Победителей — под суд

  • Томичи уже оценили достоинства Игуменского парка, но никто не знает, каких нервов он стоил автору проекта Наталье Негановой.

По решению мирового суда я обязана возместить муниципальному образованию «Город Томск» 100 тысяч рублей, — сказала «ТН» Наталья Неганова и задала вопрос: — Почему я должна оплачивать чужие ошибки — кого-то из организаторов городского конкурса, в котором выиграла гран-при? В декабре 2006 года педагог областного центра дополнительного образования (в народе — станция юннатов) стала победительницей городского конкурса «Изменим город вместе»: Неганова предложила проект «Игуменский парк», в рамках которого задумала благоустроить зону отдыха станции юннатов, и эта идея получила высшую оценку конкурсной комиссии. Сразу после победы реализация проекта забуксовала: год муниципалитет думал, как перечислить Негановой выигранную ею сумму. А еще спустя год тот же муниципалитет подал на Наталью Павловну в суд, который и обязал победительницу конкурса вернуть в городскую казну немалые деньги, уже потраченные на благоустройство Игуменского парка. Аналогичный суд по делу другого победителя конкурса-2006 Евгения Вертмана состоится 22 августа.

Декабрь-2006

В 2006 году в Томске в очередной раз проходил конкурс «Изменим город вместе». Конкурс-2006 организаторы называют особенным: к его инициатору (торговый дом «Омега») впервые примкнула городская Дума, взявшая на себя обязательства по выплате премий победителям. В итоге конкурс собрал почти сотню заявок.

Наталья Неганова, особо не веря в победу, тоже решила попытать счастье. Она давно мечтала преобразить станцию юннатов, поскольку искренне влюблена в этот зеленый оазис в центре города. Свой проект Наталья нарекла Игуменским парком — 300 лет назад через ряд центральных улиц Томска протекала речка Игуменка, и озеро на станции юннатов — все, что от нее осталось. Проект был скромен: Наталья предложила разместить информационные стенды, скульптуру, теннисный стол, провести благоустроительные работы — газоны, дорожки из тротуарной плитки. В итоге идея Негановой, опередив многочисленные проекты детских и спортивных площадок, была признана конкурсной комиссией самой значимой для Томска: проект малобюджетный, а парков в городе крайне мало.

В ходе подведения итогов конкурса Негановой пообещали в самое быстрое время выплатить 100 тыс. рублей: мол, сумму, как и премию за второе место, уже выделила из бюджета городская Дума.

— Мне посоветовали приступить к реализации проекта, — вспоминает хронологию Наталья Павловна. — Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, уже на следующий день я с энтузиазмом начала искать компании, которые могли бы выполнить те или иные работы. Нашла восемь организаций: каждая под «честное бюджетное слово» взяла заказ — я искренне рассказывала подрядчикам про конкурс, про свою победу. Люди верили, поздравляли…

Момент окрыления Натальи был недолог. Шли месяцы. Обещанных гордумой денег не было. Подрядчики, некоторые из которых уже выполнили весь объем работ, одолевали Неганову упреками.

— Я звонила организаторам конкурса, в основном представителям торгового дома «Омега». Они поясняли: выплатой гран-при занимается гордума, а загвоздка в том, что департамент финансов мэрии не знает, какой механизм использовать для перечисления денег, — пожимает плечами Неганова.

Декабрь-2007

Почти спустя год Наталье Павловне позвонили из городского департамента дорожного строительства, сообщив, что она может открывать банковский счет.

— Опять пробежалась по подрядчикам: предстояло обновить счета – за год суммы устарели, услуги подорожали. Представляете, как они меня встречали? Но это оказалось только частью мудреного пути — в департаменте сказали: мне необходимо со всеми фирмами заключить муниципальные контракты, где бы в качестве получателя услуг фигурировало «Спецавтохозяйство»… Мне впервые пришлось заниматься таким делом: я в подобных «махинациях» ничего не понимаю, поэтому делала то, что мне говорили, абсолютно доверяя чиновникам. Опять как савраска обежала все фирмы. (Пришлось взять отпуск и за свой счет, зачастую на такси, мотаться из одного конца города в другой.) С горем пополам, в очередной раз услышав от подрядчиков нелестные реплики, договоры заключила. Жду денег, а вместо них звонок из департамента: «Такие контракты не пройдут — САХ не знает, как вам выдать имущество. Вам надо договоры аннулировать»… — возмущается Наталья.

В конце концов в декабре 2007 года Наталья Павловна получила свой гран-при: из городского фонда непредвиденных расходов (!) и в качестве субвенции (!) на основании договора гражданки Негановой с главой департамента дорожного строительства Владимиром Оккелем…

Наталья решила, что поставила жирную точку в своих мытарствах.

