Электронное общество

Сделать государственные и муниципальные услуги доступнее для граждан и бизнеса стремится новый областной департамент

Департамент государственных и муниципальных услуг в областной администрации появился чуть более полугода назад. Его возглавила бывший начальник департамента труда и занятости Ирина Титаренко. Основной задачей структуры стало внедрение новых подходов в работу органов власти при предоставлении бизнесу и гражданам государственных и муниципальных услуг с помощью информационных технологий и без лишних бюрократических проволочек.

Не выходя из дома

Ирина Титаренко, руководитель областного департамента государственных и муниципальных услуг

Новый департамент создан как проводник административной реформы, стартовавшей на федеральном и региональном уровнях в 2006 году. В администрации Томской области ее реализацией сначала занимались две отдельные структуры – комитет информационных технологий и комитет развития государственных и муниципальных услуг в составе департамента экономики. Летом 2011-го их объединили.

– Сложно работать, когда специалисты, задействованные в процессе, находятся в разных структурных подразделениях и плохо взаимодействуют друг с другом, – поясняет Ирина Титаренко. – Объединение позволило начать работать эффективнее. Опыта по созданию такой структуры в других регионах, пожалуй, нет. Для всей страны это новые процессы, общих рецептов пока не выработано, каждый ищет свои пути.

На счету департамента уже несколько удачно действующих проектов. Наполняется интернет-портал государственных и муниципальных услуг Томской области (pgs.tomsk.gov.ru/portal), развиваются новые возможности многофункционального центра (МФЦ), куда граждане могут обратиться за получением госуслуг, и центр телефонного обслуживания (8-800-350-08-50), где всем томичам бесплатно дают консультации.

– Все эти проекты действуют в рамках недавно принятого ФЗ № 210 «О государственных и муниципальных услугах», который расставил более четкие акценты в нашей работе, – уточняет Титаренко. – Закон декларирует внедрение с помощью информационных технологий новых способов получения гражданами госуслуг: через Интернет, мобильный телефон, специальные терминалы. Первое, что было сделано в стране, – единый федеральный портал государственных и муниципальных услуг, на котором у каждого региона есть свой сегмент. На нем сейчас размещено 61 муниципальная и 105 государственных услуг. На портале Томской области человек может получить необходимую информацию, скачать бланки для заполнения, а в ближайшем будущем и отправить заявку прямо со своего компьютера.

– Вообще же конечная цель – к 2015 году сделать так, чтобы гражданин мог получить любую госуслугу, не выходя из дома, – говорит Ирина Титаренко.

Перезагрузка системы

– Сегодня, чтобы получить, например, справку о рождении ребенка в ЗАГСе, человек должен собрать целый пакет документов. То же самое касается бизнес-структур, которым зачастую необходимо представить несколько десятков различных справок и разрешений. Сбор документов может занять месяцы, – говорит председатель комитета развития государственных и муниципальных услуг Наталья Кондакова. – Поэтому сейчас мы активно работаем над тем, чтобы снять эту нагрузку путем внедрения межведомственного электронного обмена госорганов и сократить контакты с чиновниками.

По решению правительства с 1 июля 2012 года органы исполнительной власти, которые имеют возможность обмениваться данными между собой, не должны заставлять граждан стоять в очередях. В планах департамента – с середины этого года снизить нагрузку по сбору документов по 46 областным услугам на 40%.

– Условно говоря, если раньше для получения справки надо было собрать в среднем 15 документов, то с 1 июля нужно будет только семь, – поясняет Кондакова.

Межведомственное электронное взаимодействие – комплексный мегапроект, который осуществляется по всей стране. С 1 октября 2011 года в таком режиме уже начали работать федеральные структуры. С середины лета к проекту подключатся 13 органов исполнительной власти (социально направленные, занимающиеся выдачей разрешений на строительство, выделение земельных участков и т.д.).

– Идет серьезная работа, но еще много предстоит сделать. Каждая структура по-разному готова технологически: у кого-то справки в электронном виде, у кого-то записи ведутся в журнале, – говорит Ирина Титаренко. – Нужна такая технология, которая бы обеспечила работу всех в едином формате и по общим правилам. Необходимо учитывать и защиту персональных данных, и сами каналы связи должны быть защищены специальным образом. Такую систему для Томска разработали специалисты комитета информационных технологий.

– По сути, меняется сама система взаимодействия органов власти и граждан. Больше работы и ответственности перекладывается на государственных и муниципальных служащих,– отмечает Наталья Кондакова. – Раньше они сидели и ждали, когда им люди сами все принесут, теперь часть информации должны будут запрашивать самостоятельно.

Всем по карте

Для той группы населения, которая привыкла получать гос­услуги лично, в Томской области планируется развивать сеть МФЦ. Один такой центр год назад открылся в Томске, в нем предоставляется 138 услуг. В 2011 году в него обратилось 142 тыс. томичей.

– Мы уже перевели в режим «одного окна» 37 услуг. То есть гражданину вообще не нужно задумываться о том, какой именно орган власти оказывает ту или иную услугу. Один оператор примет все документы, – отмечает Наталья Кондакова.

– У нас появился еще и мобильный МФЦ. Теперь мы можем оказывать услуги на выезде для граждан, ограниченных в передвижении, и жителей удаленных населенных пунктов, – говорит Ирина Титаренко. – У нас появился автомобиль, оснащенный необходимой компьютерной техникой с доступом в Интернет и к базе томского МФЦ. В этом году планируем как можно чаще выезжать в районы области.

Департамент государственных и муниципальных услуг также готовит совместный проект с «Почтой России». На базе пунктов коллективного доступа в почтовых отделениях люди смогут получать доступ к услугам МФЦ. Механизм работы прорабатывается. Планируется открыть 12 филиалов.

Один из самых масштабных проектов 2012 года для департамента – внедрение универсальной электронной карты (УЭК). Такие карты начнут действовать с 1 января 2013 года, но уже сейчас необходимо сформировать инфраструктуру для их выпуска, выдачи и обслуживания. На это в области выделено 20 млн руб­лей.

– С помощью УЭК можно будет иметь доступ и в МФЦ, и на наш портал, ко всем государственным и муниципальным услугам, – рассказывает Ирина Титаренко. – Человеку достаточно будет приложить карту к терминалу, чтобы зайти в любую федеральную или региональную структуру. Ряд банков планируют предоставлять такую возможность в своих банкоматах. В Томске в 2012 году мы начнем тестировать пилотные приложения УЭК, а к концу года планируем начать выдавать электронные карты.

По результатам общероссийского мониторинга томский МФЦ по качеству услуг входит в десятку лидеров. В 2011 году началась работа по созданию двух филиалов МФЦ в Кожевниковском и Асиновском районах, в планах открыть их к концу ­2012-го. Из областного бюджета на это было выделено 3,1 млн рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *