Трудно быть гением

Как помочь вундеркинду не стать лузером

 Всероссийская конференция «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет» начнется в Томске 25 марта. Воспитатели детских садов, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов обсудят сложнейшие вопросы раннего распознавания одаренных детей и проблемы огранки их талантов.

Гибкость в педагогике

Организатором конференции выступило МОУ «Академический лицей», в котором уже почти два десятилетия разрабатываются и внедряются различные технологии и методики, направленные на выявление и психолого-педагогическое сопровождение ребят с незаурядными способностями. Результат налицо: многие ученики лицея являются победителями олимпиад разного уровня, поступают в элитные столичные вузы, становятся учеными, режиссерами и успешными бизнесменами.

– Начальное образование – система очень консервативная, если не сказать костная. Ее надо менять, – считает Ирина Тоболкина, директор Академического лицея. – Сегодня недостаточно просто отремонтировать школу, снабдить классы мебелью и выдать детям учебники. Нужно создавать благоприятные условия для развития интеллектуального и творческого потенциала детей, привносить инновации в педагогику. Мы ставку сделали на междисциплинарный подход в обучении, благодаря которому у ребят формируется системное, комплексное мышление. Кроме того, у нас успешно развивается экстернат: детей, которые учатся с опережением, у нас десятки. А для особо одаренных мы разрабатываем индивидуальные образовательные траектории.

Одаренность – явление сложное

Ирина Николаевна придерживается гипотезы, согласно которой все дети талантливы. Просто у одних одаренность очевидная, у других – скрытая. Первые – круглые отличники, полиглоты. Вторых же часто не замечают или недолюбливают. Например, учитель может считать ограниченным ребенка с богатым воображением, который на уроке «витает в облаках» и неохотно выполняет типовые задания. Неприязнь у педагога может вызывать и ребенок, склонный рассуждать, спорить или же ищущий разные способы решения математической задачи.

– По отношению к одаренным детям допускается много ошибок. Им завидуют, их игнорируют, третируют, – говорит Ирина Тоболкина. – Под гнетом этого негатива талантливые люди, обычно с хрупкой психикой, нередко ломаются, опускаются на дно жизни, ожесточаются. Одаренность – явление сложное, оно требует чуткого и бережного отношения со стороны окружающих, прежде всего педагогов.

К сожалению, научной и методической литературы, рассказывающей, как работать с неординарными детьми, довольно мало. Тем не менее сегодня многие учебные заведения делом чести считают создание и внедрение программ, нацеленных на развитие интеллектуальной, художественной, лингвистической, физической одаренности. Конференция даст педагогам возможность представить свои наработки в этой области, перенять полезный опыт у коллег.

– На конференции будет 13 секций, – сообщает Ирина Тоболкина. – Воспитатели-дошкольники смогут обсудить, как разглядеть в малыше росток таланта и правильно пестовать его. Психологи смогут поговорить о приметах одаренности, способах ее выявления, тормозах и ступорах, которые мешают таланту раскрыться в полную силу. Преподаватели вузов подумают, как сделать так, чтобы способные молодые люди нашли свое место в жизни, а не стали лузерами и маргиналами, что случается нередко.

Умный? Умей общаться

Один из приоритетов Академлицея – обучение ребенка личной эффективности, успешности. Здесь отчетливо понимают, что познавательное развитие должно быть неотъемлемо от социального: одаренному ребенку, склонному замыкаться в себе и уединяться, необходимо осваивать навыки общения, учиться строить отношения с людьми.

– Нельзя взращивать только интеллектуальные силы ребенка. Иначе он станет хоть и умным, но беспомощным, – поясняет Ирина Тоболкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + шесть =