В минувшую пятницу в администрации Северска состоялась пресс-конференция, в ходе которой первые лица администрации закрытого города прокомментировали ситуацию вокруг Северского ПАТП. Напомним, по решению Арбитражного суда Томской области 2 июня на этом муниципальном предприятии, осуществляющем рейсы по маршруту № 400 и на объекты СХК, была начата процедура банкротства. Коллектив ответил на это серией пикетов, обвинив городские власти, в том числе и через СМИ, в бездействии, преднамеренном банкротстве предприятия, из-за которого, по их словам, Северск лишается своего муниципального транспорта. Пятничная пресс- конференция была призвана обрисовать истинное положение вещей и развеять мифы.
Помимо главы администрации Северска Игоря Волкова и его заместителей в ней приняли участие Михаил Мурашкин — заместитель председателя Думы ЗАТО Северск, Валерий Филатов — и.о. председателя комитета по транспорту и дорожному комплексу администрации области, Игорь Пономарев — внешний управляющий МУ «ПАТП».
По словам Игоря Волкова, открывшего пресс-конференцию, экономически неблагоприятная ситуация на предприятии начала складываться еще с 1999 года и зрела несколько лет. Городская власть неоднократно предпринимала попытки спасти ПАТП. Только в 2007 году ему было передано 8 новеньких автобусов, приобретенных на деньги муниципалитета. Ко всем автобусам, которые находились у предприятия в аренде, применялся льготный коэффициент по ставке арендной платы. Например, аренда автобуса «ПАЗ» обходилась в 696 рублей в месяц при реальной цене в 5 060 рублей, «Хендай» — в 3 300 рублей при реальных 25 370 рублей. По сути, стоимость льготной аренды окупалась за один-два рейса в Томск.
Но сэкономленные средства и другие ресурсы предприятия по вине его руководства зачастую использовались неэффективно. Например, на предприятии, находившемся в кризисной ситуации, работникам, прежде всего управленцам, выдавались крупные ссуды, хотя это не было предусмотрено коллективным договором. На сегодняшний день долг по ссудам составляет 1 300 тыс. рублей, причем 800 тыс. должны уже не работающие на предприятии сотрудники. Дебиторская задолженность предприятия копилась еще с 2000 года, но никаких мер руководством ПАТП по ее востребованию не предпринималось. По информации заместителя главы администрации Северска по экономике и финансам Татьяны Коньковой, на сегодняшний день дебиторская задолженность ПАТП составляет 6 млн рублей, долги предприятия по налогам – 16 млн рублей.
Безусловно, развитие рынка частных перевозок существенно усложнило жизнь предприятия, прежде являвшегося монополистом. Если раньше «сороковка» была единственным маршрутом, связывающим Томск и Северск, то сейчас их четыре. По информации и.о. председателя комитета по транспорту и дорожному комплексу администрации области Валерия Филатова, на долю 400-го маршрута приходится 60 рейсов, и 15-18 из них ежедневно срываются; 401-й выполняет 40 рейсов; 405-й – 60, 442-й – 170 рейсов. Таким образом, банкротство ПАТП существенно не повлияет на проблему доставки северчан в Томск и обратно. После того как истечет или в принудительном порядке будет расторгнут договор, заключенный между ПАТП и областной администрацией, маршрут выставят на конкурс. В любом случае, заверил Валерий Филатов, северчане без «сороковки» не останутся.
Не лишится Северск и муниципального транспорта: несколько лет назад здесь было создано пассажирское транспортное предприятие, которое работает вполне успешно. 20 автобусов МК «ПТП» ежедневно выполняют 90 социальных рейсов. Банкротство предприятия не повлияет на возможность эвакуировать население режимного города в случае ЧС. О возможности такой угрозы говорилось в некоторых СМИ. Алексей Рудич, заместитель главы администрации Северска по безопасности, развеял этот миф, приведя цифры: доля участия ПАТП в плане эвакуации составляет всего 4,5%.
Игорь Волков подробно остановился на дальнейшей судьбе коллектива:
— Мы гарантируем всем сотрудникам трудоустройство на территории Северска. Договоренность об этом с другими городскими перевозчиками уже есть. Активов предприятия вполне достаточно для того, чтобы погасить задолженность по зарплате и произвести все компенсационные выплаты, предписанные законом в случае банкротства предприятия. Именно на эти цели в первую очередь будут направлены средства от продажи имущества. Процедура банкротства уже начата решением суда, и обратной дороги просто нет. Пикеты бессмысленны, на смену им должен прийти конструктивный диалог.
К нему и призвал коллектив ПАТП глава северской администрации.