Звезды ретейла. «ТН» с помощью жителей области составили рейтинг торговых сетей

Даже в непростое с точки зрения экономики время люди не откажутся от еды. Хотя магазины, где оставлять свои кровные, мы стали выбирать более внимательно. Что в этом выборе самое важное сегодня? Ассортимент на полках? Культура обслуживания? А может, низкие цены закрывают покупателям глаза и на неприветливых кассиров, и на бардак в торговом зале? «ТН» опросили 100 жителей Томской области, чтобы оценить десять главных торговых сетей региона. Журналисты провели анкетирование одинакового количества людей в каждом районе Томска и не обошли вниманием ни один район области.

Как мы считали

Респонденты оценивали каждую из десяти торговых сетей по семи пунктам: узнаваемость сети, ассортимент, ценовая политика, качество товаров, внешний вид, уровень обслуживания, транспортная и пешеходная доступность. Высший балл для оценки – 5, в случае если сказать нечего (респондент не знаком с работой сети), выставлялся 0. Итоговая оценка – сумма баллов, поставленных сети всеми опрошенными.

холди

1 350 баллов

«Холди»

Слоган/миссия: «Всегда для вас»

Штаб-квартира группы компаний «Холидей» расположена в Новосибирске. Работает по всей территории СФО под брендами «Холди», «Холидей классик», «Сибириада», «Палата». В Томске находятся 12 разноформатных магазинов сети, которая также присутствует почти во всех районах области, кроме северных.

Сеть «Холди», работающая в формате «дискаунтер», стала безусловным лидером опроса. Но если в Томске покупатели ставили ей чаще всего 3–4 балла (особенно за качество товара и внешний вид магазинов), то в районах в основном пятерки. Как, кстати, и второму лидеру рейтинга, «Марии-Ра». Эти две сети активно развиваются в муниципалитетах и всегда становятся там главными звездами ретейла (исключение, пожалуй, лишь одно: асиновцы подчеркивают, что предпочитают совершать покупки в магазинах райпотребсоюза). Почему? Потому что они предлагают цены ниже, чем сельские магазины шаговой доступности.

41-летний предприниматель из Кривошеина Ольга говорит, что «Холди» и «Мария-Ра» отлично дополняют друг друга – то, чего нет в одном, можно найти в другом. Впрочем, ассортимент все равно подводит, если сравнивать его с городскими магазинами: только недорогие товары массового потребления, никаких изысков в виде листов для лазаньи или цельнозерновой муки. Из минусов респонденты также отмечают отсутствие безналичного расчета, например, в бакчарском «Холди». Персонал этой сети, наоборот, хвалят.

мария-ра

1 126 баллов

«Мария-Ра»

Слоган/миссия: «Плати меньше – живи лучше!»

«Мария-Ра» – сибирская сеть, родившаяся в Барнауле. В Томске работают 43 магазина под этим брендом, 17 магазинов находятся в Северске и 17 – в муниципалитетах. Скоро открытие 18-го – в Кожевниковском районе.

Абсолютное большинство баллов «Марии-Ра» принесли жители районов Томской области. И не удивительно: сеть лидирует по числу супермаркетов в муниципалитетах. В Зырянке ее ласково называют «Марийка». Для селян важна включенность в местную жизнь.

– «Мария-Ра» проводит различные акции, викторины во время массовых мероприятий, готовит подарки ко Дню старшего поколения и Дню Победы, то есть активно участвует в социальной жизни села, в отличие от «Холди», – говорит 37-летняя жительница Бакчара Инна.

А вот ценителей магазинов этого бренда в Томске найти сложно: постоянно звучат жалобы на качество товаров и замечания наподобие «следует контролировать чистоту в торговых залах». Часто указывают опрошенные и на неприятные запахи в помещении.

– Томские магазины, даже представляя солидные сети, выглядят жалко, – сетует 21-летний студент Тимофей. – Взять хотя бы «Марию-Ра». В Алтайском крае ее магазины выглядят с иголочки, не то что у нас.

Зато социальная политика ретейлера добавляет ему очков: многие томичи знают про то, что компания обслуживает «Трассу здоровья» на стадионе «Буревестник» и предоставляет всем лыжникам травяной чай с вареньем и лимоном бесплатно.

абрикос

1054 балла

«Абрикос»

Слоган/миссия: «Мы обеспечиваем продовольственную безопасность России»

«Абрикос» и «Абрикос+» – это больше 40 магазинов в Томске и Северске. Относится к ветерану томского ретейла ГК «Лама», основанной в 1992 году. Вместе с супермаркетами «Лама» и «Фуд City» включает в себя 54 магазина. Если всех их разместить в одном месте, понадобится территория, равная семи олимпийским стадионам «Фишт» в Сочи.