  • Игуменский парк стал новой зоной отдыха на карте Томска: здесь с удовольствием гуляют мамы с малышами, влюбленные парочки. Примерно полгода назад в городе зародилась новая традиция: в Игуменский стали заезжать молодожены.

Июль-2008

К лету 2008 года Игуменский парк открыли для себя многие горожане: тихо, спокойно, бешеные ритмы жизни остаются за забором — по озеру, в котором живут караси, плавают кряквы, тут же бобр — в рамках проекта его сделал из искусственного камня томский мастер Александр Любецкий, дендрарий, беседка, теннисный стол. В общем, идея удачно реализована — зона отдыха стала любима горожанами.

— В июле 2008 года из мэрии сообщают: по результатам прокурорской проверки на меня подан иск в суд, — продолжает автор проекта. – Я подумала, что ошибка — мой отчет департамент финансов мэрии в декабре 2007 года принял без проблем. А 29 июля — суд. Предмет рассмотрения – нецелевое расходование бюджетных средств, — заученно выговаривает сложную для нее формулировку Наталья.

Поясним: по закону субвенция, тем более из фонда непредвиденных расходов, не может быть выдана физическому лицу.

— Всю историю, как вам сейчас, рассказала судье, — продолжает победитель конкурса. — На процессе были юрист гордумы (говорил, что иск нужно отозвать) и юрист департамента дорожного строительства (заявил, что не понимает, зачем его пригласили в суд). Решение суда — я обязана возместить муниципалитету 100 тыс. рублей. Признаться, была уверена, что после заседания юристы муниципалитета подойдут: по-человечески поддержат, пояснят, что нужно делать, расскажут, как будет исправлена ошибка. Но они сразу ушли, и с тех пор ни звонков, ни сообщений…

— Наверное, бюджет ждет, что я отдам 100 тысяч? – растерянно спрашивает у вашего корреспондента Неганова. — Моя зарплата со всеми подработками 13 тысяч рублей. И с какой стати я должна что-то возмещать?! Все это так неправильно: ощущение несправедливости зашкаливает.

Техническая ошибка

В гордуме сейчас каникулы, и депутатов, желающих прокомментировать ситуацию, не нашлось. Комментарий «ТН» дал информационно-аналитический отдел Думы по e-mail:

«Вследствие технической ошибки при заключении договора между департаментом дорожного строительства администрации Томска и гражданкой Негановой указанный договор признан судом недействительным. Последствиями недействительной сделки является возвращение сторонами друг другу полученного. По решению суда с Негановой взыскано 100 000 рублей в пользу муниципального образования, однако муниципальное образование, в свою очередь, обязано возместить Негановой расходы по реализации проекта «Игуменский парк».

Вторая жертва

Второе место в конкурсе-2006 занял Евгений Вертман с проектом «Родники Томска». Далеко не с первого раза Вертман получил из бюджета 50 тыс. рублей, а летом этого года был ошарашен повесткой в суд. Исковые требования аналогичны «делу Негановой», и решение суда предугадать несложно. Суд состоится 22 августа.

 

— В Томске проходит немало конкурсов, и неравнодушным горожанам нужно в них участвовать — ведь появляется возможность преображать город, — сказала «ТН» Наталья Неганова. — Но урок поучителен: если у меня еще появится желание побороться за бюджетные деньги, надо брать с муниципалитета расписку, что победитель не будет нести ответственность за ошибки чиновников. Только вот интересно, можно ли юридически составить такой документ?

Угол зрения: Принято извиняться

С одной стороны, вроде все нормально? В Думе Неганову считают жертвой ошибки, претензий к ней нет, деньги ей обещают вернуть. Но, с другой стороны, женщина, которую давно уже следует признать пострадавшей стороной, продолжает страдать. Сегодня Наталью интересуют самые конкретные вопросы: что значит «возместить ущерб», как конкретно будет осуществлен ее «взаимозачет» с гордумой? Увы, организаторы конкурса не торопятся объясниться. Между тем 6 августа решение суда вступило в законную силу. В скором времени к Наталье придут судебные исполнители?

И вообще. Сначала проводим конкурс – с пафосом. Потом год мурыжим – очень тихо. Затем даем-таки деньги – как попало. Потом подаем на победителя в суд. Затем…

Знаете, у интеллигентных людей принято извиняться за свои ошибки.

 

  • Когда Неганова получила 100 тыс. рублей, расценки подрядчиков уже заметно возросли. В итоге суммы на весь проект не хватило, Наталье пришлось отказаться от ряда деталей. Победитель конкурса также была вынуждена искать альтернативные источники финансирования: — Помогали отзывчивые посетители: некоторых из них уже можно назвать спонсорами. Как-то, уже от безысходности, «меценатом» выступил мой отец, оплативший доставку камней для оформления родника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =