Чиновники средней руки помимо всего прочего отличаются повышенной информационной чувствительностью к разного рода публичным и особенно полупубличным заявлениям начальства. И вот недавно один из таких чиновников сказал мне: «Заметил, что в последнее время губернатор все больше критикует и.о. мэра Николайчука?»
Действительно, почти на каждом аппаратном что-то жесткое звучит. Например, что «у коммунальных служб города разруха в головах». Или по бассейнам: мол, если мэрия и дальше с такой черепашьей скоростью будет по этому вопросу работать, то он, губернатор, построит бассейн в Кожевниково и будет возить туда городских чиновников мыться. (Не дословно, но за смысл ручаюсь.)
В общем, многие люди уже «навострили ушки»: куда ветер дует?
Девять месяцев
С момента назначения Николайчука и.о. мэра прошло девять месяцев (26 марта), а в человеческой природе это срок, отведенный на рождение новой жизни. И естественно, что губернатор по своей акушерской в данном случае должности придирчиво оценивает ребенка.
А ребенок явно не на высшие 10 баллов. Навскидку тройка примеров. Областные депутаты подняли шум: вложили они 70 миллионов в развитие дворового спорта, а результата не видят. Наверное, депутаты не во всем правы, но одна вещь меня искренне позабавила: городские чиновники на полном серьезе убеждают, что оповещают томичей о работе спортивных площадок методом сарафанного радио. Естественно, депутаты после этого заявили о «тренерах-невидимках».
«Разноцветные» платежки за ЖКХ: энергетики раз за разом «ошибаются», народ каждый раз в шоке, Николайчуку приходится извиняться, потом энергетики извиняются… Уже апрель на дворе, а еще не разобрались.
Пожар на полигоне бытовых отходов. «Ликвидация этого возгорания выявила серьезные пробелы в вопросах взаимодействия областных и городских служб, отвечающих за ЧС», — обтекаемо гласит пресс-релиз. В переводе на русский: счастье, что весна на дворе, и на полигоне снега много (им и завалили пожар), иначе, пока чиновники собирались, так полыхнуло бы…
Попытаемся взлететь
Почему дите такое?
Думаю, у Николайчука до сих пор нет команды, и причин тому много. Скамейка запасных в принципе коротка, к тому же ее укорачивает неопределенное положение и.о. мэра. Еще говорят, что в отношении ряда людей у Николайчука руки связаны. Еще и.о. мэра должен учитывать, что нельзя сразу много людей держать в подвешенном состоянии – вообще перестанут работать. Словом, размер кадровых перемен в мэрии слишком преувеличен СМИ (хватит пальцев на одной руке, что бы всех посчитать – Паршуто, Севостьянов, Неверов, Коренев), и заявления Николайчука, что команда сложилась, представляются вынужденными.
А потому той малой команде, которая есть, приходится работать в режиме ручного управления, аврально разгребая наиболее проблемные места (с площадкой для «Метро», с «Водоканалом», с мусором, с дорогами). А остальные… Не собираюсь пугать конспирологическими версиями и утверждать, что в мэрии заговор старых кадров: просто никто из них для и.о. мэра упахиваться не собирается, его политическая судьба – не их… Вообще, вспоминается старый анекдот про десятипалубный самолет: после долгого перечисления, сколько в нем баров, бассейнов и прочего, следует резюме пилота: «А теперь, уважаемые пассажиры, пристегните покрепче ремни – попытаемся со всей этой фигней взлететь».
Что дальше?
Одни граждане уже радостно потирают руки и даже пытаются вычислить, на кого укажет перст губернатора. Другие говорят, что первые рано веселятся – критика из уст губернатора совсем не означает разочарования. Третьи утверждают, что в ближайший год повторится такая же неопределенность, какая была на выборах мэра-2004, когда «Белый дом» вроде и против Макарова не был, и Дронникова в кандидаты определил, и… И в итоге все закончилось так, как закончилось.
Так или иначе, но в глазах политического класса Николайчук вступил в зону новых рисков и вызовов. И, безусловно, есть силы, которые этим воспользуются. И, безусловно, и.о. мэра нужно искать новые ответы.