Как с неба вода

  • Старший летчик-наблюдатель Томской базы авиационной охраны лесов Сергей Федоров (слева) готовится к очередному «лесному патрулю».

С высоты тысячи метров корреспондент «ТН» наблюдал, как горят томские леса, и искренне удивлялся, почему потушить огонь иногда мешают… медведи.

 

Елки, палки, дым густой

Сигнал — и первый пошел. Легкий хлопок по спине, шаг, еле слышный щелчок подвесной – и бледно-серое небо расцвечивается синими куполами. Ровный рокот мотора срывается на оглушительный рев, старичок Ан-2 натужно переваливается на правое крыло, делает круг и еще немного ворчит, пытаясь вернуть равновесие. Сигнал, легкий хлопок по спине… Парашютисты молча занимают очередь у приоткрытой двери в бледно-серое небо.

– Если месяц не высаживались на пожары, такая тренировка обязательна, – объяснял на земле старший летчик-наблюдатель Томской базы авиационной охраны лесов Сергей Федоров. – В этом году четвертый класс пожароопасности – средний: патрулируем ежедневно, но высадку делали всего два раза.

Дозаправка в Головино, и от тренировок переходим к реальной работе.

– Во время полета вам не будет предложено ничего, – широко улыбается пилот.

Бесконечные просторы сельхозугодий постепенно приобретают четкие геометрические формы. Федоров с линейкой и ручкой колдует над кипой авиационных карт. Мы летим в Зырянское, чтобы забрать пожарных-парашютистов районного авиаотделения. Оттуда – в патруль. «Пройдем» почти весь запад Томской области: Первомайский, Асиновский, Томский районы – это так называемый малый круг.

– Приехали! – кричит из кабины пилот.

Бросаемся с фотографом к иллюминатору. Невдалеке над лесом распласталось облако густого дыма.

– Это пригород – 12–13 километров от Тимирязева, – объясняет Сергей Федоров. – То есть зона наземной доступности. К таким относится любое место, куда можно добраться на машине в течение трех часов.

Подлетаем ближе, чтобы сфотографировать. Огня не видно, только дым.

– Конкретно на этом пожаре работают лесники, а наша служба им помогает. Есть у нас такая договоренность… – Федоров мрачнеет. – С начала сезона пожарные-парашютисты участвовали в тушении примерно десяти таких пожаров, и до сих пор расчета не было. А от количества потушенного напрямую зависят зарплаты ребят…

Откуда бегут пожарные?

– Забирают нас вертолетами, если по земле не добраться, – посвящает в особенности огнеборческого дела инструктор парашютно-пожарной команды Зырянского авиаотделения Андрей Замараев. – Находим пожар, осматриваем его сверху, определяем точку высадки, сбрасываем груз, тушим… На одном месте и до месяца можем пробыть! Все наше оружие – ранцевые огнетушители, лопаты да топоры…

По широкому полю идем к невысокой избушке. В ней расположился оперативный пункт. В Зырянском авиаотделении работают не больше десяти человек: радиооператор, пять пожарных-парашютистов, два десантника. Своей техники нет – в патрульные полеты отправляются на самолетах из Томска. Зато, говорят зырянцы, устроились хорошо: отделение всего в паре километров от села, и чуть что – за считанные минуты вся команда будет в сборе.

Пока пожарные грузят в самолет парашюты и грузовые контейнеры со всем своим боевым арсеналом, беседуем с Замараевым о способах борьбы со стихией.

– Где-то можно перекопать, где-то отжечь, где-то есть привязки, – рассказывает Андрей Петрович. – Привязки – это речки, болота, заброшенные дороги… В общем, те места, где огонь можно легко удержать. В случае с отжигом прокапывается минполоса, и от нее навстречу фронту пожара пускается пал. Когда они встречаются, все прогорает и затухает.

– А какие трудности могут возникнуть в лесу?

– Нынче работать мешает медведь. Раньше говорили, что медведи боятся людей и тем более – огня. Сейчас этих хозяев тайги не известно, чем можно напугать!.. Идет прямо по кромке пожара: здесь мы работаем, а здесь он – буквально в 10–15 метрах. Что делать, пытаемся как-то отпугнуть… Это раньше нам ружья для самообороны давали, а теперь запретили. Так что выход один – либо пугать, либо спасаться бегством.

