Шанс на счастье

Чему можно научиться в школе приемных родителей?

Приемный родитель – это ответственно

Отношение общества к детям-сиротам становится более гуманным, констатируют специалисты. Все чаще на призыв «Мама, папа, я вас жду!» откликаются люди, которым небезразлична судьба детей, оставшихся без родителей. В департаменте по вопросам семьи и детей эту тенденцию называют сугубо положительной. Но при этом замечают – особенно важно, чтобы дети попадали в хорошие крепкие семьи, чтобы их воспитывали ответственные и любящие приемные родители. Для этого открывают по всей области школы приемных родителей и службы сопровождения замещающих семей.

– Процесс передачи ребенка в семью должен быть очень осторожным. Не все дети могут адаптироваться к новым условиям, и процент возврата детей все еще остается достаточно высоким, – считает Елена Коровина, руководитель школы приемных родителей томского детского дома № 4. – Действительно, не все родители осознают предстоящие трудности, ошибочно считая, что принять решение об усыновлении – главное. Стремятся поскорее завершить сбор документов и забрать ребенка домой. Но будущим родителям предстоит получить ответы на множество вопросов, еще раз осознать, какое место будет занимать в их жизни новый член семьи.

В числе главных задач школы приемных родителей – чтобы не было возврата ребенка обратно в детский дом, ведь каждый такой случай переживается очень тяжело.

Прислушайтесь к советам школы

– Приемный ребенок, как любой другой, приносит в семью как радости, так и проблемы, – продолжает Елена Бронеславовна. – Например, женщина долго жила одна, детей нет, замужем не была. Захотелось ребенка. Но она привыкла, что вещи всегда на своих местах, а тут появляется беспорядок, и нервы не выдерживают… Не всем родителям под силу поднять маленького ребенка – иногда приходится объяснять будущим родителям, что если у них активная трудовая деятельность, то просто не найдется времени на малыша, и ничего, кроме раздражения, он не вызовет. Советуем в таких случаях взять ребенка постарше.

Одна из самых частых причин, осложняющих отношения с приемным ребенком, – достижение им подросткового возраста. Такое случается, даже если ребенок прожил в семье несколько лет. Но бывает и так, когда еще до усыновления родители в состоянии осознать, что не справятся. Один из самых обреченных на неудачу случаев – когда пытаются заменить погибшего ребенка в кратчайшие сроки.

– Такой семье нужно пережить горе, по крайней мере, на протяжении первых 2–3 лет после потери ребенка она вряд ли сможет принять другого. Был даже случай – женщина потеряла дочь, вскоре взяла девочку и… запила. Заменить не получилось, не все стадии горя прошли. Нельзя брать ребенка для того, чтобы заполнить эту нишу. В таких случаях мы даем рекомендации брать ребенка старше и желательно другого пола, чтобы было меньше сравнений.

– С помощью программы «Право ребенка на семью» для развития лучших практик семейного устройства детей-сирот Томской области подставил плечо Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – отмечает руководитель учебно-методического центра департамента по вопросам семьи и детей Лариса Лоскутова. Одно из направлений программы полностью посвящено этой работе, и ее реализация уже дает свои результаты.

Подходить к каждому случаю индивидуально и дать будущим родителям как можно больше информации, которая поможет им принять правильное решение – важный принцип работы школ приемных родителей.

Чему учат в школе

Школа прежде всего помогает будущим родителям разобраться в своих чувствах, отличить мифы и вымыслы о детях-сиротах от реальной информации об особенностях таких ребят, попрактиковаться в понимании поведения и настроения детей, причем не только приемных, но и кровных. Каждой группе родителей на занятиях дают полезные советы и информацию, касающуюся возрастных особенностей детей.

Психологи советуют не торопиться с усыновлением, а для начала просто попробовать пожить с ребенком. Взять его в гости. Уже на этом этапе выясняются любопытные вещи.

– Одна мамочка рассказывала: в ребенке все раздражает – не так спит, не так ест, не так смотрит… Это психологическая несовместимость, мы же все люди: реагируем на запах, на цвет. Поэтому важно не только подбирать ребенка для семьи или семью для ребенка, должен быть баланс того и другого, — говорит Елена Коровина. — Ведь мы не боги, можем ошибиться и закрыть ребенку путь в семью. Поэтому мы всегда стараемся дать шанс. А вдруг получится….

В последние годы только из четвертого детского дома ежегодно уходят в приемные семьи пять и более детей. В 2009 году ушло уже 10, и пока никто не вернулся…

 

По информации департамента по вопросам семьи и детей, в Томской области открыто 18 школ приемных родителей. В 2009 году в рамках региональной программы «Право ребенка на семью» при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержаны 12 служб сопровождения замещающих семей в 11 районах области. Все это делается для того, чтобы как можно больше детей, оставшихся без попечения родителей, снова смогли обрести семейное счастье и родительскую заботу.

 

Сегодня развивать лучший опыт устройства детей- сирот в семьи помогает региональная программа «Право ребенка на семью». По прогнозам, в результате действия этой программы с 2009 по 2012 годы число детей, переданных в семьи, должно увеличиться, по меньшей мере, еще на 9%.

 

В семье Винниковых двое родных детей и шестеро приемных, а также двое приемных внуков. «Несмотря на то что у меня уже было трое приемных детей, занятия в школе приемных родителей позволили мне на многие проблемы взглянуть по-новому», – говорит Татьяна Сергеевна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 3 =