Степан Сулакшин работает над обликом будущей России

20 лет назад не было в Томской области человека, который не знал бы, кто такой Степан Сулакшин. На заре перестройки он разбудил томское общественное болото и стремительно взлетел на политический Олимп страны. Чем Сулакшин занимается сегодня? Какие изменения произошли в его общественной, научной, служебной и личной жизни? Эти вопросы мы адресовали самому Степану Степановичу.

Об эволюции

– Степан Степанович, вот был такой политик-романтик Сулакшин. Если проследить эволюцию, то до кого он вырос?

– Ну, конечно, до профессионала. Попав в большую политику в 1989 году, я не имел никаких знаний о социальной природе, кроме обычной марксистско-ленинской догматики в объеме курсов РФФ. 20 лет жизни стали еще одним университетом: вторая докторская по политологии, профессор политологии, заместитель заведующего кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ. Руководитель фактически научно-экспертного института, который консультирует (готовит проекты государственно-управленческих актов) власти разных уровней. Главный труд – проект новой Конституции России. Собственный учебный курс «Государственная политика и управление». Три-четыре всероссийские научные конференции в системе РАН каждый год. И самое для меня волнующее – это то, что собственный романтизм начала пути теперь обрел вполне научное обоснование в теории успешности сложной социальной системы. Это, вообще говоря, уже фундаментальные результаты, признаваемые как пионерские в научной среде, и не только в России. В Интернете на запрос по своей фамилии получаю сотню тысяч сообщений. Как говорится, «не пропадет ваш скорбный труд».

О России

– С точки зрения Сулакшина, Россия выиграла или проиграла от произошедших в ней перемен? Есть ли в мире страна-идеал, к которому Россия должна стремиться?

– Единая оценка по вопросу, верной ли дорогой идет страна, – это сложнейшая научная тема, которой я активно занимаюсь. Страна ведь разнородна. Одни выиграли (цэрэушники, пятая колонна, воры, компрадоры, рентополучатели). Другие проиграли (люди труда и патриоты своей страны). Кого больше? По собственным социологическим данным выигравших (если повернуть язык и назвать это выигрышем, но они сами так считают) – около 5%. Проигравших около 95%. Либерально-космополитическая Россия, в которую ее превратили, – это историческая девиация, которая будет исправлена. Я как раз сейчас и работаю над обликом будущей постлиберальной России. Нынешняя модель страны несовместима с ее жизнеспособностью, ее успешностью. Самое неприятное, что страна по своему статусу находится в состоянии между колониальной полусуверенной и едва ли не оккупированной. У этой модели страны будущего нет, кроме очередной революции или окончательного развала. Страна-идеал, конечно, есть. В моей теории успешности социальных систем выведен закон: страна, особенно страна-цивилизация, каковой является Россия, может быть максимально успешной, только будучи самой собой. Ключ к успеху в ее истории, ее особенностях, в собственных решениях как жить и развиваться. Что русскому здорово, то немцу смерть. И наоборот. Поэтому идеал страны – это цивилизационно идентичная самой себе страна.

Об СССР и «измах»

– Нет ли ностальгии по СССР? И как можно назвать строй, при котором сегодня живет Россия?

– Что касается СССР, то изучаю подробно его опыт и содержание, достижения и успехи, ошибки и трагедии. Хватает и того и другого. Главный вызов относительно СССР: почему страна на вершине своего исторического могущества (вторая держава мира) развалилась, как какое-то мелкое, несостоявшееся государство? Ответ нашел: беспрецедентное политическое предательство верхушки КПСС, прежде всего Горбачева с его группой прорабов перестройки.

«Строй» – слово очень неподходящее для характеристики состояния страны. Так и ждете в ответе какого-нибудь «изма». Это, к сожалению, словарь беспомощности. Управлять, строить, развивать сложнейший организм, которым является страна, на основе двух-трех заклинаний с хвостиком «изм» не получается. Не о строе надо говорить. А об обустройстве страны. А это десятки и сотни вопросов: какова доля труда, а какова ренты? Сколько государственной собственности, а сколько частной? Сколько государственных расходов в ВВП, а сколько частных? Какова монетизация экономики и валовые накопления? Проедать либо развиваться? Я фактически вышел из поля упрощенной догматики и создаю и теорию, и практическую методологию управления развитием страны на языке класса задач на оптимизацию в многомерном критериальном пространстве (кому интересно, заходите на www.rusrand.ru). Не о строе надо говорить или пресловутой конкурентоспособности страны (просто глупость), а об ее успешности, и прежде всего об успешности для большинства граждан.

О политике и политиках

– Занимаетесь ли сегодня политической деятельностью? Кто из ныне действующих ­отечественных политиков наиболее близок?

– Публичной политикой это вряд ли можно назвать, но езжу по регионам с лекциями, с презентациями, развиваем интернет-сообщество, издаем и распространяем книги и брошюры. Центристскую профессиональную и патриотическую партию, конечно, нужно создавать. Думаю об этом и работаю на это. Скоро, когда страна опять выйдет на грань, все это понадобится. Не пресловутая же «Единая Россия» будет отводить страну от грани. Довела туда. Из публичных деятелей наиболее умный и порядочный – это Глазьев. Еще многие. А так… От жуликов до карьеристов и просто идиотов.

О вечных ценностях

Какие перемены в семье, чем занимаются дети?

– На днях народил себе внучечку. Внуков уже четверо. Два мальчика и две девочки. Это счастье безоговорочное. Дети растут. Защищают кандидатские. Работают. Учатся. Они хорошие люди, и я ими горжусь. Главное, что они знают: есть для человека вещи поважнее бабла и суеты. Например, Родина, правда, достоинство, справедливость…

Справка «ТН»

Степан Сулакшин – генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Доктор физико-математических наук. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Родился в 1954-м в Томске. Окончил РФФ ТГУ. Работал в СФТИ и НИИ ЯФ при ТПУ. В 1989–1991 годах был народным депутатом СССР, в 1991–1993 годах – представителем Президента РФ в ТО, в 1993–1999 годах избирался депутатом ГД РФ. С 2000 года – руководитель Центра законодательной поддержки промышленности, директор Института законодательства и нормативно-правовых отношений, с 2006-го – в нынешней должности. Автор более 350 опубликованных работ (30 монографий), 24 изобретений. Автор и соавтор 56 законопроектов РФ.

Ступени общественного роста

Член КПСС. Соруководитель «Демократической платформы в КПСС». Сопредседатель Республиканской партии РФ. Член Межрегиональной депутатской группы. Председатель правления Фонда развития политического центризма. Президент союза производителей нефтегазового оборудования. Председатель комитета по промышленному развитию и высоким технологиям ТПП РФ. Советник председателя Совета Федерации РФ (до недавних перемен).

«Сны снятся о Томске. Это ведь малая Родина. Приезжать удается раз в год, наверное. Отца хоронил. Лекцию прочитал. Что еще? А, как известно, нет пророка в своем Отечестве. Томск мне это наглядно показал».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × четыре =