«Абрикосы» – безусловный лидер рейтинга в областном центре. Первое, что отмечают люди: приветливый персонал («В их магазине в «Красном экспрессе» мне без лишних слов отдали забытый товар!» – подчеркивает жительница Советского района Любовь).

Второй большой плюс – хороший выбор для формата магазинов повседневного спроса.

– Молочки – три огромные полки! Сыров на любой вкус: как дешевых на салат, так и более-менее приличных на закуску к хорошему вину. Правда, не найдешь чего-то нетипичного, например, мяса индейки, – говорит 48-летний инженер Евгений. – Удобно, что во всех «Абрикосах» одинаковая схема расположения товаров: очень легко найти продукты, даже если забрел не в «свой» магазин. В залах чисто, проходы никогда не завалены, в отличие от более дешевых магазинов. Плюс как водителю мне важны обустроенная парковка и удобные подъездные пути.

Низкие оценки «Абрикос» получил за ценовую политику («Хожу туда только после получки», – улыбнулся служащий Андрей). Несколько человек пожаловались на то, что на кассе стоимость продукта часто оказывается выше, чем указана на ценнике.

_J0A8828

989 баллов

«Ярче!»

Слоган/миссия: «Ярче!» знает, что предлагает»

«Ярче!» – сеть с томскими корнями, разросшаяся по всей Сибири: сейчас у нее 155 магазинов. Большая их часть – примерно по 50 – расположена в Томске и Новосибирске. Начинается экспансия в районы: магазины уже есть в Томском, Асиновском, Шегарском и Кожевниковском районах.

Сеть развивается очень активно и поглощает конкурентов. Минувшей осенью, например, арендовала в Томске семь магазинов, ранее работавших под брендом «Поляна».

– Отметила бы чистоту и общий порядок, жаль только, что торговые залы узкие и по ним неудобно передвигаться, – говорит 55-летний инженер Светлана. – Видно, что руководство меняет стиль работы персонала. Есть предложение урегулировать сроки доставки товаров. Многие покупатели приходят рано утром и не получают то, что хотели: еще не привезли. Плохо организована работа касс: была в разных магазинах, абсолютно в каждом вечером большие очереди.

– Закупаться в «Ярче!» на неделю вперед не будешь: выбор очень беден. Например, всего пара-тройка видов охлажденного мяса, и то только курица, – сетует 30-летняя менеджер Ольга. – Зато это идеальное место для того, чтобы зайти после работы за хлебом-молоком: цены гораздо ниже, чем в других сетях. Прекрасная находка – собственные торговые марки. Так, 350-граммовая банка сметаны СТМ дешевле аналогичной банки «Деревенского молочка» на целых 25 рублей, хотя я точно знаю, что разливаются они на одном заводе.

фуд

937 баллов

«Фуд City»

Слоган/миссия: «Мы обеспечиваем продовольственную безопасность России»

Под брендом «Фуд City» (входит в ГК «Лама») работают четыре магазина в Томске и два – в Северске. Позиционируются как магазины выходного дня с широчайшим выбором различных товаров: ассортимент составляет более 25 тыс. наименований.

Две основные претензии, предъявляемые опрошенными к этой сети, эмоционально сформулировала 27-летняя домохозяйка Наталья: «Снизьте ценник! И постройте какую-нибудь где-нибудь (под землей?) парковку!» Потребители также отмечают частые очереди, когда в часы пик работают не все кассы. Зато дружно ставят пятерки за культуру обслуживания.

– Мы с мужем часто бываем в разных магазинах, где лица кассиров меняются как кад-ры в кино. А вот в «Фуд City» очень стабильный коллектив, – хвалит сеть 58-летний педагог гимназии Анна. – С кассирами даже общаться начинаешь как со старыми добрыми знакомыми.

Отдельные граждане указывают на отсутствие навигации по магазину, с непривычки найти конкретный продукт может быть сложно. С другой стороны, это издержки по-настоящему богатого выбора: за него большая часть опрошенных ставит «Фуд City» высший балл.

Быстроном

872 балла

«Быстроном»

Слоган/миссия: «Все необходимое для своих, любимых!»

«Быстроном», открытый в областном центре в 2003 году, был одним из первых в городе магазинов самообслуживания. Сейчас сеть насчитывает 12 магазинов в Томске, Северске и Томском районе. В каждом предлагается ассортимент из 23 тыс. наименований.

Сеть «Быстроном» проводила на своем сайте опрос, чтобы выяснить, что является главным фактором при выборе места совершения покупок. Для большинства респондентов (656 из 2 255) основополагающей оказалась цена. Второй по популярности ответ (499 голосов) – акции и скидки. Остальные варианты – широта ассортимента, близость к дому, качество продукции – сильно отстают. Первым двум критериям «Быстроном» соответствует идеально, чем и заслужил народную любовь.

