объеме отгруженной ЗАТО продукции все еще составляет 82%.

***

На фоне тяжелейших проблем (монопрофильность и зависимость от градообразующего предприятия,  высокая степень износа инфраструктуры, помноженные на «колючку») озвученные властью перспективы развития Северска, диверсификация производства и развитие агломерации, выглядят как Синяя птица –  волшебная и недостижимая…

Говоря об этих самых перспективах для ЗАТО с местными депутатами, чиновниками, коммунальщиками, строителями и журналистами, губернатор очевидно избегал прямых ответов и готовых рецептов, однако сформулировал некие взгляды, которые, соответственно, могут стать векторами будущих решений региональной власти.

О целях и планах на развитие

– Жить надо сегодня, а не готовиться к жизни. Прекрасная философия была у самураев: они каждый день проживали так, будто он единственный и последний.

У нас есть прекрасные планы, производства, научные центры, но если нет комфортной среды для жизни людей, нечего думать о развитии. Мы отвечаем не только за сегодняшний день, но и за будущее, так что надо заниматься не только решением текущих, сиюминутных задач. Я хочу, чтобы наши дети не хотели уезжать из Томска.

До конца года мы утвердим большинство региональных программ развития. Скорее всего, осенью будет принят пакет законов, регулирующих все, что касается развития, инвестиционного процесса.

Планируя новые сети, учитывает ли руководство ЗАТО сегодняшние процессы? Много людей уходят с СХК, создают свои предприятия… Надо не просто старые задвижки и сети на новые менять, а рассчитывать завтрашнее развитие города, смотреть на перспективу. Но у Северска до сих пор нет утвержденного генплана!

Об агломерации

– В этом году предстоит решить задачу, куда Томск будет развиваться – на юг или на север. Я хочу, чтобы планы развития Томска и Северска учитывали перспективы агломерации и чтобы строились только те объекты, которые реально нужны людям.

Не надо думать, что агломерация возникнет  благодаря какому-то конкретному решению –  мэров, губернатора или референдума, который  скажет: все, теперь мы единый город! Так не бывает.

«Бессмертный полк» — прекрасный, на мой взгляд, пример того, как отличная идея без лозунгов и гигантских капвложений объединила людей. Надо искать идею! Без нее ничего не получится. Надо людям показать, чем агломерация хороша, какие даст результаты. А для этого надо двигаться…

О сетях

– Сети – это кровеносная система территории. Если мы к какому-то кусочку земли их не подвели, ничего там не появится. И жилье выходит на 20% дешевле, если власть берет на себя строительство сетей. А мы что делаем: отдаем решение вопроса частникам, они накручивают свои проценты, а мы потом удивляемся, почему у нас строительство выходит дороже, чем у других, почему экономика не развивается… Будем менять подходы или будем как раньше – бизнес зажимать и никаких предприятий не создавать?

Об инвестициях

– В России простых времен не бывает. Денег всегда было и будет мало. В трудные 1990-е годы мне никто не верил, говорили: все разваливается, а вы решили Восточную газовую программу двинуть… Но мы же 600 млн долларов на нее нашли! Насколько я знаю, бюджет этого проекта сегодня перевалил за 10 млрд долларов…

Надо выбирать из кучи проектов реальные вещи. Нельзя браться за прожекты: строить дороги в никуда, здания и предприятия ни для чего. Почти все серьезные банки России сегодня предлагают Томску инвестиции.

Да, деньги не валяются на дороге. Но они есть, и надо уметь их взять.

О закрытости

– Проблема закрытых городов будет всегда. Но это не значит, что она не решаема и всем нам не надо менять психологию. Надо делать шаги навстречу друг другу – очень осторожные, взвешенные, но двигаться – времени  у нас все меньше. Для начала создать конвенцию, которая определит эти шаги. Для этого пока вовсе не обязательно колючую проволоку убирать.

Мы привыкли пугать друг друга закрытостью Северска. Но мы же сейчас здесь, и иностранцы приезжают…

В России этот вопрос до конца не решен. Я говорил об этом с Кириенко, с нашими и министерскими юристами. Все понимают, что надо идти навстречу друг другу.

О детсадах  тут и там

– Меня очень заинтересовало, почему в строящемся северском садике одно место для ребенка стоит 0,7 млн. рублей, в новом детсаду с бассейном в Самуськах 0,666 млн, а в Томске – 1–1,2 млн рублей? Расстояние – несколько километров, откуда такая разница в ценах?

О науке, производстве и зонах

– СХК – гордость той страны, которой уже нет, и гордость сегодняшней России, это колыбель многих поколений нынешних и будущих ученых. Нельзя не использовать опыт, знания, которые здесь были накоплены в течение десятилетий.

Считаю, что у нас долгое время наука и производство работали автономно, каждый на себя. Сегодня надо сближать курсы. И где как не на СХК применять то, что наработали наши умные головы в научных институтах? Северск, СХК я вижу как часть технико-внедренческой зоны. Почему-то у многих сложилось впечатление, что ТВЗ – это только то, что находится на двух ее площадках. Надо добавлять: в том числе и проекты СХК, чем они не часть ТВЗ? Подход тут должен быть один – никакой политики, если это выгодно, это надо делать.

Что касается планов по созданию буферной зоны между Северском и Томском со специальными налоговыми льготами… У нас есть ТВЗ, где есть свои существенные льготы. Все остальное надо доводить до логического завершения.

Идея промышленных парков хороша, но пока у нас есть только намерение создать такой парк, законодательно его еще не существует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − восемь =