Удаленный доступ

Совместный шопинг в Интернете обернулся совместными усилиями вернуть деньги, потраченные на воздух

 

Вместо реальных денег – виртуальные. Сотни томичей – участники закупок сайта sp-center.tomsk.ru (совместные покупки) – вместо «живых» денег или товара получили воздух. Иначе не назовешь цифры баланса электронного кошелька, которые обратить в наличку или обменять на товар стало невозможным. Не получив свои заказы в обычный срок, встревоженные участники закупок выяснили, что поставщики оплату не получали. Хозяйка сайта Вероника Генкель с ником RONY сначала обещала деньги вернуть, но вскоре перестала отвечать на звонки и сообщения. Участникам закупок стало ясно – свои средства мирным путем они получить не смогут. По подсчетам пострадавших, на сайте СП-центра зависло не менее 875 тыс. рублей.

– Сейчас мы готовим списки пострадавших. Будем подавать заявления как в УВД, так и в суд. Считаю, доказать факт мошенничества будет сложно, но взыскать долг, проценты за использование чужих средств и возмещение морального ущерба через суд реально, – уверен директор Сибирского юридического агентства «Форум» и участник закупок СП-центра Андрей Поздняков.

По информации пресс-службы УВД, на 7 сентября зарегистрировано три заявления от участников закупок. Вероятно, будет назначено бухгалтерское расследование. Уголовное дело пока не возбуждено.

 

Истории примерно одинакового содержания (только закупки и суммы заказов у всех разные) рассказали «ТН» десять пользователей СП-центра

 

Неоплаченные закупки

Ирина Г. (все фамилии есть в редакции) – участник совместных закупок со стажем два года. Это приличный опыт, учитывая, что старейшему сайту sp.tomica.ru недавно исполнилось как раз столько же. В СП-центре Ирину привлекла закупка матрасов. Сделав заказ их на 8 602 рубля, сначала она спокойно дожидалась сообщения о прибытии груза.

– За два года в СП меня никто ни разу не обманул, и поэтому на столь дорогую покупку решилась легко, – поясняет Ирина. – Первые подозрения появились, когда неожиданно пропал наш организатор закупки. Появился новый, который начал кормить отговорками о том, что нет информации от поставщика. Но в итоге мы поняли, что нашу закупку, как многие другие, никто не оплатил – нас обманули, а теперь морочат голову. Я на девятом месяце беременности и умоляла RONY посочувствовать мне и вернуть сумму. Деньги на баланс виртуального кошелька вернули, но забрать их оттуда не представляется возможным – такой суммы в кассе офиса раздач не бывает. Я приезжала туда несколько раз, слушала одно и то же, тихо пуская слезу, и уезжала ни с чем.

– Я, наоборот, новичок в СП. Попала на сайт, потому что мне он показался удобным и здесь не требуется плата за регистрацию, – говорит Ирина А. – Первая закупка (игрушки) прошла благополучно. И я, уже ничего не опасаясь, сделала следующий заказ – дешевые водолазки по 90–100 рублей. Их уже не получила.

Истории примерно такого же содержания (только закупки и суммы заказов у всех разные) рассказали «ТН» десять пользователей СП-центра.

Что такое СП?

Совместные покупки (СП) – популярный в Томске, как и в других городах России, вид шопинга. Большинство участников закупок (УЗ) – молодые женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. СП – не просто интернет-магазин. Организатор закупки (за оплату в виде организационного сбора) формирует группу УЗ, которые делают совместный заказ на оптовую партию, благодаря чему стоимость товара заметно снижается. Кроме более привлекательных цен по сравнению с традиционным шопингом СП имеет еще ряд преимуществ: экономия времени (не нужно совершать утомительный обход магазинов) и часто более интересный ассортимент – в СП можно приобрести такой товар, которого нет ни в одном томском магазине. Но есть у этого вида покупок и очевидный недостаток: вещь нельзя пощупать и примерить – заказ приходится делать почти вслепую, ориентируясь на фото в каталоге и отзывы других УЗ. Понятно, что в результате может прийти товар, не соответствующий ожиданиям. Кроме того, в СП применяется предоплата, то есть деньги отдать нужно сразу, а получение товара происходит в лучшем случае через 10 дней.

В Томске сейчас действуют четыре сайта совместных покупок. Чем руководствуется интернет-пользователь при выборе? Разнообразием закупок, удобством интерфейса, доступностью регистрации. О возможных рисках – будут ли оплачены заказы и получен товар – люди, как правило, не задумываются. Получается, что покупатель отдает деньги, не видя не только товара, но и продавца, не имея с ним никакого договора. Отношения во многом строятся на доверии. Эта схема работала и продолжает успешно действовать на других сайтах СП – об этом свидетельствует постоянно растущее число покупателей и их отзывы. По некоторым подсчетам, активных пользователей совместных закупок в Томске более 20 тысяч человек.

