Плюс два миллиона

Дмитрий Медведев побил рекорд Владимира Путина по абсолютному числу голосов: в 2004-м Путин получил 71,3 процента голосов, но явка была ниже (64,38 процента) – в итоге получилось 49 565 238 россиян. То есть Медведев в процентном отношении отстал от Путина на один процент, но по абсолютным цифрам опередил его больше чем на 2 млн. голосов избирателей. Причем у Путина в 2004-м были вторые выборы, а у Медведева – первые. (По данным ЦИК, за Медведева проголосовали 51 940 599 избирателей, за Зюганова — 13 131 993 избирателя, за Жириновского — 6 930 340 голосов, за Богданова — 965 567 голосов).

Вопреки ряду уже прозвучавших комментариев Северск проголосовал не столь уж и своеобразно, а очень похоже на Томск, за исключением разницы в явке. И по стране такие данные не рекордны.

Малочисленный Чаинский район (чуть менее 10 тыс. избирателей) — областной рекорд по явке и голосованию за Дмитрия Медведева.

В масштабах страны опять же более высокие достижения: в семи регионах явка превысила 90 процентов. И процент проголосовавших за Дмитрия Медведева в ряде регионов выше.

В целом все как всегда – традиционно настроенные за власть и более управляемые села, более оппозиционные города.

 

Предварительные итоги выборов Президента РФ 2 марта 2008 года

Кандидат По России, % По Томской области, % г. Томск, % г. Северск, % Чаинский район, %
Богданов А.В. 1,29   2,54 2,36 1
Жириновский В.В. 9,37 13,25 13,77 16,34 11,06
Зюганов Г.А. 17,76 19,16 21,05 21,04 12,6
Медведев Д.М. 70,23 64,12 60,58 58,44 74,43
Явка избирателей 69,61 60, 04 53,26 68,14 74,24

 

Итоги выборов Президента РФ 14 марта 2004 года

Кандидат  По России, % По Томской области, %
Глазьев С.Ю 4,1 3,72
Малышкин О.А. 2 2,46
Миронов С.М. 0,8 1,11
Путин В.В. 71,3 67,15
Хакамада И.М. 3,9 6,6
Харитонов Н.М. 13,7 13,36
Против всех 3,5 4,89
Явка избирателей 64,38 65,93

 

«Голосуй и празднуй»

Скудность выбора в избирательных бюллетенях 2 марта с лихвой была компенсирована развлечениями на подступах к избирательным участкам: бег в мешках, семейные конкурсы, распевание весенних закличек. На подступах к участкам жарили шашлыки, торговали аппетитными пирожками, а в отдаленных районах Томска – даже ситцем!

УГОЛ ЗРЕНИЯ: 

Картель «три ноги»

На последнем собрании облдумы спикер Борис Мальцев назвал заканчивающуюся тогда предвыборную кампанию «странной»:

— Никогда в нашей стране, да и за рубежом, мы не видели столь отчаянной борьбы за второе, третье место. Как будто мы избираем вместе с президентом первого и второго вице-президентов.

Пару лет назад я написал: Мальцев – государственный человек, он знает, о чем шутит.

Итак, один из главных итогов выборов 2 марта – в России сложился внешне стабильный политический режим (это забавное и, по-моему, точное словосочетание недавно подарил мне один из читателей).

У наблюдателей принято постоянно иронизировать над Зюгановым с Жириновским. На самом деле это поверхностный и легковесный подход – в реальности системообразующую роль КПРФ и ЛДПР трудно переоценить. Представьте на минуту, что эти две партии отказались от участия в выборах. (Намеки были. Жириновский не раз говорил, что на самом деле он получает больше голосов, нежели показывает официальный подсчет. Зюганов не раз утверждал, что не верит в честность предстоящих выборов, и даже упоминал о возможности своего выхода из предвыборной кампании.) Так вот, в этом случае легитимность выборов президента упала бы очень сильно: возможно, до уровня полномасштабного политического кризиса. Как иначе назвать выигрыш у претендентов, набирающих 2-3 процента голосов…

Так что эти две структуры (ЛДПР и КПРФ) наряду с «ЕдРо» отныне следует называть гарантами политической стабильности. Причем очень ответственными. Заметьте, 4 года назад, когда вопрос о легитимности выборов и следующего президента не стоял, и Зюганов, и Жириновский не стали баллотироваться: играли дублеры – коммунист-селянин Николай Харитонов и охранник Жириновского Олег Малышкин. А сегодня оба партийных лидера, несмотря на всю свою раздраженную риторику, пошли на амбразуры. И их стимул понятен – см. слова Бориса Мальцева. (Кстати, сегодня «Справедливая Россия» на фоне КПРФ и ЛДПР смотрится не «второй ногой», которой во время рождения была призвана стать, а пятым колесом в телеге).

В общем, знаю человека, который в избирательном бюллетене аккуратно поставил 4 галочки напротив фамилий всех кандидатов. Формально он испортил бюллетень и вроде бы выразил протест. Но у этого человека своя логика: он считает всю четверку кандидатов кем-то вроде участников картельного соглашения по продаже совместного политпродукта (у каждого из участников своя рыночная доля), а потому – в равной мере ответственными перед ним за весь совокупный продукт. (Другой вопрос, насколько все «гаранты» объективно готовы к ответственности – уже не раз писал, что партий как таковых у нас нет, а есть некие суррогаты.)

Все остальные выводы пока столь же неявны, как и за два месяца перед голосованием. Прогнозы экспертов о том, как в реальности будет распределена власть между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным, по-прежнему напоминают прогнозы астрологов. Рассуждения аналитиков о том, насколько декларируемые Медведевым ценности и цели будут соответствовать реальной политике, — по-прежнему как гадания на кофейной гуще.

 

P.S. Избирательные новшества последних четырех лет явно пошли на пользу КПРФ и ЛДПР: с политического поля оказались убраны немало молодых и подающих определенные надежды партий, а также харизматичных политиков (Глазьев, Рогожин, Делягин), которые составляли серьезную конкуренцию и Зюганову, и Жириновскому. Словом, происходит консервация политической системы.

 

Словарь

Картель – одна из форм монополий – объединение крупных предприятий какой-нибудь отрасли промышленности, сохраняющих коммерческую и производственную самостоятельность, организованное в целях регулирования производства, обеспечения господства на рынке, контроля над ценами и извлечения монопольной прибыли.

Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − пять =