Театр как Змей Горыныч

Режиссер Ксения Торская уверена: чтобы делать «живые» спектакли, одна голова хорошо, а три лучше

 Слово «продукт» применительно к творчеству режиссер иркутского ТЮЗа Ксения Торская употреблять не любит. Но признает, что сегодня постановщики зачастую делают именно его. Современный театр, чтобы выжить, вынужден продавать. И задача режиссера в новых условиях – не забывать о содержательной части искусства.

В Томске Ксения Торская поставила спектакль «Темные аллеи» по рассказам Бунина. Премьера состоялась на этой неделе на сцене ТЮЗа. К классике режиссер обратилась в поисках вечных ценностей, от которых сегодня, по ее словам, театр уходит все дальше и дальше.

– Не люблю заигрывать со зрителем – стараюсь говорить с ним о важном, – утверждает Торская. – Не имеет значения, комедию я ставлю, мюзикл или историю для детей. Форма всегда должна идти от содержания, а не наоборот.

Разговор с дураками

В театрах сегодня, увы, обратная тенденция, делится наблюдениями Ксения. Она часто работает в разных городах (нынче, например, делала постановку в русском детском театре в Париже) и отмечает, что в погоне за кассой стало появляться много спектаклей-однодневок.

– Постановочный процесс ставится на поток, режиссеры ездят из театра в театр, времени на творчество остается все меньше. Одного-двух месяцев, чтобы по-настоящему «выносить» спектакль, как правило, недостаточно. Отсюда и снижение уровня в целом, – рассуждает Торская.

Сегодня театр находится в поиске: как, зарабатывая деньги, заниматься творчеством; как искусство сделать продуктом, а не наоборот; как не пойти на поводу у публики. Но в этом поиске должны быть свои границы, считает Ксения:

– Есть вещи, за которые я никогда не возьмусь. Например, переигрывание классики. Это просто разговор с дураками. Когда одну часть спектакля играют в исторических костюмах, а вторую – в современных. Зритель не нуждается в том, чтобы ему разжевывали простые истины. Сидя в зале, он может смеяться и будет делать это, но, выйдя после спектакля, первым делом скажет: «Опять поставили ерунду!»

Не хотят идти в артисты

– Говорят, что молодежь сегодня не ходит в театр. Это не так. Есть молодежь, которая любит театр и ходит в него. Есть спектакли, на которые билеты не достать за полгода, а есть постановки, причем в том же самом театре, куда публику насильно не загонишь. Не всегда успех зависит от таланта режиссера или актеров. Живой театр как Змей Горыныч с тремя головами. Это всегда единство директора, режиссера и труппы. Отруби хоть одну из них, магия исчезает.

По словам Ксении, не только поиск стоящих режиссеров сегодня проблема, но и качество подготовки артистов. Раньше конкурс в театральные вузы был 15–18 человек на место, сегодня – 2–3.

– Сейчас не хотят идти в артисты. Раньше профессия актера была престижной, артисты кино воспринимались как небожители. Сегодня с засильем сериалов, поточным процессом ситуация иная, – говорит Торская. – Если раньше все таланты ехали в Москву, то сейчас мастера школы-студии МХАТа сами ездят по городам и буквально выискивают способных ребят. Современная молодежь предпочитает идти в банки, бизнес, адвокатуру. Тенденция такова, что во главу угла сегодня ставится рубль.

Век директорского театра

Отражается на развитии театра и кризис в современной драматургии. Ксения не скрывает, что чаще берется за классику еще и потому, что очень мало сегодня появляется хороших новых пьес.

– Счет идет на единицы, – отмечает режиссер. – Два года назад на Вампиловский фестиваль было прислано порядка 120–150 пьес молодых авторов, из них было выбрано десять, которые хотя бы можно было читать. Речь не идет о том, чтобы их ставить.

Но, по словам Торской, сегодняшний кризис – это всего лишь новый этап развития театра. Просто к нему пока еще не приспособились ни зритель, ни артисты, ни режиссеры.

– Когда-то был балаганный уличный театр. Потом он стал актерским, когда артисты сами ставили спектакли. Затем уличные труппы перебрались в специальные здания. После на первый план вышла фигура режиссера. XXI столетие – век директорского театра, – констатирует Ксения. – Директор – это менеджер, продюсер, человек, который умеет найти для театра деньги. Это не плохо и не хорошо. Таково требование времени. Задача – найти эффективную форму взаимодействия кассового успеха и творчества.

Справка «ТВ»

Ксения Торская окончила Харьковский государственный институт искусств. Жила и работала в Санкт-Петербурге. Преподавала на театральном факультете в школе для творческой молодежи в Финляндии. В 1994 году переехала в Иркутск, где сначала работала в центре пластических искусств, затем руководила молодежным театром эстрадного шоу. Сейчас служит режиссером-постановщиком местного ТЮЗа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + восемнадцать =