Отец и сын

Диалог на одном языке

Фильм «Чебурашка», очаровавший население страны от мала до велика, мне посмотреть не удалось. И таких, как я – достаточно. Но этот пробел с лихвой, сам того не ожидая, компенсировал томич, боец СВО с позывным «Хирург». Большой – под два метра ростом, возрастной – уже под 50, он умудрился взбудоражить пол-России, став невольным инициатором распространения чебурашкомании.

«Крёстный» Чебурашки

…У «Хирурга» дочь – юная барышня. Раньше о таких говорили цитатой из «Кавказской пленницы»: красавица, спортсменка, комсомолка. Виктория – старшеклассница, живущая очень активной общественной жизнью. Председатель Детско-юношеского парламента. Девица с характером. Но отец относится к ней, как к самой нежной и маленькой незабудке, которую лелеет и холит, где бы он ни находился. Получали бойцы-томичи в зоне СВО один из первых гуманитарных грузов из дома. Разгрузив доверху забитые всем необходимым на фронте фуры, уже прощаясь с земляками, «Хирург» вынул из кармана незатейливый брелок в виде озорного зайчишки:

– Вике моей передайте, пожалуйста.

И зайка «упрыгал» в далёкий Томск.

Прошло еще немного времени. Перед вторым приездом томских волонтёров на фронт, «Хирург» наведался в близлежащий магазин в Донецке, где заранее присмотрел для своей Виктории плюшевого Чебурашку. Земляки доставили и этот «привет с фронта» строго по назначению. Надо было видеть глаза девушки в тот момент. Она буквально захлёбывалась от радости и счастья, особенно остро чувствуя родство душ и невероятную близость с отцом. Томские журналисты сняли об этом телесюжет, рассказали о Чебурашке с фронта в газетах и на интернет-площадках. И пошло, и поехало…

Чебурашка в одно мгновенье превратился в талисман бойцов СВО. Сначала миниатюрные копии его рождались в руках мастериц Томской области, потом – Новосибирской, Псковской, Ленинградской… И зашагал «Чебурашка» с лёгкой руки томского «Хирурга» по всей стране, держа путь на фронт. Чебурашки-десантники, Чебурашки-казаки, Чебурашки-медики, Чебурашки-мотострелки…

У «крёстного отца» плюшевого талисмана такой тоже есть – получил в подарок от томских мастериц, когда в очередной приезд домой обходил волонтёров, вручая тортики признательности за помощь фронту. И «Пчёлок» не забыл, и «Народный фронт», и «Кулинарный взвод», и «Маскировку для своих» – всем низко в пояс поклонился. К мастерицам-рукодельницам у «Хирурга» особое отношение:

– Они чутко реагируют на потребности фронта. Подстраиваются под времена года, подбирая цвет маскировочных сетей, учитывают, где будет применяться маскировка – в лесополосе или на открытой местности, – охотно рассказывает он. – Для снайперов женщины делают малые сети, для техники – большие. А какие замечательные маскировочные костюмы «Леший» у них получаются!

Когда он заглянул с приветственным визитом на Тверскую, где обитают мастерицы, тут же получил в подарок «Лешего» нужного – 70-го – размера, а потом вдогонку «крёстному» Чебурашки томички передали целый набор маскировок и именной миниатюрный плюшевый талисман. Приладил он его на рюкзак.

А тут пишет: «Мой «ранен», глаза лишился…» Отвечаю: «Нового привезём.» Он тут же отвечает: «Своих не бросаем! Повязку ему смастерил. А после войны новый глаз сделаю».

На то он и «Хирург»

На то он и «Хирург», чтобы латать. Правда, никакого отношения к медицине томич на прямую не имеет. Хотя, как сказать… Когда в 90-х служил срочную службу на Дальнем Востоке, в его части оказались морские пехотинцы. Народ это беспокойный – сами на месте не сидят и другим не дают. Своего рода курсы тактической медицины для солдатиков организовали. Скептически тогда на это смотрели рядовые и ефрейторы, но только не Сергей из Томска. Всё подмечал, всё запоминал. Это потом ему очень пригодилось, на второй чеченской. По контракту «Хирург» служил командиром группы захвата разведроты в одной из мотострелковых дивизий. Тогда на деле испытал как орудовать степлером, чтобы зашить рану, как пользоваться скальпелем, сшивными «принадлежностями»…