Самый главный фактор

За разговорами и не заметили, как взлетели. Сквозь иллюминаторы четверо зырянских спецов сверлят глазами небо. Сергей Федоров занял место второго пилота и также внимательно вглядывается в кажущуюся игрушечной тайгу. Реки сплетаются в причудливые орнаменты, ярко-салатовыми пятнами между ними рассыпаны болота, а дальше – ровные прямоугольники полей. По одному из них медленно ползет миниатюрный трактор…

– А вон лосиная тропа! – восклицает Андрей Замараев.

И как разглядел он ее с такой высоты?..

Пролетаем над Первомайским районом, когда замечаем вдалеке прорывающуюся сквозь деревья тонкую струйку дыма. Пожарные начеку – прямо сейчас готовы надевать парашюты и высаживаться. Подлетаем ближе… Ложная тревога.

За время нашего патрульного полета замечаем еще несколько дымточек. Однако огнеборцы лишь надменно провожают их взглядом…

– Костры жгут на сенокосах. Может, еду себе варят, – объясняет Сергей Федоров.

Самолет вновь натужно ревет, переваливаясь на правый бок, и заходит на посадку. Федоров рапортует:

– Пожаров не обнаружено.

Через Зырянский район и часть Первомайского, через поселок Комсомольский и Асиновский район вернулись в Томск. Зырянцы обескураженно выгружают из самолета свои рюкзаки: какое-то время им придется провести на областной базе.

– Погода такая – сыро, – разводит руками Андрей Замараев. – И еще в общем-то только середина сезона. Вот как начнутся грозы, так полыхнет. А потом пойдут грибники и ягодники, и опять нам работы прибавится. Человеческий фактор в лесу – самый главный. Именно по вине людей происходит больше всего пожаров.

 

Наша справка

В Томской области восемь отделений авиационной охраны лесов – в Каргасокском, Колпашевском, Зырянском, Бакчарском, Верхнекетском районах и в Томске. Также действуют две авиагруппы, входящие в состав авиаотделений, – в Парабели и Тымске. Кроме того, есть несколько авиаточек без активных сил: площадка, на которую может сесть самолет, и рубка радиооператора.

 

Кстати

Катайга в огне

Самый крупный в 2008 году лесной пожар произошел в Томской области 15 марта. Полторы тысячи человек могли остаться без жилья: огонь вплотную подобрался к поселку Катайга Верхнекетского района.

На борьбу со стихией был поднят весь личный состав местной пожарной части № 63 – работали две пожарные автоцистерны, два бульдозера, 25 человек, в том числе и девять пожарных-парашютистов. Вскоре количество огнеборцев увеличилось до 40.

Полностью справиться с огнем удалось лишь через пять дней.

 

Наша справка

В 2006 году в Томской области произошло 328 лесных пожаров, в 2007-м – 66 (меньше всего за последние 15 лет). По информации на утро 30 июля, с начала нынешнего пожароопасного сезона зафиксирован уже 131 лесной пожар.

 

Комментарий

Светлана ГУРЬЕВА, начальник центра мониторинга и прогнозирования ОГУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Томской области»:

– В этом году прогнозировалась средняя горимость лесов — около 250–300 пожаров. И пока этот прогноз оправдывается. В отличие от соседних областей на территории нашей области лесопожарную обстановку можно назвать относительно спокойной. С начала сезона максимальные показатели по количеству и площади лесных пожаров зафиксированы в Томском и Верхнекетском районах. При этом основная причина возникновения пожаров – человеческий фактор.

Патрулируют томские леса ежедневно. Самолет Ан-2 со специалистами авиационной охраны вылетает с аэродрома Головино и проводит в воздухе около четырех часов.

 

Перед вылетом снаряжение тщательно проверяется. Кроме парашютов в арсенале пожарных палатки, запас еды и питьевой воды, лопаты, топоры и РЛО – ранцевые лесные огнетушители. Все это находится в мабутах – специальных грузовых контейнерах.

 

С воздуха пожар видно сразу. Обследовав место, пожарные определяют точку приземления, после чего летчик-наблюдатель дает команду высаживаться.

Прыгают пожарные двумя группами. Высадившиеся первыми принимают мабуты и дожидаются товарищей. Когда все в сборе, обследуется кромка пожара и выбирается способ его тушения. На одном месте огнеборцы могут пробыть от суток до месяца. В случае задержки разбивают палаточный лагерь – табор.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + двенадцать =