Как поделить бюджетный пирог

Область советуется с жителями

 – Мы никогда не принимали бюджет при закрытых дверях, всегда работала согласительная комиссия. В этом году решено привлечь более широкие круги: будут работать семь отраслевых площадок, каждая – обсуждать свое направление. Первая дискуссия прошла по вопросам физкультуры и спорта, сегодня мы говорим о соцзащите, – начал общественные слушания по «Народному бюджету» руководитель фракции «Единой России» в областной Думе Александр Куприянец.

В зале кроме представителей власти собрались лидеры общественных организаций: ветераны, инвалиды, «чернобыльцы»…

От областной администрации выступали замначальника департамента социальной защиты населения Ирина Барнева и зам­начальника департамента финансов Инна Григорьева. Спикер думы Томска Сергей Ильиных напомнил еще про одну создающуюся ветвь власти – Народный фронт:

– Объективно чиновникам и населению не хватает диалога. Идея Народного фронта – стать инструментом для консолидации общества.

20 миллионов каждый день

Инна Григорьева рассказала собравшимся, куда расходуются деньги из областной казны. Приоритеты бюджетных трат – поддержка пенсионеров, здравоохранение, образование, здоровье детей и детские сады, жилье и улучшение условий проживания граждан, строительство дорог, инновации. Расходы на соцзащиту растут из года в год: в 2010 году они составили 5,7 млрд рублей, это около 15% от бюджета. В этом выросли еще на 800 млн, теперь это 17%. В отрасли соцзащиты работает 41 учреждение, 3 тыс. сотрудников. Получатели бюджетной помощи – 320 тыс. человек, почти каждый четвертый житель области.

– Бюджет тратит 20 миллионов каждый день! – сказала Ирина Барнева. – Больше 80% мер соцподдержки – помощь ветеранам, инвалидам и членам их семей. Самая затратная часть – льготы по оплате ЖКУ, они съедают 40% средств: жилищную субсидию получают 50 тыс. человек.

Помощь бюджета – это и подспорье ветеранам в ремонте жилья (2 тыс. ежегодно), и квартиры льготникам, и доступная среда для инвалидов, и фестиваль «Преодолей себя», и социальное такси: в прошлом году им воспользовались 1 368 человек, в этом – уже 1 334. 403,5 млн затрачено на помощь семьям с детьми, из них 97,7 – на компенсацию части родительской платы за ребенка в детских садах.

Есть в работе департамента инновации: социальный договор, по которому семья, которой выделяют деньги, должна тоже сделать шаг навстречу, например найти работу. Или бросить пить: департамент даже помогает с направлением на лечение от алкоголизма. Как заверила Ирина Барнева, 65% семей договор помог улучшить свою жизнь. В области работают 12 социальных комнат (в основном на селе): одновременно выполняют функции консультационного центра, центра психологической помощи и клуба по интересам. И совсем уж новшество – чиновники надеются создать «детский сад» для пожилых людей. Требующего постоянного ухода члена семьи можно будет оставить под присмотром специалистов утром и забрать вечером.

Выскажитесь!

Понятно, что рай в нашей области не наступил: представители общественных организаций акцентировали внимание на множестве нерешенных вопросов:

– Мы посмотрели красивые графики, где нам показали, что все растет. Но нигде нет графика роста цен…

– Мальчик инвалид и сирота: погиб отец. Ему говорят: выбери, какую пенсию будешь получать: по инвалидности или потере кормильца. Но пенсии не такие большие, чтобы выбирать. Это федеральное законодательство, но, может, область найдет средства для каких-то выплат в таком случае?

– Нужна программа патриотического воспитания молодежи. Тот центр, который существует на бумаге, не работает на всю область.

– Нужен спортзал для инвалидов.

– Надо больше денег на освещение наших проблем в СМИ.

– На погребение выделяют по 4 тыс. Надо обратиться в федеральный бюджет: на эти деньги похоронить невозможно…

– Санатории в радиусе 50 км от Томска растащили, а надо, чтобы малоимущие люди тоже могли отдохнуть за 5–7 тыс. рублей.

– Надо включить в бюджет строительство еще одного интерната для лиц с психическими заболеваниями. В тот, что есть – очередь.

– Учителям и воспитателям повысили зарплату на 30%. А другим категориям работников образования – педагогам дополнительного образования, психологам, вожатым и другим – нет.

– По образованию мы будем проводить такую же отраслевую площадку, – ответил Александр Куприянец. – Будем поднимать эти вопросы для рассмотрения.

– Чтобы что-то дать, надо откуда-то забрать. Понимаете, да? – взял слово Сергей Ильиных. – Невозможно бесконечно повышать налог на бизнес: его просто платить не будут, уйдут в тень… Это приведет к потере налоговых доходов. Знаете, как это происходит? Надо поднять зарплату на 20%. Начинаем считать: необходимо 6 млрд. Дополнительных источников нет. Начинаем «размазывать». Получается повышение 5–7%. Человек получает дополнительно 53 рубля 84 копейки и не может понять: это что? Власть мне подачку сделала? И звучит тот же вопрос: а вы видели, как цены изменились? Мы приоритеты обязаны выбрать. Помните, как было в здравоохранении? Подняли зарплату терапевтам. Сейчас будут поднимать узким специалистам, потому что к ним сегодня очередь, их не хватает. Помощь воспитателям дошкольных учреждений – инициатива региональной Думы. 200 млн рублей, которые были выделены, с 1 сентября позволят увеличить зарплату воспитателей и медсестер школ. Мы специально организовали общественные слушания в рамках Народного фронта, чтобы общественность сама определила наиболее приоритетные категории бюджетников.

Будем решать

– Наша область бедная? Может быть, сейчас честно сказать: мы пришли делить тришкин кафтан, на все наши предложения найдутся объективные объяснения, почему деньги невозможно найти. Наш бюджет, наверное, уже оптимизирован по максимуму. Я прав? – спросил председатель общественного движения «Доступное для инвалидов высшее образование» Владимир Салит.

– Нашу область бедной назвать нельзя, у нас расходы на душу населения вторые в СФО после Красноярска, – не согласилась Ирина Барнева. – Но денег много не бывает: появляются деньги – появляются дополнительные расходы. Катастрофически не хватает.

Впрочем, несмотря на тришкин кафтан, некоторые вопросы чиновники начинали решать прямо на месте:

– От областного совета ветеранов стали выпускать газету «Ветеранские вести». Было четыре номера, денег больше нет. Надо 250 тыс. на год: по номеру в месяц. Нашу газету ждут, читают…

Александр Куприянец уточнил тираж, распространение газеты (по всем районам) и взял вопрос на заметку.

– У нас сейчас продвигается вопрос с обучением инвалидов в общеобразовательных школах, – рассказал Владимир Салит. – Важный вопрос – транспортное обслуживание детей-инвалидов. В других регионах как минимум один микроавтобус с подъемником для колясочников существует…

– Давайте мы с вами отработаем конкретно списки, посмотрим, сколько детей, где они проживают: наверное, это не тот вопрос, который требует очень уж значительных затрат. Будем вместе решать, – ответила Ирина Барнева.

 

Владимир Салит поднял вопрос о транспортном обслуживании детей-инвалидов. Представители власти обещали поработать над решением проблемы

 

Все поступившие на слушаниях предложения будут проработаны и рекомендованы для включения в проекты бюджетов разных уровней

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 16 =