Классная работа

Модернизация образования должна идти с подготовительных групп

 

Актуальные проблемы современной российской школы обсудили в Томске на III cъезде работников образования. Он состоялся в рамках Х Сибирского форума в конце минувшей недели. На съезде присутствовали делегаты от всех территорий Сибири, в том числе полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский.

По сути, нынешний съезд – проекция на сибирские реалии тезисов, озвученных президентом Дмитрием Медведевым и губернатором ТО Виктором Крессом (руководителем рабочей группы Госсовета РФ по вопросам образования) в ходе юбилейного августовского собрания Госсовета. Среди этих тезисов – необходимость модернизации образовательной сферы всей страны, стимулирование инноваций, поддержка талантливой молодежи, формирование положительного имиджа профтехучилищ, создание эффективных моделей кооперации науки и бизнеса и т.д. Как в Сибири идет работа в этих направлениях? Где болевые точки? Это обсудили делегаты съезда в ходе пленарного заседания.

Сад – школа – вуз

Комплекс обозначенных проблем для сибирского региона общий. Дошкольное образование страдает от дефицита мест в детсадах, из-за чего многие дети недостаточно подготовлены к школе. В школе, в свою очередь, неуклонно снижается качество образования. (По словам губернатора Виктора Кресса, в последние годы сибирские выпускники сдают ЕГЭ по ряду показателей хуже, чем в других регионах страны.) Система среднего специального образования не может обеспечить запросы рынка труда: стране нужны инженеры, технологи, но идти в профильные ссузы выпускники школ не торопятся. Такая же ситуация в вузах: гуманитарный блок гораздо востребованнее естественно-научного (пример с тем же ЕГЭ: в ТО госэкзамен по физике выбрали всего 27% выпускников, по СФО их еще меньше – 24%).

– С такими тенденциями государство рискует через несколько лет остаться без инженеров – с одними юристами, финансистами и пиарщиками, – замечает Виктор Кресс.

Инновации на всех уровнях

– Вся система образования начинается с дошкольного, – говорит полпред президента в СФО Виктор Толоконский. – Все построение методических основ должно быть направлено на раскрытие способностей и талантов ребенка. Надо искать в регионах площади под детские сады…

В одиночку муниципалитетам с этой задачей не справиться. Поэтому полпред настаивает: поддержку должна оказывать власть региональная, а в крупных городах – и бизнес. Чтобы не вариться в собственном соку и не изобретать велосипед, нужно знакомиться с положительным опытом соседей. Причем не только в вопросах дошкольного образования, но и образования вообще.

Повышать качество образования в Томске намерены с помощью новых подходов к обучению детей и работе педагогов. Дети должны научиться нестандартно мыслить, быстро принимать решения, творчески подходить к выполнению любой работы. Квалификацию учителей проверят тестированием их подопечных – от результатов будет напрямую зависеть зарплата. «Омолодить» преподавательский корпус планируется за счет оплаты труда независимо от стажа.

В ближайшем будущем в томских школах планируют укрепить физико-математический и естественно-научный блоки. Здесь могут помочь крупные компании, заинтересованные в воспитании будущих кадров со школьной скамьи (пример – «Роснефть-класс» в Стрежевом с углубленным изучением предметов).

Ссузы уже сейчас превращаются в двухуровневые образовательные комплексы – колледжи, как это практикуется в Москве. Начальное профессиональное и среднее профессиональное образование в них объединено.

– Так для ребятишек появляется совсем иной стимул, – объясняет заместитель губернатора по научно-технической и инновационной политике и образованию Владислав Зинченко. – Он не в ПТУ идет, а в колледж. Если ученик хорошо успевает в учебе, со временем он переходит на уровень выше – получать среднее профессиональное образование.

Возможно также включение колледжей в систему высшего образования. Тогда колледж уже становится факультетом при вузе.

Лучшая учеба – практика

Еще один способ решить насущные проблемы современного образования – не ждать решений из Москвы, а самостоятельно вносить инициативы. Сибирь в этом плане также преуспела. Один из проектов – «Малая Родина» – должен, с одной стороны, повысить творческий и предпринимательский потенциал молодых сибиряков, с другой – решить задачи социально-экономического развития территорий.

– «Малая Родина» дает возможность студентам разных вузов получить полноценную практику по будущей профессии, – объясняет суть Виктор Толоконский. – Приехав в малый город или в сельскую местность, молодой специалист нарабатывает опыт, а местная управленческая команда получает импульс, свежий взгляд.

Пилотный проект был запущен в этом году в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях. Опыт получился положительным. «Малая Родина», как было решено, расширит свои границы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =