Летная погода

ГИБДД связывает рост числа аварий в Томской области с теплой погодой

 

На недавнем заседании областной межведомственной комиссии по демографической ситуации были озвучены пугающие цифры: количество ДТП в первом полугодии увеличилось на 25,6% (336 происшествий), число раненых выросло в 1,2 раза (414 человек), а количество смертей – в 1,4 раза (72 человека). Эти данные вызвали недоумение властей, поскольку каждый год увеличивается финансирование дорожных программ и растут штрафы за нарушения ПДД. «ТН» попробовали понять причины.

 

Проблема в дорогах?

Согласно официальной версии, озвученной на заседании комиссии, главными причинами резкого роста ДТП стали с каждым годом растущая интенсивность движения и неудовлетворительное качество дорог.

– Около 20% ДТП происходят из-за плохой видимости горизонтальной дорожной разметки, отсутствия этой разметки, низких сцепных качеств покрытия, отсутствия ограждений в необходимых местах, недостаточного или неисправного освещения, а также отсутствия тротуаров, – пояснили в комитете общественной безопасности.

C этим мнением согласны не все. Доцент кафедры автомобильных дорог ТГАСУ Николай Сидоренко считает, что с ростом интенсивности движения и ухудшением состояния дорог аварий действительно становится больше, но при этом в условиях города их тяжесть снижается: чтобы не разбить машину на колдобинах, водитель вынужден ехать медленнее, то есть и ущерб от столкновения ниже.

То же самое – с интенсивностью движения. По прогнозам УГИБДД по ТО, в 2011 году количество аварий в области достигнет 1 тыс., а в начале 1990-х, когда интенсивность движения была значительно ниже, в год случалось около 1,5 тыс. ДТП, при которых погибало 200–250 человек.

Как отметил Сидоренко, дорожную проблему в Томске можно решить только комплексной реставрацией всех дорожных компонентов. Для этого необходимо строить пешеходные переходы в разных уровнях, остановочные комплексы с глубокими карманами, развязки, наносить свежие разметки, расширять улицы и создавать парковки.

Совсем другая ситуация сложилась на загородных трассах. В целом, отмечает Николай Сидоренко, загородные дороги области в удовлетворительном состоянии, поскольку там нет такого мощного потока машин, как в соседних регионах.

– Один из немногих способов снизить аварийность на шоссе – перевод дороги в другую категорию. Было бы рационально перевести дорогу Томск – Мельниково в первую категорию (четыре полосы) на всем ее протяжении, а также перевести во вторую категорию дорогу Томск – Алаево, – пояснил Сидоренко.

Проблема в водителях?

Другая популярная версия – недисциплинированность участников движения.

– В основном аварии происходят из-за превышения скорости. В Томске из-за его компактности и пробок сложился особый стиль вождения. Привыкнув к тому, что он вынужден стоять на каждом углу, водитель успевает разогнаться до следующего перекрестка, а потом резко затормозить, – рассказывает старший инспектор УГИБДД по ТО Виталий Аплин.

Таким образом, если средняя скорость движения по городу составляет около 50 км/ч, то на скоростных участках вроде ул. Клюева – 80, а то и 100 км/ч.

Единственным действенным средством в этой ситуации будет увеличение штрафов за нарушение правил ПДД и усиление контроля. Но и тут не все просто. По информации «ТН», проект московской фирмы «Строй Инвест Проект М», предложившей мэрии разместить в городе 33 прибора фото- и видеофиксации, заморожен в связи с изменением российского законодательства. Компания рассчитывала вернуть прибыль за счет взимания штрафов с водителей, но согласно новому закону все средства от штрафных санкций будут перечисляться в федеральный бюджет.

На рост аварийности также влияет общая доступность автокредита: приличный процент участников аварий составляют молодые и неопытные водители.

А вот в системе пассажирских перевозок дела обстоят иначе.

– У нас в группу риска входят люди с высоким артериальным давлением и водители старше 55 лет. Молодые часто становятся участниками мелких аварий, но никогда не попадают в тяжелые ДТП, которые случались с опытными водителями, – отметил начальник службы эксплуатации ОАО «Томскавтотранс» Валерий Жуйков.

В то же время Виталий Аплин убежден, что томские водители гораздо более дисциплинированы, чем в других регионах. Если в среднем по России в январе – июле произошло 23,3 ДТП в расчете на 10 тыс. машин, то в Томской области этот показатель составил 16,5 ДТП. Для сравнения: в Новосибирской области – 17 ДТП в расчете на 10 тыс. машин, в Омской – 26,9, в Красноярском крае – 27,7, в Иркутской области – 28,5.

Проблема в погоде?

Самой необычной версией причин роста аварийности являются погодные условия. Согласно данным ГИБДД, теплые месяцы – самые аварийные, а поскольку сибирская погода непредсказуема и переменчива, каждый год происходит то резкий рост, то спад числа ДТП.

– Если температура в феврале 2010 года и феврале 2011 года была бы одинаковой, то количество происшествий тоже бы совпадало, – считает Виталий Аплин. – Всплески ДТП происходят, когда на улицы выезжает много машин, а это бывает при теплой погоде. В этом году у нас в феврале стояла не зимняя погода. И столько пострадавших велосипедистов и мотоциклистов, сколько в нынешнем теплом апреле, у нас никогда не было.

Статистика понемногу выравнивается

В последнее время статистика ДТП понемногу выравнивается. Если в январе – июне рост аварийности составлял 25,6%, то за январь – июль – 14,2%. Это может быть связано с усилением режима работы ГИБДД, а также дополнительными мероприятиями по предотвращению аварий. В частности, с 1 августа запущен единый центр обработки данных 19 мобильных средств фото-, видеофиксации нарушений, действующих сегодня в области, что существенно облегчит работу инспекторам ГИБДД и увеличит оперативность составления данных.

 

кстати

Сейчас в области действуют две программы, призванные снизить число ДТП:

-долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Томской области в 2010–2013 годах», общий объем финансирования которой составит около 30 млн рублей;

-программа «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на территории Томской области в 2010–2011 годах». Объем финансирования в 2011 году – 5 млн рублей.

  

Основные причины ДТП в области в январе – июле

151 нарушение скоростного режима

71 эксплуатация автомобиля без права управления

64 несоблюдение очередности проезда

50 нарушение правил проезда пешеходных переходов

 

Самые распространенные виды ДТП в Томской области в январе – июле

169 наезд на пешеходов167 столкновение

81 опрокиды-вание

45 наезд на препятствие

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =