Томичи развенчали стереотипы о России

25 молодых зарубежных режиссеров снимали в Томске документальное кино о России

Участники международного проекта «Кинопоезд» провели в Томске три съемочных дня. В кадр попали не только традиционные крещенские купания и песни сибирских хоров, но и фонд им. Алены Петровой, егерь из Кривошеина и производство лампочек.

Стереотипы и кино

Томск стал предпоследним пунктом российского маршрута 25 молодых зарубежных режиссеров, операторов, специалистов по звуку и монтажу. Во время путешествия от Москвы до Иркутска каждая из семи съемочных групп (по три человека) снимает по короткометражному документальному фильму, предлагающему оригинальную трактовку одного из стереотипов о стране. Восьмая группа работает над фильмом о фильме и заставками-переходами между отдельными новеллами для большой полнометражной ленты о России, которая станет конечным продуктом проекта.

Каждая из творческих команд работала в Томске по своему маршруту, который определялся закрепленной за ней темой-стереотипом: будь то русские женщины, водка, баня, медведи или зима. Задача участников: сняв кино о России, выяснить, соответствуют ли эти стереотипы действительности, посмотреть на них свежим взглядом, показать, что все не так однозначно.

Кино из голосов

– Мы создаем кино из голосов наших героинь. О чем мы с ними говорим? О любви, о мечтах – это то, что объединяет всех, что понятно в любом возрасте и во всем мире, – объясняет свое видение темы «Русские женщины» Сандхья Сундарам, режиссер из Индии.

Героини ее фильма – ученицы детской балетной школы, модели, продавщицы матрешек на рынке и бабушки, лепящие пирожки. В Томске группа под руководством Сандхьи сняла персонал гостиницы за стиркой и уборкой, доярку в Богашеве и женщин на производстве (на примере электролампового завода).

– Поскольку у нас короткий срок и такой формат, мы не хотим вносить какой-то свой взгляд, а просто слушаем женщин. Мы создаем единый портрет россиянки, состоящий из множества историй разных женщин – от маленькой девочки до бабушки. В каком-то смысле это мозаика, в которой отдельные голоса и истории складываются в цельную картину.

Люди в кадре

Прежде чем попасть в проект, участники «Кинопоезда» прошли серьезный конкурс. Анкета включала в себя подробную фильмографию, портфолио готовых работ, вопросы о собственном видении проекта и своего участия в нем. Прошедшие отбор, прежде чем поехать в Россию, знакомились с темой, читали рекомендованную русскую классику.

– Мы создаем кино как творческий продукт, который представляет собой некую культурную ценность как произведение искусства. Это не киноинформация и не киножурналистика; это в первую очередь художественное исследование реальности. А поскольку в документальном кино самое интересное – это человек, то в центре нашего фильма тоже оказываются люди, их истории, их жизнь, внутренний мир, – рассказывает продюсер проекта «Кинопоезд» Татьяна Петрик. – Безусловно, это не сказочное кино, и в кадр попадают проблемы. Но в каждом фильме есть надежда.

Предполагается, что в течение первого года фильм будет участвовать в международных фестивальных показах, затем возможен его выход на телевидении.

 

СПРАВКА «ТН»

Проект «Кинопоезд-2013. Русская зима» – уже третий по счету. На этот раз он проходит при поддержке центра документального кино DOC. 4 января

25 молодых кинематографистов из 15 стран отправились в железнодорожное путешествие по маршруту Москва – Мурманск – Санкт-Петербург – Котлас – Томск – Иркутск – Москва.

Искать оригинальный подход к теме пришлось британцу Тристану Доузу: снять фильм про медведей в России, когда зимой зверь спит, – задача не из легких. Вместо медведей Тристан снимает русских мужиков – охотников, строителей, жителей северных деревень, суровых снаружи и «плюшевых» внутри. В кадре они рассказывают известную сказку «Маша и медведь»

Тему «Русские женщины» режиссер из Индии Сандхья Сундарам попыталась раскрыть, посетив электроламповый завод. На проходной завода кинематографистов встречают скептическими улыбками: делать кино? у нас? про что? Работницы сборочного цеха, узнав, что попадут в фильм, снимают теплые кофты, надетые поверх белых халатов, красят губы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − тринадцать =