Скрытая энергия покоя

Пазл новой административно-экономической и общественно-политической жизни области складывается из первых маленьких кусочков

Весенняя нега

После 4 марта у меня возникло такое чувство, что в значительной части общества, которую несколько месяцев кряду именовали не иначе, как раздраженными горожанами, и которая была главной движущей силой протеста, формируется запрос на покой, на сохранение достигнутого статус-кво. Особенно в провинции, и особенно в Томске. Внешне – потому что мощная машина наблюдателей

4 марта солидарно зафиксировала: нарушения в день голосования в Томске если и были, то мизерные и незначительные. Но это лишь лакмусовая бумажка – главное в том, что множество людей, особенно из числа работавших наблюдателями, убедились в эффективности общественной солидарности. А коли так, то зачем постоянно и непрерывно надрываться? Тем более без повода. Тем более когда весеннее солнышко так и манит отдохнуть после зимнего напряжения.

Однако этот успокоенный настрой чреват внутренней энергией изменений из самых разных источников.

Ощущение силы

Во-первых, как выше сказано, у активной части общества осталось ощущение силы и желание отстаивать свои права, и тут только повод нужен. А уж тем более, если будет причина.

Во-вторых, остались организаторы. Это сейчас представители системной и несистемной оппозиции из оргкомитета протестных акций разошлись в позициях. Но связи-то остались и могут быть возобновлены.

В связи с этими двумя позициями я весьма скептически отношусь к оптимистическому благодушию мэра Томска Николая Николайчука, ярко проявившемуся во время пуб-

личного отчета о работе мэрии в прошлом году и неделей ранее на телесъемках круглого стола. По отчету критики немало уже сказали, а на съемках был такой эпизод. Оппоненту от КПРФ и одновременно представителю инициативной группы, уже несколько лет борющейся за места для детей в детсадах, мэр победно заявил, что уже сегодня эта самая инициативная группа почти никому не нужна, а завтра вообще станет анахронизмом – мол, проблему-то власти фактически решили. Пришлось взять слово и возразить, что жизнь продолжается, и завтра некая часть граждан может со всей остротой поставить перед властью любой другой запрос. Причем такой неожиданный и больной, каким в свое время оказался для власти вопрос по детсадам.

В общем, случись что, и молодежь не станет влюбленными парочками на лавочках игнорировать соседствующий с ними митинг «Солидарности», а средний класс отложит корпоративы…

Новые и старые новые

Идем дальше.

В-третьих, какая-никакая, но законодательно либерализация политической жизни все же обеспечена. Федеральные СМИ уже сообщают о вале заявок на регистрацию политических партий. Можно не сомневаться, что через энное количество месяцев региональные учредительные конференции будут измеряться десятками. Общественные и электоральные перспективы большинства новых-старых партиек, конечно, будут ничтожны, но шумовой фон в виде всяких предложений и тем предстоит немалый. А вот люди из некоторых проектов, например безымянной пока партии Михаила Прохорова, могут стать новыми заметными фигурами со своей повесткой дня.

В-четвертых, как уже отмечал, поведение депутатов нового состава областной Думы серьезно отличается от прежнего. Общее оживление общественно-политической жизни сказалось и на думской оппозиции, и на партии власти. Причем представители последней в своем экономическом прагматизме нередко выглядят более критическими.

Все это, кстати, в полной мере проявилось на собрании Думы и в прошлый четверг. Такую, к примеру, бучу устроили депутаты из-за всего-то 4,2 млн рублей, которые администрация предложила выделить на создание промышленного парка в Томском районе. Пока не получили доскональные объяснения, не проголосовали. А в былые годы «с голоса» нажимали кнопки, легко

одобряя в разы и даже в десятки раз большие бюджетные траты.

На сладкое

Наконец, на сладкое – о таком мощном источнике энергии изменений, как губернатор Сергей Жвачкин.

Вот многие наблюдатели задним числом с философским видом говорят, что, мол, отставка заместителя губернатора по экономике Бориса Мозголина была предсказуема. Ну, не знаю… Но для меня детали истории интересны. На упомянутом собрании Думы докладчиком от администрации по промышленному парку был как раз Борис Мозголин. Депутаты, как сказано, были настроены критически и в итоге держали заместителя губернатора на трибуне уже минут 30. Тут слово взял Сергей Жвачкин и новой информацией лаконично объяснил суть вопроса.

– Есть необходимость еще Бориса Сергеевича слушать? – обратилась к коллегам спикер Оксана Козловская.

– Я не могу после губернатора, – ответил Мозголин.

– Политически очень грамотно, – заметила Оксана Козловская.

В общем, внешне ничто, как говорится, не предвещало. А утро следующего дня принесло новость о том, что Мозголин написал заявление об увольнении по собственному желанию, и губернатор его удовлетворил. Стремительность, свидетельствующая о многом. Равно как и незапланированное в повестке дня заседания Думы и критическое выступление губернатора в адрес состояния Томска.

Суммарное значение

Суммарное сложение-вычитание всех источников энергии может быть самым прихотливым.

Так что, пока есть возможность, расслабляйтесь. Но не сильно. И не долго. Потому что новые серьезные вызовы близки. Так, с началом второго полугодия нас ждет существенный рост тарифов на ЖКХ, отложенный в связи с выборами. И одновременно, как утверждают многие эксперты, уже открыто проявится стагнация в экономике. То есть расходы многих групп населения будут расти опережающими доходы темпами…

P.S. Как неожиданно и мощно проявляется желание перемен, солидарное для многих социальных групп и политических сил, наглядно показали недавние выборы мэра Ярославля, на которых самовыдвиженец Евгений Урлашов с гигантским отрывом победил представителя партии власти Якова Якушева.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =