Аэропорт Томска уже третью неделю принимает самолеты, используя обновленную навигационную систему посадки, одну из самых современных в России: она не только облегчает работу пилотов, но и обеспечивает посадку воздушных судов в самых сложных метеоусловиях – в метель, при задымленности, плотном тумане.
Все в дыму
Работы по замене навигационного оборудования проводились в томском аэропорту с июля по декабрь 2012 года в рамках федеральной целевой программы. В ходе модернизации были установлены новейшая система посадки СП-200 (в составе курсового и глиссадного маяков), обзорный радиолокатор нового поколения АОРЛ-1АС, ближнеприводной и дальнеприводной радиомаяки.
– Начало демонтажа старого оборудования совпало по времени с лесными пожарами в регионе, именно поэтому в самое тяжелое и дымное время самолеты не могли приземлиться: прежнее оборудование уже сняли, новое еще не установили, – объясняет начальник Томского центра обслуживания воздушного движения (ОВД) Владимир Усов.
С новой навигационной системой таких сбоев быть не может, заверяют специалисты: оборудование позволяет пилоту получать все необходимые данные о курсе, о линии снижения (глиссаде) независимо от внешних условий.
Система работает
Мероприятия по демонтажу старого оборудования, строительству и пусконаладочным работам новой системы были проведены за шесть месяцев специалистами челябинского ЗАО «НИИИТ-РТС», на котором было изготовлено оборудование. После этого служба эксплуатации радиотехнического оборудования и связи Томского центра ОВД совместно с представителями предприятия-изготовителя провели комплекс наземных испытаний и летных проверок новой системы, по результатам которых были получены сертификаты, разрешающие ее использование.
– С новым оборудованием все стало гораздо проще: то, что раньше было ручной работой, теперь автоматизировано, – говорит начальник службы эксплуатации радиотехнического обеспечения связи Михаил Рюхтин.
Преимуществами современной навигационной системы могут пользоваться самолеты, на которых установлена соответствующая аппаратура. Это воздушные суда 3-го класса и выше. Все воздушные суда, занимающиеся перевозкой пассажиров, ею оснащены.
На 15 лет вперед
Последний раз работы по замене оборудования проводились в томском аэропорту в 1997 году. Новую навигационную систему, по прикидкам специалистов, нужно будет обновлять не раньше чем через 15 лет.
– Установленное сейчас оборудование соответствует всем международным стандартам ICAO (1-й категории). Теоретически система позволяет произвести посадку даже при нулевой видимости. Установленные системы и имеющееся оборудование для захода на посадку вполне удовлетворяют потребностям аэропорта и обеспечивают регулярную и безопасную отправку и прием рейсов, – поясняет Владимир Усов. – Вот сегодня со старым оборудованием самолеты ушли бы на запасной аэродром. А с новым мы приняли все рейсы.
Новое радиотехническое оборудование отличается компактностью, энергоемкостью, простотой в эксплуатации и надежностью: все элементы оборудования резервированы, система электроснабжения также имеет резерв, при отсутствии промышленного электроснабжения включается дизель-генератор, при неисправности генератора – химические источники питания
Летать за границу начнут раньше
Официально пункт перехода границы в аэропорту Богашево должен быть открыт 1 июля. Однако международные полеты начнутся раньше этого срока. 17 января в Томск приезжают представители Росграницы, чтобы на месте убедиться в готовности аэропорта принимать и отправлять международные рейсы, сообщил заместитель губернатора по промышленности и ТЭК Леонид Резников.
– Мы покажем, что выполняем все свои обязательства по подписанным протокольным соглашениям, и зафиксируем, что открываем полеты по временной схеме раньше, чем планировалось, – отметил Резников. – Уже начата предварительная продажа билетов на июнь на чартерные рейсы.