– Может быть, там не так комфортно и светло, как в «Абрикосах», зато средний чек на те же позиции меньше примерно на 20%, – приводит аргумент 45-летний водитель Георгий. – Огорчает, что в последнее время цены на многие продукты все же выросли. И, например, за индейкой мы стали ездить в оптовые магазины на Бердскую.

мясной ряд

808 баллов

«Мясной ряд»

Слоган/миссия: «Мы гарантируем своим покупателям безопасность, качество и вкус самого высокого уровня»

Торговая сеть «Вэлс», работающая под брендом «Мясной ряд», включает в себя 26 фирменных торговых точек в Томске и пригородах, в Северске и Асине.

В августе 2015 года «Мясной ряд» пережил серьезную реорганизацию. Были закрыты 14 из 40 точек, остались работать 26 самых эффективных. И это спасло сеть: если раньше у покупателей постоянно были претензии к качеству продаваемого мяса, то сейчас они отмечают буквально «возрождение Феникса».

– В нашем доме закрыли «Мясной ряд», но народ и так перестал туда ходить: была вечно просроченная и перемороженная «охлажденка», – рассказывает пенсионерка Нина Александровна. – Но в 10 минутах ходьбы от нас магазин этой сети остался. Видно, что он качественно изменился, много видов мясной продукции, ни разу не попадалось несвежее. Плюс большой выбор других товаров: приправ, консервированных овощей, соусов, круп, молочной продукции, в том числе от фермеров из области. И в супермаркеты не надо ходить! Просьба: расширить ассортимент говядины.

Цены в «Мясном ряду» люди все же считают высоковатыми. Некоторые респонденты указывают на недостаточную раскрученность бренда.

радуга

500 баллов

«Радуга вкуса»

Слоган/миссия: «Каждый день заботиться о своих покупателях и их семьях, предлагая свежий и разнообразный выбор качественных товаров по доступной цене рядом с домом»

«Радуга вкуса» – томская сеть, ее первый гастроном открылся в 2008 году. Сейчас их 20, большая часть сконцентрирована в жилых микрорайонах города. Также магазины этого бренда присутствуют в селе Богашеве, поселках Аэропорт и Копылово.

Парадоксально: бренд «Радуга вкуса» известен многим (у него много пятерок за узнаваемость сети), но конкретных преимуществ этих гастрономов опрошенные «ТН» практически не назвали.

– Выбор неплохой, но смущает некоторая скученность: в нашем доме (пр. Комсомольский, 37) супермаркет сократил свои площади (снижает издержки?), и то же самое количество товаров, что и раньше, распихали на меньшее число полок. К вечеру в магазине не хватает чистоты и свежести.

Из плюсов покупатели отмечают гибкую ценовую политику: каждый день несколько сотен товаров продаются по «радужным», выгодным ценникам. Часть людей в курсе, что «Радуга вкуса» спонсирует юных рафтеров из Копылова, и за это тоже ставит пятерки.

– Хорошо, когда бизнес заботится не только о своем кармане, – говорит строитель Александр.

Магнит

486 баллов

«Магнит»

Слоган/миссия: «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам»

За полтора года работы в Томске крупнейшая федеральная розничная сеть «Магнит» открыла 12 магазинов. Одним из главных преимуществ ретейлера считается мощная логистическая система: по всей стране построено 33 распределительных центра.

Репутация у «Магнита» неоднозначная.

– Последний год обхожу стороной «Магнит» – после всех серьезных скандалов с этой сетью в Москве и Питере такое ощущение, что в их магазинах самые злобные кассиры и охранники, – говорит 36-летняя бухгалтер Наталья.

– «Магнит» везде в России воспринимается как помойка. В Томске они на удивление хорошо выглядят, – возражает 33-летний предприниматель Алексей, работающий в пищевом бизнесе. – Думаю, в ближайшие годы эта сеть будет потихоньку расти. Покупатели отмечают, что в «Магнитах» ничем не выдающийся ассортимент. С промахами работают мерчендайзеры: полки порой выглядят пусто. Нарекания вызывает также качество овощей и фруктов. Но, например, магазинам в Кировском районе говорят большое спасибо за замечательный отдел диабетических товаров и вежливое обращение сотрудников. Были высказаны пожелания ввести карты лояльности для постоянных клиентов.

Поляна

462 балла

«Поляна»

Слоган/миссия: «Много. Выгодно. Удобно»

«Поляна» начала развиваться в 2006 году в Кемеровской области, а в Томскую пришла через четыре года.

Как бы ни были субъективны народные рейтинги, не поспоришь, что картину в целом они отражают. По итогам опроса «ТН» «Поляна» оказалась на последнем месте. Золотые времена этой сети в регионе действительно прошли. Из 13 магазинов остались три, причем все в районах области – Зырянском, Первомайском и Асиновском. В Зырянке покупатели этот магазин откровенно не любят.

