О том, как стартовал проект «Земский доктор» на примере Чаинского района

Слева направо: первый ряд – хирург Сергей Шаталкин и акушер-гинеколог Альберт Сукасян; второй ряд – хирург Максим Ким, хирург Динар Тимергазин, главврач Елена Еничева, психиатр Иван Шрамко, педиатр Александра Сергеева, акушер-гинеколог Мария Гиро

Около 200 молодых специалистов в возрасте до 35 лет пришли в последние месяцы, после реального вступления в силу программы «Земский доктор», на работу в сельские лечебные учреждения Томской области. Так, например, сегодня из 53 ставок врачей (заполнены не все) центральной районной больницы Чаинского района семь занимают люди со стажем работы  несколько месяцев. То есть штат врачей ЦРБ в кратчайшие сроки обновлен больше чем на 10%. Кадровый прорыв.

Понятно, что делать даже самые предварительные выводы об эффективности программы «Земский доктор» пока невозможно. Но «ТВ» на примере ЦРБ Чаинского района пытается зафиксировать саму точку старта. Кто они, «земские врачи»? Как обживаются и начинают работать в абсолютно новом месте?

Знакомьтесь, кто пришел

Трое «земцев» имеют стаж работы. Хирург Сергей Шаталкин. После окончания СибГМУ три года работал в поликлинике ЦРБ Тегульдетского района. Как «земский доктор» он в Подгорном самый взрослый – приехал в сентябре прошлого года. (Реально программа была запущена в этом году, но в нее включены молодые специалисты, которые начали работать в сельских ЛПУ в 2011-м.)

– В Тегульдете я работал в поликлинике, а хотел в стационар – в Подгорном такая вакансия была. И социальная инфраструктура здесь неплохая, например дорога асфальтированная, – поясняет Шаталкин.

Педиатр Александра Сергеева до «земства» шесть лет работала в скорой помощи в Томске:

– Я коренная жительница Чаинского района – в Подгорном у меня родители. Приехали мы, можно сказать, из-за финансового аспекта – в Томске своего жилья не было. Пока с мужем живем у мамы с папой и думаем, как использовать этот миллион рублей.

(Обещанный государством миллион все «земцы» получили очень оперативно – за месяц-полтора.)

Психиатр Иван Шрамко приехал из Самарской области, где оканчивал медуниверситет. Как «земец» он самый молодой – работает с 1 октября. Выбор поясняет просто:

– В Самарской области в программу включены только врачи общей практики, а в Томской – и узкие специалисты.

Четверо врачей – совсем недавние выпускники СибГМУ. Акушер-гинеколог Мария Гиро отчасти местная – родом из с. Леботер Чаинского района:

– У меня муж – томич, и, когда я оканчивала университет, у нас вопросов не было – остаемся в Томске, но тут программа «Земский доктор»…

Хирург Максим Ким. Я к нему маму водил на прием, и он ее, категорически не желавшую ложиться в больницу, мягко, но эффективно убедил пролечиться в стационаре.

– Мне нравится атмосфера в больнице – было несколько вариантов, но уже после первого разговора с главврачом Еленой Анатольевной у нас с Альбертом Тамазовичем не было никаких сомнений, куда ехать.

Альберт Сукасян – акушер-гинеколог. Приехал в Подгорное в июле, но уже других приглашает:

– Если есть желание набраться опыта, советую молодым специалистам выбирать Чаинскую ЦРБ!

И, наконец, Динар Тамергазин. Об одном из самых важных мотивов его приезда в Подгорное – чуть ниже.

Во время разговора «земцы» постоянно улыбались, но нетрудно представить, как непроста для них адаптация.

Профессиональный разрыв

Елена Еничева, главврач Чаинской ЦРБ, конечно, не «земский доктор» – и по стажу, и по возрасту. Но и сама приехала в Подгорное из Колпашева два года назад: «Я томичка: думала в свое время, что отработаю по распределению три года и уеду – больше 20 лет прошло, затягивает».

Ко времени приезда Сергея Шаталкина хирургов в Чаинской ЦРБ не осталось. То есть Сергею было просто не с кем посоветоваться, перенять некий опыт, знания о конкретных пациентах. (По нацпроекту «Здоровье» материально-технические базы и оборудование лечебных учреждений, конечно, обновили, и тем заметнее стала острота кадровой проблемы.) Да и остальным «земцам» в силу сроков работы говорить о широком профессиональном взаимодействии с местными опытными коллегами пока рано. Словом, объективно имеем разрыв преемственности (врачей среднего возраста в ЦРБ очень мало). Лишь педиатру Александре Сергеевой повезло больше:

– Я в любое время могу обратиться к старшим коллегам с любыми вопросами – у нас сложились очень хорошие отношения.

