Священная корова железных дорог

Контейнерные грузоперевозки в Томской области будут осуществляться на прежних условиях. Но надолго ли?

Управление ФАС по Томской области, рассмотрев заявление ООО «Межрегиональное объединение «Аргумент», возбудило дело в отношении ОАО «Трансконтейнер», подозревая его в доминировании на рынке и неправомерном завышении цены. В случае если вина компании будет доказана, ей придется исправить нарушения и заплатить штраф до 15% годового оборота. Первое заседание по делу состоится 14 сентября.

А во вторник, 24 августа, администрация области сообщила, что «контейнерные грузоперевозки в Томской области будут осуществляться на прежних условиях».

Таким образом, реформа с переводом парка среднетоннажных грузовых контейнеров (СТК) от РЖД к ОАО «Трансконтейнер», в результате которой с 1 июля стоимость перевозки грузов возросла в несколько раз, то ли приостанавливается, то ли отменяется.

Прерванная цепочка

По информации Межотраслевого производственного объединения (МПО) работодателей ТО, около 50% томских заводов пользуются контейнерами при отправке товара. И самая тяжелая ситуация сложилась вокруг отправки 3- и 5-тонных контейнеров, цена за которые с 1 июля выросла в 1,5–2 раза, что привело к убыткам многих томских промышленников. К примеру, потери «Сибэлектромотора» из-за простоя груза в течение месяца составили 1,4 млн рублей.

Предприятия отреагировали на изменения по-разному. Томский завод резиновой обуви был вынужден брать 20-тонный контейнер для перевозки 3 тонн продукции – затраты на 3-тонный контейнер оказались соизмеримы с ценой груза. ТЭМЗ увеличил стоимость продукции, вложив в нее дополнительные дорожные затраты, ряд предприятий переключились на автотранспорт. Учитывая, что область находится в железнодорожном тупике, промышленники говорили, что, возможно, в скором времени автотранспорт станет главной альтернативой.

– А что делать, если транспортная схема не работает? – задает риторический вопрос президент Томской торгово-промышленной палаты Аркадий Эскин. – Отлаженную технологическую цепочку прервали и насильно заставили людей менять условия действующих контрактов. Сейчас, сняв нагрузку с железной дороги, мы перегружаем и без того не идеальные автодороги. Я звонил коллегам из других регионов – там тоже проблемы, но такого, как в Томске, нигде нет.

Неудобно и ненадежно

На некоторых предприятях изменения правил перевозки грузов не сказались.

– Мы уже более трех лет не пользуемся контейнерными перевозками, предпочитая автотранспорт, – рассказывает президент ООО «Стек», генеральный директор ОАО «ТПО «Контур» Игорь Иткин. – И никто из наших контрагентов не присылает комплектацию железной дорогой.

И дело не столько в цене, говорит Иткин, просто система отправки грузов железной дорогой всегда была крайне ненадежной:

– 10 лет назад мы выполняли крупный заказ для РЖД. И несмотря на то что потребителем были сами РЖД и каждый контейнер они «проталкивали» по всему пути следования, была куча накладок, потерянного времени и контейнеров, которые ушли не туда. Гарантированный срок доставки груза контейнером – 30 суток, а автомобилем можно довезти практически в любой город России в течение недели.

«Утрачивают коммерческую привлекательность»

В «Трансконтейнере» повышение цены обосновывали целым рядом причин. Необходимостью оплачивать порожние СТК, а коэффициент их порожнего пробега сегодня превышает 66%. Дополнительными расходами на арендную оплату вагонов, принадлежащих ­100%-м «дочкам» РЖД – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) и ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК): «Вагонная составляющая в ряде случаев превышает 50% от общего тарифа на перевозку СТК». Еще одной причиной дефицита называлась «технология перевозки СТК: их размещают на вагоне-контейнеровозе только полными комплектами, если вагон заполнен не полностью, его необходимо доставлять порожними СТК».

Также представитель «Трансконтейнера» пояснил, что перевозка грузов СТК «сохранилась, по сути, только на территории СНГ и утрачивает коммерческую привлекательность»: согласно данным компании, объем таких перевозок в России каждый год сокращается более чем на 15%. А износ парка контейнеров составляет свыше 90%, и они будут в основной массе списаны с эксплуатации до конца 2012 года. При этом «Трансконтейнер» утверждал, что не имеет возможности обновлять парк СТК из-за прекращения их производства в России и других странах.

Для решения вопроса «Трансконтейнер» предполагал, что будет организована продажа СТК самим пользователям услуг, а в ОАО «РЖД» будет организована система приема мелких отправок грузов в крытых вагонах и крупнотоннажных контейнерах.

Правила игры

С учетом развитой сети железных дорог и большими расстояниями контейнерные перевозки в России должны быть самым рентабельным бизнесом, считает президент ТТПП Аркадий Эскин:

– Какие траты там могут не окупаться? Томская область – один из самых емких регионов по контейнерным перевозкам. Сплошь идут пустые вагоны, а железнодорожники говорят, что их бизнес не окупается.

Проблем можно было бы избежать, уверен гендиректор «Контура» Игорь Иткин, если допустить других игроков:

– Надо в целом менять правила игры на этом рынке, чтобы туда могли попасть другие транспортные компании, а таких, уверен, много. А пока нам проще коммерческий груз на орбиту Земли доставить, чем перевезти его внутри одной страны с помощью железного ящика, который вдруг стал священной коровой всей нашей экономики. В настоящий момент, после всего шума, поднятого региональными властями и промышленниками, «Трансконтейнер» вернул прежнюю форму договора со старыми ценами, но речи про возмещение миллионных убытков пока не идет.

 

сказано

Кирилл Новожилов, президент НП МПО работодателей ТО, в период коллапса контейнерных перевозок:

– «Изменения на рынке железнодорожных перево­зок?» Такого рынка нет – есть монополия железной дороги. «Дочка» РЖД «Трансконтейнер» сейчас поставлена на приватизацию. Как коммерческая организация она выпала из системы госрегулирования. Но де-факто ничего не изменилось – поменяли государственную монополию на частную.

 

Как сообщил во вторник вице-губернатор Игорь Шатурный, с 12 августа РЖД взяли на себя непосредственное управление контейнерными перевозками – СТК «Трансконтейнера» передаются в аренду РЖД. Перевозки грузов в контейнерах будут осуществляться на прежних условиях.

 

Администрация области приняла активное участие в разрешении проблемы с контейнерными перевозками. Губернатор направил в адрес руководства «Трансконтейнера» обращение с просьбой принять меры по организации перевозок на территории региона, а председателю правительства Владимиру Путину – с просьбой оказать содействие.

– Мы подключили наших коллег в Москве, подняли хай на всю страну и сейчас работаем в таком же направлении по вагонам в целом, там тоже катастрофа, и начальник ЗСЖД меня за это благодарит, – сказал губернатор Томской области Виктор Кресс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =