В нашей области сегодня проживает свыше 5,5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как помочь им, лишенным семейного тепла, вырасти людьми, полноценно вписанными в жизнь общества? Обсуждению этих актуальных вопросов был посвящен круглый стол, состоявшийся 15 декабря в Томском сельскохозяйственном техникуме.
Участие в нем приняли представители областной Думы, департамента по вопросам семьи и детей, мэрии, городской службы занятости, наркологического диспансера, НИИ психического здоровья, учреждений начального и среднего профессионального образования и директора детских домов.
Томский сельхозтехникум неслучайно стал инициатором и местом проведения круглого стола: сегодня в нем обучаются 77 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часть ребят, увы, относится к числу проблемных студентов, отличающихся небрежным отношением к учебе, вредными привычками, девиантным поведением.
Насколько эти проблемы актуальны? В чем причины? Как помочь таким детям?
– Алкоголизм, наркомания и токсикомания существенно «помолодели», мы фиксируем их уже у 10-летних детей, – обозначила первую проблему Л. Трефилова, заместитель главного врача наркологического диспансера.
Нет ставок психиатра в детских домах. Должно быть не просто психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, а именно работа психиатра по ранней диагностике уже в детских домах.
– Вопрос можно рассматривать как систему психиатрической помощи в Томской области, но только после тщательного изучения, – обратил внимание еще на один аспект И. Чернышов, председатель комитета по труду и социальной политике Государственной думы Томской области.
– Многие дети имеют закрепленное жилье, но оно в таком состоянии, что жить там невозможно. Вот и приходится им учиться бесконечно, сначала в НПО, затем в техникуме. И на вопрос «Кем бы вы хотели быть?» мы не получаем внятного ответа. Некоторые выпускники живут в общежитии уже три года, и никаких перспектив нет… Какое может быть сопровождение учебным заведением? – ставит проблему Т. Идрисова, социальный педагог ТППЛ № 20.
Директор детского дома № 4 П. Железчиков видит выход:
– Необходима социальная гостиница для разных возрастных и социальных категорий с соответствующим штатом социальных работников и специалистов для оказания адресной помощи.
В завершение участники мероприятия отметили: несмотря на то что проблемы все они решают схожие, остро стоит проблема межведомственного взаимодействия – детские дома, ПУ-31 уделяют серьезное внимание сопровождению детей в профессиональном обучении, но, к сожалению, этот положительный опыт не тиражируется. Поэтому проведение таких круглых столов, позволяющих объединить усилия, выработать единый механизм действий, должно стать традицией. Эта идея участниками была поддержана единогласно.