Один человек

Сайт sp-center.tomsk.ru открылся в конце 2009 года. Своих покупателей он обрел сразу – во многом благодаря рекламе. В интернет-объявлениях было написано, что в отличие от конкурентов здесь не будут взимать плату за регистрацию, за транспортные услуги и за работу офисов раздач. Как заявлялось, для удобства обслуживания на каждого участника закупок заводится электронный кошелек. Люди переводили деньги на банковскую карту ИП В.К. Генкель, которая является хозяйкой, администратором и единственным юрлицом этого сайта. Затем они постепенно тратят эту сумму, делая заказы.

– Все находится под контролем одного человека – эта схема изначально вызывает подозрения, – считает администратор сайта sp.tomica.ru Вера Клименко. – Мне так же непонятно, из каких средств оплачивается работа кладовщиков, менеджеров, если на сайте взяли на себя и транспортные расходы, и работу офисов раздач. До открытия сайта Вероника Генкель сотрудничала с нами, реализовывая через свой магазин «пристрой» товар, который по разным причинам не подошел УЗ. Нам она известна как человек, необоснованно задерживающий расчеты с организаторами закупок. С недобросовестными сотрудниками мы расстаемся без сожаления. Чтобы подобных историй не было, на нашем сайте мы приняли меры для повышения ответственности организаторов. Каждый из них в обязательном порядке должен зарегистрироваться либо как ИП, либо открыть ООО. Кроме того, организатор оплачивает вступительный взнос и подписывает договор с администрацией сайта. Участникам закупок советую быть осмотрительнее и заранее знакомиться с историей конкретных сайтов, организаторов и закупок, пользоваться рекомендациями знакомых. Как люди находят свой банк для открытия вклада, так же тщательно нужно подходить и к выбору СП.

Снежный ком

В июне сайт sp-center.tomsk.ru стал давать сбои – два дня не работал, и УЗ пришлось снова регистрироваться и восстанавливать свои суммы кошелька и заказы, постоянно списываясь и уточняя информацию с организаторами закупок. Был недоступен сайт и в начале сентября. Не получив заказ и не сумев вернуть деньги в течение августа, УЗ обращались с вопросами к Генкель, но ответов не получали, в том числе и на телефонные звонки. А недовольные, высказавшиеся на форуме, были забанены, то есть не могли получить доступа к своей же корзине. Последнее письмо RONY на сайте датировано 18 августа. Вот цитаты из него:

«Нам пришлось выкупить товар, но не все заказы нашли хозяев. Это аукнулось нам снижением оборота, и сейчас мы поставили задачу – реализовать «пристрой». Деньги, которые сейчас находятся на ваших балансах, фактически заложены в этот «пристрой». Просьба не паниковать, оборот начался, и все в скором времени получат свои деньги с балансов».

– Думаю, проблемы сайта начали нарастать как снежный ком. Первая недостача была закрыта при помощи средств, собранных на новые закупки, дальше – больше, траты продолжаются, а закупок все меньше. Финансовая пирамида, – предполагает УЗ сайта Нина С.

– Сейчас мы готовим списки пострадавших участников закупок. Будем подавать заявления как в УВД, так и в суд. Как юрист, считаю, что доказать факт мошенничества будет сложно, но взыскать долг, проценты за использование чужих средств и возмещение морального ущерба через суд – это реально, – уверен директор Сибирского юридического агентства «Форум» и участник закупок СП-центра Андрей Поздняков. – У меня на сайте зависла небольшая сумма – около 800 рублей, но вернуть их и наказать не чистых на руку людей – дело принципа.

По информации пресс-службы УВД, на 7 сентября зарегистрировано три заявления от участников СП-закупок. Вероятно, по изложенным фактам будет назначена бухгалтерская проверка. Уголовное дело пока не возбуждено.

 

комментарий

Адвокат Александр Мячин:

– Говорить, что ситуация имеет признаки мошенничества, на мой взгляд, преждевременно. Имея дело с интернет-магазинами, следует отчетливо осознавать – риск неблагоприятных последствий возрастает. Чтобы впредь не попасть в такую ситуацию, я бы рекомендовал следующий алгоритм действий. Во-первых, постарайтесь на сайте интернет-магазина найти данные о юридическом или физическом лице, которое фактически ведет торговлю. Кстати, в случае с сайтом sp-center.tomsk.ru мне этого сделать не удалось, и уже одно это может оказаться достаточным условием, чтобы отказаться от отношений с данным сервисом. Далее: проведите поиск в Сети, используя в качестве ключевых слов названия сетевого сервиса (магазина) и физического (юридического) лица, которое отвечает за данный бизнес. Если в результате поиска получили комментарии негативного характера, это тоже является основанием, чтобы не иметь дело с данным сервисом. Желательно найти информацию, как давно существует бизнес. Как правило, сервисам со стажем просто невыгодно «кидать» пользователей.

В конкретном случае участники закупок платили деньги на расчетный счет ИП Генкель: следы платежей могут быть документированы выписками со счетов либо квитанциями о перечислении денег. Соответственно, есть возможность предъявления иска о взыскании данных средств. И Гражданский кодекс РФ, и Закон «О защите прав потребителя» предоставляют достаточно возможностей, чтобы защитить свои права в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *