Торговля ямками

Чем опасен электронный формат дорожного ремонта

 Ямочный ремонт дорог начат в Томске на этой неделе, плановый – впереди. Но вопросы и проблемы уже ясны.

Во-первых, денег выделено не так много, как нуждаются в финансовых вливаниях дороги Томска. На плановый ремонт – 136 млн рублей (129 млн – из федеральной казны плюс 5% от этой суммы – местный бюджет). На ямочный ремонт городской бюджет изыскал 46 млн – на 2 млн больше, чем год назад.

– Но в Кемерове, к примеру, сумма в пять раз больше, – замечает Андрей Маркин, заместитель руководителя департамента городского хозяйства.

Во-вторых, по новому федеральному законодательству мэрия должна определять подрядчиков работ в ходе электронных торгов. И, по мнению многих управленцев, от нововведения следует ждать подвохов…

Планы определены

– Ямочный ремонт в первую очередь будет сделан на участках, которые ГИБДД считает опасными из-за выбоин и провалов. Таких объектов много: бывает, что в день из ГИБДД приходит по два-три предписания о срочном устранении, – поясняет Андрей Маркин.

Сегодня в списке первоочередных адресов улицы К. Ильмера, 1, Энтузиастов, 30, Войкова, 43, К. Маркса, 77 и 83, пр. Ленина – от ул. 5-й Армии до пер. Сакко.

– В районе ул. 5-й Армии работы уже ведутся при использовании технологии литого асфальта, – замечает Маркин.

По плановому ремонту намечено привести в порядок 120 городских улиц. А районным администрациям на ремонт внутриквартальных проездов выделено по 15 млн рублей – суммы аналогичны прошлогодним и невелики. Как говорят представители власти, нужно в разы больше. В частности, в титульном листе Советского района 14 улиц общей протяженностью 18 тыс. кв. м. Примерно такой же масштаб и по другим районам.

Запланировано и строительство дорог. И, как подчеркнул глава департамента капстроительства Алексей Сафронов, оно обеспечено финансированием (из 1 млрд рублей 80% – федеральные средства). Деньги предназначены на ул. Обручева – 110 млн, ул. Кольцевую (Академгородок) – 150 млн, участок ул. Елизаровых – ул. Шевченко – 337 млн, ул. Сибирскую – ул. Л. Толстого (плюс мост через Ушайку) – 225 млн.

Насколько планы будут реализованы?

Конкуренция в теории

Ямочный ремонт стартовал без электронных торгов. Привлечение подрядчиков на эти работы осуществляет наблюдательный совет созданного мэрией МАО «Городское благоустройство». И, будучи автономной организацией, «Городское благоустройство» имеет право выбора подрядных организаций вне пресловутого ФЗ № 94 (закон о госзакупках).

А вот строительство дорог и ремонт внутриквартальных проездов, где заказчиками выступают департамент капстроительства и районные администрации соответственно, могут быть начаты только после электронных торгов. И представители городской власти не скрывают тревоги.

– Будут заявляться фирмы не только из Томска, но и из любых других городов страны. В теории вроде бы хорошо – конкуренция, возможность выбора подрядчика и технологий. Но на практике рискуем получить иную картину, – полагает Алексей Сафронов. – Фирма из Москвы или Питера победит в торгах по формальным признакам и выиграет, к примеру, подряд на 6 млн рублей. Но сможет ли компания самостоятельно обеспечить выполнение работ в Томске? Скорее нет, чем да. Понятно же, что питерское предприятие не будет перегонять в Сибирь свою технику и мастеров – никаких 6 млн не хватит. Значит, такой подрядчик постарается нанять томичей на субподряд. Думаю, нам еще только предстоит узнать, какие схемы уже задуманы разного рода фирмами. А для нас кратно возрастают риски не уложиться в срок.

– Не сомневаюсь, что электронные аукционы привлекут компании, у которых, кроме ручки и стола, ничего нет, – уверен глава Советского района Николай Мозель. – И сорванные сроки – это в лучшем случае, можно и вообще выполнения работ не дождаться. В нашем районе и без электронных торгов год назад такой случай был. Подряд на ул. Герцена выиграла мелкая и новая в Томске компания, демпинговавшая на торгах: закон таков, что побеждает тот, кто предложил наименьшую сумму. В итоге колодцы на проезжей части подняли, но до асфальтирования дело не дошло. Сначала руководители фирмы тянули время, а потом оказалось, что их идея провалилась. А замысел был таков: они, не имея ни дорожной техники, ни договоренностей по поставке асфальта, полагали: раз у них муниципальный подряд, то асфальтовый завод без проблем отпустит им смесь и еще поделится заработанным. А производитель им отказал. Бюджет не пострадал – деньги подрядчику не перечислили, но улица осталась без дорожного покрытия…

 

сказано

Оксана Козловская, первый заместитель губернатора, на пресс-конферен­ции 23 марта:

– Сегодня философия ФЗ № 94 направлена на одно: низкая цена, а не эффективность и конкурентоспособность. Система электронных площадок абсолютно непригодна для муниципальных поселений в связи с неразвитостью там коммуникационных систем. Жители отдаленных районов просто не успевают дозвониться во время электронных торгов. Думаю, к концу года мы увидим, кто будет победителем в 90% всех аукционов в России.