А сейчас эти знания и опыт далёкому от «белых халатов» человеку дают возможность до появления медиков оказывать квалифицированную первую медицинскую помощь своим пацанам. А позывной у него от серьёзного увлечения историей холодного оружия…

Местные на освобождённых территориях его обожают. Особенно детвора. Если томич проходит мимо, обязательно сунет одному шоколадку, другому – пакет сока, третьему – бутылку кока-колы… А если в сезон «дядя Хирург» встречает компанию побольше, то обязательно в местном магазине купит самый большой и самый сладкий арбуз (чуйка у него на это знатная) и с удовольствием покормит ребятишек. А вот бабули с «товарищем Хирургом» очень любят потолковать «за жизнь». И очень часто это разговоры не о войне, а о будущем, о далёкой Сибири, о настроении россиян.

– Или мне на людей везёт, или у нас подавляющее большинство не только открыты для общения, но и всегда готовы подставить плечо, поддержать, – философствует «Хирург». – В омской учебке я был командиром комендантского взвода. Главной своей задачей считал необходимость натаскать, подготовить к фронту «желторотиков», которые оружие-то только в кино и видели. Надо было научить пацанов, как «растяжку» обезвредить. Мне для этого нужны были подручные материалы. В одном из магазинов Омска, где снасти рыболовецкие продаются, набрал я для этого на три тысячи рублей крючков, лески… Протягиваю продавцу деньги, а он смеётся: «Сотенки хватит, по поверью. Остальное – для Победы.» А когда в Ростове получали от земляков УАЗ, шланг полетел. Так мужики в автосервисе бесплатно его поменяли. Благодаря этой «буханочке» быстренько при необходимости забираем парней с позиций. Дроны опомниться не успевают – а нас уже и след простыл.

Слово мужчины

Есть среди нас люди, которым категорически поменять жизнь, повернувшись на 180 градусов, ничего не стоит – он из таких. Но это совсем не значит, что они порывисты и импульсивны. Они просто всегда честны перед собой: «слушают» сердце, «советуются» с головой и поступают, как считают нужным.

Поучившись в своё время в Мореходном училище, он быстро понял, что это не его. И воду он поменял на …воздух. Закончил в Томске ПТУ и стал монтажником-высотником. В послужном списке Заполярье с его минус 60, Саяно-Шушенская ГЭС с её проблемами. Последнее место работы – слесарь АО «Газпром добыча Томск». Работа – в удовольствие. Прекрасная семья – с женой уже больше 22-х лет, лапочка-дочка и сын. Вот он то и стал поводом в очередной раз кардинально поменять жизнь.

Учился Максим в ТУСУРе на престижном направлении – компьютерная безопасность. Но после второго курса, неожиданно для всех ушел в армию, о службе в которой никогда и не помышлял. А уже через две недели, весной 2022-го, родители получили от него СМС – заключил контракт. Отец сразу всё понял… И пусть не юлит и не отпирается – сразу задумал встретиться с сыном.

А Максим в это время рвался в разведку – очень уж ему хотелось в один день с отцом – 5 ноября – праздновать День военного разведчика. Связь с ним то пропадала, то ненадолго восстанавливалась. Очередной раз замолчал надолго и вдруг в семейном чате от него сообщение: «Если что – я вас люблю». Как потом выяснилось – в ту минуту он первый раз ушел «за ленточку». Получив СМС, отец, всё мгновенно осознав, выронил из рук кружку с чаем… На связь Максим вышел только через полторы недели. Отец ему тут же выдал: «Еду к тебе. Что привезти?» У него как раз была перевахтовка, поэтому всё время уходило на сборы груза. Будущего «Хирурга» морально и материально серьёзно поддержала бригада. За водительским сиденьем своей машины натянул сетку, чтобы как можно больше груза вошло. Жгуты, кровоостанавливающие препараты, системы для переливания крови, бинты… Да весь список заказанного с фронта займёт не один десяток строк.

-А чего тебе самому хочется, сынок? – допытывался Сергей.

