«Любое дело приятней завершать миром»

О работе арбитражного суда Томской области –его председатель Валентина Луконкина

Экономические последствия

– Валентина Ивановна, как изменил статистику арбитражного суда 2010 год?

– Итоги года подводить пока рано, но уже сейчас можно сказать, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года идет сокращение общего числа дел – примерно на 25%. Число экономических споров сократилось на 11%, административных дел – на 48% за счет применения мер досудебного урегулирования споров. Примерно на 15% меньше стало дел о банкротстве, хотя еще в первом полугодии 2010 года наблюдался рост количества заявлений. Уменьшение числа споров радует, так как из года в год судьи отправляют правосудие в условиях высокой нагрузки.

– Сколько организаций-банкротов появилось в 2010 году?

– В 2008 году банкротами стали 225 организаций, в 2009-м – 220, в первом полугодии 2010 уже 131 организация. Думаю, итоговая цифра будет больше, чем в прошлом году. Это последствия кризиса, финансовых, экономических проблем.

– Какие дела в этом году привлекали особое внимание?

– Много исков по взысканию задолженностей по договорам энергоснабжения. Споры возникают по количеству потребленной энергии, по выяснению того, кто же являлся потребителем энергии.

Дела, связанные с рассмотрением споров по собственности в отношении земельных участков и нежилых помещений, включая незавершенные строительные объекты, об истребовании имущества хотя и составляют небольшое количество, но по сложности стоят нескольких дел. Именно эта категория споров наиболее часто проходит все инстанции: апелляцию, кассацию, надзор – и имеет большой процент отмены. Причина – ошибки, допущенные в 1990-е годы в оформлении прав в ходе приватизации и смены собственности – законодательство было несовершенным.

Но, пожалуй, самая болезненная проблема – проблема дольщиков по делам о банкротстве. Смысл деятельности арбитражного суда, его главная задача – защита нарушенных интересов с помощью закона. Требуется действенный закон, защищающий права дольщиков, но его нет.

Еще один важный момент: когда предприятие – банкрот, возможности возвратить дольщику вложенные в будущее жилье деньги весьма призрачны. В условиях кризиса и его последствий, когда многие строительные организации «на боку», а уставный капитал предприятия, отвечающего признакам банкротства, небольшой, имущества также нет, то такое обращение, как правило, неминуемо влечет к банкротству должника и неудовлетворению денежных требований дольщиков. Да, как правило, суды удовлетворяют требования дольщиков о расторжении договоров долевого участия в строительстве, а арбитражные суды признают требования кредиторов обоснованными. Но можно ли с предприятия-банкрота получить деньги? Найдется ли у него имущество и активы, которые можно продать и рассчитаться? Судебная практика показывает, что в большинстве случаев не находятся…

– То есть председатель суда советует дольщикам держаться подальше от суда?

– Это решает каждый сам. Но в условиях кризиса и при отсутствии правовой базы, защищающей дольщика, перспективы не радужные. В арбитражном суде в настоящее время рассматривается 45 дел о несостоятельности строительных организаций Томской области. О результатах можно будет сказать примерно через полгода.

На связи

– Валентина Ивановна, с 1 ноября в арбитражных судах вводится аудиозапись всех судебных заседаний. C какой целью?

– Во-первых, это продолжение мероприятий по внедрению современных технологий в работу суда. Во-вторых, это продолжение деятельности арбитражных судов, взявших курс на открытость. У представителей появляется возможность скопировать и прослушать запись заседания. Аудиозапись подшивается к делу так же, как протокол судебного заседания. Введение аудиозаписи дисциплинирует и стороны, и судью. Определеннее формулируются вопросы, более четко и внятно даются ответы; при воспроизведении записи достаточно быстро можно понять неподготовленность участников процесса по делу. Полагаю, что протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи повысит культуру арбитражного процесса.

– Есть ли в этом нововведении минусы?

– Есть. В штате суда отсутствуют должности 12 секретарей судебных заседаний, на которых (наряду с помощниками судей) возложено протоколирование судебного заседания. Кроме того, изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ были введены настолько быстро, что мы в техническом отношении не успели подготовиться на должном уровне, так как приобретение технических средств на аукционе требует времени. Есть у меня еще одно опасение: не пострадает ли на начальном этапе качество исследования судьей доказательств (полнота и всесторонность)? Возможно, судей будет смущать ведение аудиозаписи…

А кадры где?

– Насколько томские юристы сегодня стремятся идти на работу в арбитражный суд?

– Желающих работать в суде много, существует кадровый резерв кандидатов в судьи, помощников судей. Меня, как руководителя, это радует, поскольку кадровое перемещение в суде довольно частое. Достаточно сказать, что с момента начала работы Седьмого арбитражного апелляционного суда от нас ушло 13 судей из 35. Конечно, приятно быть кузницей кадров, но, чтобы стать судьей высокого профессионального уровня, нужен не один год. Полагаю, что пополнение судейского корпуса в Седьмом апелляционном суде должно происходить и за счет судов других регионов, входящих в сферу деятельности апелляционного суда, например Кемеровского или Новосибирского. Численность судей в них значительно превышает количественный состав судей нашего суда. В настоящее время нам приходится предпринимать гораздо большие усилия по поддержанию профессионального уровня в суде, чем нашим соседям.

– Удается ли решать проблему по срокам рассмотрения дел?

– Да, в этом направлении работаем постоянно. Если в 2008 году количество дел, рассмотренных с нарушением срока, составило 10,5% из общего числа, то уже в 2009-м 2,5%.

– Как же удалось заставить судей работать быстрее?

– Мы неоднократно анализировали сроки рассмотрения дел и обсуждали результаты на заседаниях президиума, пришлось изменить и стиль работы. Стороны привыкли к многочисленным и долгосрочным отложениям заседаний по их ходатайствам. В настоящее время судьи самым серьезным образом рассматривают причины для отложения судебного заседания, и им удалось переломить ситуацию. Например, заболел юрисконсульт, приглашают другого представителя. Не всегда нужна и явка представителя, главное – представить доказательства заблаговременно. Для продления срока необходимо разрешение председателя суда, а он может продлить срок при условии, если дело рассматривается с большим числом участвующих в деле лиц или является сложным.

– Всегда ли быстрое рассмотрение устраивает стороны?

– Ответчик в этом, как правило, не заинтересован. Но в целом своевременное рассмотрение дела способствует защите нарушенных интересов. Затягивание судебного разбирательства зачастую приводит к последствиям, когда исполнение судебного акта станет невозможным. Но самый благоприятный исход в деле – это окончание дела миром. И если стороны ради подписания мирового соглашения просят предоставить время за пределами срока рассмотрения дела, суд на это идет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + два =