 

К закону о госзакупках (ФЗ № 94) высказывают серьезные претензии по всей стране. И Правительство РФ, выполняя поручение президента, пытается изменить правила. Но ведомства не могут выработать единого подхода.

Минэкономразвития настаивает на принятии нового закона «О федеральной контрактной системе». Федеральная антимонопольная служба с этим не согласна и предлагает усовершенствовать ФЗ № 94.

Сторонники ФАС утверждают, что «Минэкономразвития предлагает не новую концепцию, а хочет вернуть нас к тому, что было до принятия в 2005 году закона о госзакупках: к откатам, произволу чиновников, расторжению контрактов в одностороннем порядке, переговорам по исполнению госзаказа в ресторане».

«Существующие процедуры госзакупок, опирающиеся на выбор заявки с минимальной ценой, позволяют побеждать в них поставщикам с низкой квалификацией. ФЗ № 94 больше латать нельзя» – возражают сторонники предложения Минэкономразвития.

Газета.ру

 

кстати

Кемеровский вариант

Ямочный ремонт с технологией литого асфальта в Томске выполняет «ТомскДорСтрой» – филиал компании «Кузбассдорстрой» («дочка» крупного кемеровского предприятия «Стройдорэкспорт»). Выбор в пользу этой технологии, говорят томские чиновники, они сделали потому, что литой асфальт положительно зарекомендовал себя по итогам двух лет, продемонстрировав эффективность и экономичность прежде всего в ходе выполнения работ – не нужно останавливать движение.

– И с точки зрения наших климатических условий технология литого асфальта хороша, – дополняет заместитель руководителя департамента городского хозяйства. – Этой смесью можно проводить ремонт при температуре минус 10. И вот в этом томские дорожники не смогли составить конкуренцию кемеровчанам, поскольку не имеют термомиксеров – эта машина поддерживает температуру на уровне 210 градусов и постоянно перемешивает смесь. Наши предприятия не стали тратиться на такое дорогостоящее оборудование (3–4 млн рублей), которое можно использоваться только для одного вида работ, следовательно, большую часть времени в году будет простаивать.

А вот вопрос о том, будет ли применяться технология «кейп сил», пока остается открытым.

Напомним, в прошлом году кемеровчане впервые в Томске применили ее при ремонте пр. Фрунзе, ул. Шевченко и ул. Дальнеключевской. Отсыпка полотна щебнем с последующей заливкой составом смол вызвала серьезную критику со стороны и водителей, и пешеходов. Действительно, пр. Фрунзе в ходе ремонта выглядел удручающе: неспрессованный щебень из-под колес машин разлетался во все стороны, а через месяц проезжая часть выглядела настолько облезлой… Чиновники мэрии вступили в спор с подрядчиком. В дело вмешался ОБЭП: проверка, сделанная вместе со специалистами ТГАСУ, криминального состава не выявила, но вывод был однозначен – полотно нужно доводить до ума. А потом наступила осень…

– По применению технологии «кейп сил» решение еще не принято, – поясняет ход переговоров Андрей Маркин. – Мы провели осмотр участков, отремонтированных в прошлом году, и удовлетворены результатом: гидроизоляция улучшена – проезжая часть не покрылась трещинами, как это случалось в предыдущие годы. Согласен, край дороги на пр. Фрунзе не оформлен. А на Дальнеключевской покрытие практически смыто. Но вряд ли это вина только подрядчиков: ливневая канализация на этих участках не работает – вода бежит по обочине проезжей части. Но при всем этом достигнута договоренность, что подрядчик за свой счет (2 млн рублей) доремонтирует участки на пр. Фрунзе, ул. Шевченко и ул. Дальнеключевской.

Словом, кемеровские дорожники явно заинтересованы в работе на томском рынке и, как следствие, в сохранении взаимоотношений с местной властью. А для мэрии важен ценовой вопрос: технология «кейп сил» дешевле классического варианта ремонта – около 250 руб. за 1 кв. метр вместо 600. Так что, по всей видимости, стороны договорятся.

P.S. В ходе планового ремонта будут использованы и классический вариант асфальтирования (40 объектов), а также отсыпка щебнем (тоже 40 участков).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × один =