Домашние хлопоты

Во-вторых, «земцам» непросто в быту. Александра Сергеева с семьей, как уже сказано, пока живут у родителей. Динар Тамергазин и Максим Ким делят служебную квартиру ЦРБ – честно признать, очень запущенную предыдущим постояльцем. Мария Гиро с мужем начали строиться – вопрос с земельным участком решен и уже заложен фундамент дома. Семейному Альберту Сукасяну выделили трехкомнатную муниципальную:

– С благоустройством хорошо, но нужен ремонт – делаю в свободное время, но его мало, так что дело затянется…

Главврач подчеркивает, что 1 млн рублей по программе «Земский доктор» не снимает множество других проблем, в том числе и жилищную:

– Считаю, приступил молодой специалист к работе, и у него не должна голова болеть о каких-то домашних проблемах.

– В других районах проблема вообще в том, что вакансии в больнице есть, а муниципального жилья для молодых специалистов просто нет, – добавляет уже опытный Сергей Шаталкин.

Семья и коллеги

Наконец, молодым специалистам непросто психологически – незнакомая обстановка, новые люди. Тут острота купируется двумя вещами. Во-первых, руководство ЦРБ понимает, что приглашает и принимает на работу не абстрактных специалистов, а людей с их жизненными обстоятельствами, и потому старается подходить к вопросу комплексно.

– Как только мы приехали, мужу сразу работу предоставили, а ребенку – место в детском саду, – поясняет Мария Гиро.

Найдена работа и супруге Альберта Сукасяна. А Динар Тимергазин в Подгорном во многом потому, что ЦРБ заключила договор с его девушкой – в следующем году, после ординатуры, она приедет врачом-рентгенологом.

– Мы вместе с ней приезжали знакомиться, – поясняет Динар.

Во-вторых, трудности адаптации отчасти снижает то, что многие из «земцев» знакомы по учебе в университете и что их целая группа.

– Для меня еще одним дополнительным фактором выбора было то, что в Подгорное едут Максим с Альбертом, – признается Динар Тимергазин.

– Мы два года регулярно встречались со студентами старших курсов, ординаторами, интернами и давали информацию о ключевых моментах. В том числе и о возможности сформировать круг общения – житейский, профессиональный, – поясняет главврач Елена Еничева. – В свое время я после распределения работала в Колпашеве – с нашего курса было восемь человек, всегда можно было обратиться за советом. И мы до сих пор поддерживаем отношения.

При этом главврач старается инкорпорировать «земцев» в местную среду, как профессиональную, так и социальную. К примеру, всем коллективом ЦРБ провели акцию по обустройству детской площадки у здания больницы. Впрочем, адаптация – все равно вопрос времени.

Первая пятилетка

Плюсы «Земского доктора» понятны – наглядно видим: так много специалистов в ЦРБ вообще не было. И если бы не программа, то большинство из этой семерки вряд ли бы приехали в Чаинский или другой район. Возможно, кстати, им это самим повредило бы. Так, Елена Еничева считает, что «Земский доктор» гармоничный проект: больнице позволяет решить кадровый вопрос (возможно, временно) и оказать медицинскую помощь местному населению, а «земцам» хотя бы отчасти справиться с материальными проблемами и при этом получить серьезный профессиональный опыт.

Минусы тоже понятны. Во-первых, программа не распространяется на средний медперсонал. Например, на такой важный институт, как фельдшеры скорой помощи. А там тоже с кадрами проблемы. Во-вторых, хорош проект тем, что позволил одномоментно заполнить большое число вакантных мест. Но этим же он и опасен – через пять лет, по времени истечения контракта, все также разом могут уехать. На практике – вряд ли, но потери могут быть серьезными. (Кстати, винить уезжающих было бы глупо – мобильность людей современного общества пресечь невозможно и вредно. Но для сельских ЛПУ такой сценарий вновь стал бы больным.)

– Эту проблему поднимают все, и в первую очередь те, кто придумал программу: понимают, что может быть обвал, – говорит Елена Еничева. – Если не изменятся условия поступления в медицинские вузы (главврач имеет в виду дискуссию о необходимости введения системы распределения. – Ред.), тогда, видимо, будет необходимо пролонгировать программу «Земский доктор» – процесс должен быть постоянным.

Суммарный возраст врачей ЦРБ до приезда молодых специалистов составлял 48,2 года, теперь 44. Хотя, по словам Елены Еничевой, молодежи все равно недостаточно. «То, что они пришли, замечательно. В прошлом году, например, у нас уволился специалист в возрасте 75 лет! Врач-рентгенолог В.И. Лавров. Он и сейчас нас время от времени выручает – специалистов, особенно узких, не хватает. И заполнить эти ставки особенно сложно», – говорит главврач.

 «Если и завидуют «земским докторам» из-за этого миллиона подъемных, то только потому, что нет такой программы для тех, кто сколько-то лет отработал в больнице и убежал, уволился, а ведь их можно было бы вернуть. В целом же отношение старших коллег очень хорошее: все радуются, что у нас появилось молодое пополнение».

Елена Еничева, главврач Чаинской ЦРБ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 6 =