– Антисанитария. Просрочка. Маленький ассортимент. Испорченный товар отказываются обменивать, – лаконично характеризует «Поляну» работник сельского хозяйства Андрей.

В Томске магазины поминают примерно такими же словами.

В Первомайском к «Поляне», как и к другим крупным сетям, более-менее лояльны.

– В магазинах работают местные жители, которые очень хорошо знают покупателей, поэтому никаких недоразумений не случается – все доброжелательны и внимательны друг к другу, – говорит 42-летняя провизор Анна. – Картина по торговым сетям в районе примерно такая же, как по аптечным: нет тех, кто демпингует, нет и таких, кто цены завышает. Но району, на мой взгляд, не помешала бы сеть более высокого класса – покупательская способность первомайцев это позволяет.

Как покупатель, я обращаю внимание на два критерия: чистоту и порядок в торговом зале и, конечно, ассортимент. В первую очередь меня волнует то, насколько широко представлены местные товаропроизводители. Наш региональный рынок в этом плане уникален: на томское всегда стабильно высокий спрос. Примерно половина потребляемых первичных продуктов питания (хлеба, молочных продуктов, колбасы, полуфабрикатов) – местного производства. Что касается качества товара, то в наш департамент жалобы поступают крайне редко. Чаще всего люди указывают на повышение цен. Мы стараемся реагировать, предпринимать адекватные шаги. Например, весной 2015 года все торговые сети подписали с обладминистрацией соглашение об ограничении предельной торговой надбавки на социально значимые продукты (всего около 40 групп товаров). В ассортименте указанных категорий должна быть как минимум одна товарная позиция с надбавкой не более 15%, ценник на нее должен привлекать внимание. Все сети рекомендации соблюдают.

Константин Чубенко, начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области

В томских супермаркетах чуть ли не самая отвратительная логистика овощей и мяса в СФО. Отдельных ларьков с фруктами-овощами и мясом больше всего среди сибирских городов именно в Томске. В Новосибирске, Красноярске, Иркутске такого не увидишь.

Я подхожу к выбору продуктов серьезно, поэтому регулярно объезжаю два – четыре супер- или гипермаркета. Ценовые лидеры – «Палата» и «Лента». Алкоголь – «Лента» и «Мetro». Наибольшее количество акций по шоколаду у «Быстронома». Сервис везде среднепохабный. Эти роботизированные кассиры… По ассортименту собственных марок пока лидируют «Мария-Ра» и «Лама». Хотя в «Ленте» и «Меtro» таких тоже достаточно много.

Алексей Степанов, создатель сайта skidki.tomsk.ru, аккумулирующего скидки торговых сетей

 

Организованные торговые сети, представленные в южных и центральных районах области («Холди», «Мария-Ра», «Ярче!»), с неохотой идут на север. Так, только местные бренды работают в Александровском и Парабельском районах. Всего в Томской области насчитывается 6 185 магазинов разных форматов, из них в сельских поселениях находится 54,2%.

ЦИФРА

В торговле работает более 9% экономически активного населения Томской области.

Одна мысль про “Звезды ретейла. «ТН» с помощью жителей области составили рейтинг торговых сетей”

  1. Интересный материал. Есть большие (!) замечания. Попахивает заказной статьей и это сугубо мое личное мнение.Ведь у читателей формируется выбор после прочтения данной статьи.Я бы исключил из этого списка несколько сравнений.

    1.Ценовая политика.

    Такое чувство, что опрашивали людей очень далеких от экономики.
    Эмоционально сформулировала 27-летняя домохозяйка Наталья: «Снизьте ценник!».Наталья, вы как раз и оплачиваете ассортимент в 25 тыс. наименований. Не нравиться прямая дорога в «Светофор» или «Холди-Дискаунтер» . Хочешь большой выбор плати! Когда уже люди начнут шевелить извилинами. Это к тому что ценник сравнивать тоже бесполезно.

    2. Ассортимент.

    Сравнивать «Ярче», «Мясной ряд» с гигантами попросту нельзя! Это магазины шаговой доступности, там должны быть продукты первой необходимости. Да даже логически подумайте,площадь «Ярче» и к примеру «Фуд City» естественно они проиграют по ассортименту, но они за ним и не гонятся.

    3. Качество товара.
    Не буду называть в каком именно магазине (чтоб у людей не формировался негатив, а уж тем более чтоб меня не обвинили в клевете) , но однажды мне попался продукт с истекшем сроком годности. Мне его заменили. Ведь это по закону.А причина была только в человеческом факторе,проглядел и вовремя не убрал товар с полки. И по Закону ни где не должно быть просроченных продуктов! Вы думаете владельцы бизнеса хотят чтоб их репутация страдала?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 4 =