– Мяса вяленого…

И среди груза на фронт оказалась свиная ножка…

Жена Людмила поставила категорическое условие – или она едет с ним, или он остаётся дома! С женщиной не поспоришь. «Летели» на Донбасс так, что дважды сотрудники ДПС готовы были лишить томича водительских прав за превышение скорости. Но узнав, куда сибиряки так торопятся – желали счастливого пути. Трое суток они провели рядом с частью сына. В Томске ждала работа, но мысли о службе по контракту не покидали. Тогда-то у него с сыном и состоялся судьбоносный разговор. Парень, как и планировалось до СВО, поступает в военный вуз, а отец не помышляет о контракте. Но слово «мобилизация» в их диалоге не звучало. И как только в стране она была объявлена – отец «нарисовался» на пороге военкомата и буквально вытребовал себе повестку.

…А Максим к тому времени уже определился – поступил в Михайловскую артиллерийскую академии в Санкт-Петербурге. Так что оба договорённости свои честно соблюли. Командир части, где служил Максим, на прощание ему сказал: «Российской армии очень нужны толковые офицеры. Поэтому отправляю тебя учиться с большими надеждами…»

Яблоко от яблони…

«Хирург» – фигура на фронте легендарная. У него две заботы говорят все, кто его знают – Победа и сохранение «молодняка», которому «деток рожать надо, жизни радоваться и строить эту жизнь». Томские волонтёры, регулярно бывающие в зоне СВО, считают своим талисманом обязательно если уж не обняться, то хотя бы рукой помахать «Хирургу» издалека.

…В свой первый отпуск с фронта он, как всегда, был оригинальным. Написал своим, чтобы не теряли, что планируется выезд на боевое задание. Поздравил 2 августа всех с Днём десантных войск, а 3-го звонит своему курсанту, который домой на каникулы приехал:

– Максим, не говори Вике, что я еду в отпуск.

И жену предупредил, чтобы молчала. А у Виктории была хлопотная пора – она в составе группы активистов собиралась в Анапу, где юным томичам предстояло защитить свои общественный проекты.

И вот 5 августа… «Хирург» в Москве купил доче очередную классную «плюшку» – забавного зайца и летел домой. А Вика в это время уже подкатывала к аэропорту в Богашёво, чтобы улететь рейсом в Сочи. Он решил – после приземления в Томске у него будет немного времени до её рейса потискать свою любимицу, поговорить с ней.

– На рулёжке самолёта звоню жене, провожающей Вику, и прошу отправить дочь в кафе за какой-нибудь вкусностью, – смеясь, вспоминает «Хирург». – Смотрю – стоит в очереди. Сзади подхожу и на ухо ей: «Девушка, зайчика не заберёте с собой?»

Понятное дело, что Виктория еле удержалась, чтобы от неожиданности в обморок не грохнуться – папа же на боевом задании. Слёзы, визг:

– Я никуда не лечу, остаюсь с папой.

И руководитель группы, и её товарищи по общественным делам решение девушки безоговорочно поддержали.

Яблоко от яблони далеко не падает… Это про их семью. То были славные для них деньки.

А потом у «Хирурга» начались боевые будни.

– Взвод наш, – признаётся он, – очень крепко сдружился. Именно сдружился. Я в это понятие вкладываю многое – работу, взаимопонимание, заботу, поддержку. И это несмотря на то, что все – крепкие, сильные духом, брутальные мужики. Но у нас не проходит и дня, чтобы мы добрым словом не вспомнили тех, кто думает о нас ежеминутно – о наших земляках. Гуманитарная помощь – это ведь не только сварочный аппарат, автомобиль, бензогенератор, медицинские принадлежности, маскировочные сети, сухие супы и еще сотни позиций, получаемых нами в гуманитарных грузах. Это демонстрация единения фронта и тыла. Это ежесекундная поддержка нас, кто под пулями, теми, кто любит, молится и ждёт.

Вот такой он – «Хирург». Томич, отец, патриот и невероятный оптимист. И перед каждым из этих определений я с удовольствием добавляю слово – истинный. Истинный томич, истинный отец, истинный патриот.

Автор: Вера Долженкова
Фото: Евгений Тамбовцев