Автогражданка поправилась

Но европротокол в России начнет действовать, когда люди научатся рисовать и перестанут хитрить

 Прямым урегулированием убытков в случае ДТП с 1 ноября могут воспользоваться все водители независимо от даты оформления полиса ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) снял ограничение, согласно которому поправки в закон об «автогражданке» распространяются только на автовладельцев, оформивших полисы с 1 марта 2009-го. Теперь прямое урегулирование доступно для всех. Хотя отмена ограничения пока не вызвала резкого всплеска обращений в страховые компании.

Напомним, вступившие в силу с 1 марта поправки к Закону об ОСАГО ввели прямое урегулирование убытков, которое подразумевает, что за страховым возмещением можно обращаться в свою страховую компанию, а не в компанию виновника. Кроме того, начал действовать европейский протокол, по которому оформление ДТП с ущербом до 25 тыс. рублей, вредом, причиненным только машинам, и отсутствием разногласий между участниками происшествия разрешается без участия инспектора ГИБДД.

– Процесс по прямому урегулированию, в принципе, уже хорошо отлажен. Однако то, что с каждым днем растет количество прямых урегулирований – это следствие не только отмены ограничений, но и того, что постепенно увеличивается число ДТП с участием автомобилей, владельцы которых получили полисы ОСАГО с 1 марта, – констатирует председатель совета директоров ООО «Коместра-Томь» Вадим Чмух. – С марта по май практика прямых урегулирований почти не работала. А в октябре уже треть разногласий решалась прямым урегулированием. В ноябре, я думаю, таких случаев будет больше.

Передел рынка

Итак, уже неделю все обладатели полисов ОСАГО, попавшие в ДТП, могут обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию. Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если виновник аварии имеет полис одной из двух страховых компаний, которые потеряли лицензии. Это «АСОПО» и «Финист-МК». В Томске насчитывается около 5 тыс. таких полисов. Возмещать ущерб по ним будет Российский союз автостраховщиков, но только после того, как будет объявлено о банкротстве этих компаний. Пока же, говорит Вадим Чмух, получить возмещение можно только от владельцев автомобилей – виновников ДТП.

В целом поправки в Закон об ОСАГО можно считать положительной практикой, которая благоприятно скажется на конкуренции на страховом рынке.

– Можно ожидать, что в следующем году произойдет передел рынка. Те компании, которые сегодня по прямому урегулированию не платят, будут лишаться клиентов, – поясняет Вадим Чмух.

Трудности европротокола

Что касается второй части поправок – европротокола, то тут не все так гладко, хотя, по статистике страховых компаний, 60–70% транспортных средств при ДТП несут материальный ущерб в пределах 25 тыс. рублей, то есть подпадают под упрощенную систему (данные «Континент–Сибирь»).

– Это связано с тем, что очень плохо заполняются извещения о ДТП – по ним очень сложно определить виновников. По этой причине много отказов, – поясняет Вадим Чмух. – Это и понятно: у людей нет с собой рулетки, чтобы замерить расстояние до бордюра, столба или перекрестка. И второе – очень часто бывает, что наутро люди меняют свои показания, мотивируя тем, что сильно ударились головой. Обдумают все и решат, что виноваты, дескать, оба. Поэтому при любом ДТП надо вызывать ГАИ. В Госавтоинспекции есть приказ выезжать на все происшествия.

Но перспективы у этой практики все-таки есть – лет через пять, когда повысится культура автовладельцев.

– Пока люди не научатся рисовать и не перестанут хитрить, европротокол работать не будет, – считает Вадим Чмух.

Просвет в этой ситуации возможен, когда на дорогах появится больше тех, кто застрахован по КАСКО. В этом случае вопрос виновности в ДТП не будет так сильно отражаться на материальном интересе его участников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 13 =