– В этот год мы входим с новой областной властью, в том числе и новой властью в агропромышленном комплексе. Безусловно, в этом кроются причины объективных и субъективных трений: руководители предприятий приноравливаются к новым методам и подходам… – отметил Евгений Рубцов, генеральный директор ОАО «Томские мельницы» и председатель экспертного совета по АПК, выступая на сельском сходе 27 февраля.
Думаю, эти слова Евгения Рубцова с полным правом следует отнести не только к АПК, но и ко всем сферам производственной и общественной жизни области. Сегодня, перед 17 марта, когда исполняется год со дня официального вступления Сергея Жвачкина в должность губернатора, можно сказать, что основным содержанием этого года была притирка (приноравливание, как выразился Рубцов) хозяйственной и общественной элиты области к новому губернатору, формируемой им управленческой команде и новой для региона управленческой философии.
Риски перемен
О характере, масштабах, скорости, объективной и субъективной степенях конфликтности (в разных сферах они разные) приноравливания говорят несколько цифр.
Первая: Томская область на протяжении 20 с лишним лет постсоветской истории на областном уровне не знала смены власти. Понятно, что такой срок подразумевает очень прочно (жестко?) устоявшиеся связи и правила взаимоотношений, как прописанные, так и, главное, неформальные. Но более крепкие, чем формальные. И потому неминуемая смена правил игры по определению стресс для тех, кого принято называть элитными группами.
И новому губернатору в такой ситуации было (возможно, и есть) очень непросто.
Вторая цифра: из 11 заместителей Сергея Жвачкина только двое (зам. по строительству Игорь Шатурный и зам. по финансам Александр Феденев) работали с Виктором Крессом, девять заместителей – новые. И по большей части до этого с непосредственным управлением Томской области либо не связанные, либо связанные опосредованно. А чтобы только войти в курс текущих дел да просто познакомиться с руководителями предприятий и организаций, даже опытным людям требуется время. И уж тем более оно необходимо для разработки долговременных стратегических программ. А еще эти люди прежде вместе не работали, и, хотя мы к ним еще не очень хорошо присмотрелись, уже видно, что они достаточно разные. Словом, важность внутреннего взаимодействия лучше всего передал сам Сергей Жвачкин в недавнем интервью деловому журналу «Приходный ордер»:
– Собрав новых людей, я им откровенно сказал: «Без обид, но мы пока еще не команда. Вы толковые специалисты, но, по моему опыту, настоящий коллектив формируется только на третий-четвертый год совместной работы».
Сергей Жвачкин провел процесс переформатирования управления областью в стиле газпромовского менеджера – откровенно без сантиментов, но подчеркнуто без чрезмерного давления.
Вот такой многослойный пирог и получается – одновременно идет и приноравливание внутри администрации, и притирка внешняя – с отраслевыми руководителями, с директорами предприятий, с руководителями организаций, с главами районов. Сложнейший в своей динамике процесс.
Новые люди и система
Сергей Жвачкин провел процесс переформатирования управления областью в стиле газпромовского менеджера – откровенно без сантиментов, но подчерк-нуто без чрезмерного давления. Так, после инаугурации глава региона признался журналистам, что пока не намерен делать серьезных кадровых перестановок в областной администрации, но намерен использовать все лучшее, что достигнуто до него. И до конца августа подбирал людей (за это время в отставку ушли многие чиновники «Белого дома»). А вместе с представлением новой команды губернатор объявил о новых принципах работы, при этом прозвучали и слова прямой критики прошлого:
– Анализ старой структуры показал, что ни у одной из стратегических задач региона не было своего хозяина, не было ответственных, которые должны обеспечивать результат. В новой структуре каждый из вице-губернаторов, руководителей структурных подразделений отвечает за конкретную цель.
Тогда же Сергей Жвачкин заявил, что в предлагаемой системе управления заложены две принципиально новые идеи: переход от отраслевой модели управления к программно-целевой и курс на открытость власти. Губернатор подчеркнул, что первая идея воплощается в переходе к системе целевых кластеров, когда все подразделения администрации объединяются в семь групп: кластер традиционной экономики, кластер новой экономики, кластер инфраструктуры, кластер инвестиций, кластер социальной политики, кластер развития территорий и кластер управления. А курс на открытость власти выражается в создании экспертных советов, через которые будут проходить все важные решения.
Неминуемая смена правил игры по определению стресс для тех, кого принято называть элитными группами.
Промежуточные итоги
На сегодня эти заявления частично реализованы. Активно разрабатываются отраслевые программы развития, и ряд проектов уже известны. Например, в части кластера развития территорий – лесное, рыбное, сельское хозяйство. Или в части газификации: сегодня в Газпроме на утверждении находится программа развития газоснабжения области до 2015 года; госкорпорация рассматривает возможность инвестирования в эту программу более 5 млрд рублей, софинансирование со стороны региона еще выше – более 7 млрд.
Избраны и начали работать экспертные советы (прецедент в России). И эксперты уже на практике реализуют пожелание губернатора не бояться «быть неудобными для власти» и критиковать администрацию. Например, на одном совете прозвучало, что его члены меньше всего хотели бы превратиться в орган «заслушивания всяких программ», на другом было заявлено о желании «заниматься конкретикой». (Хотя экспертам еще предстоит доказать свою независимость.)
Есть и потенциально конфликтные темы. Например, часть общественности нервно и возмущенно отреагировала на подписание протокола о намерениях о возможном строительстве в Северске экспериментального ядерного реактора БРЕСТ-300.
Диалог продолжается
А губернатор верен своему стилю менеджера. Только два последних по времени примера. В ответ на критику, прозвучавшую со стороны Евгения Рубцова, Сергей Жвачкин ответил, что «сход – это не начальники и подчиненные, а диалог на равных». Однако «на равных» заметил:
– …Мы будем помогать тем, кто сам себе хочет помогать. А то у нас сложилась определенная каста среди руководителей, которые выходят на трибуну и кричат: «У нас засуха, у нас все плохо, у нас не хватает денег». Конечно, и засуха, и плохо, и завтра сразу ничего не изменится, но руководители, которые не знают, что будет с хозяйством через пять лет, деньги точно не получат.
(Сказано было не в адрес Рубцова, а в принципе.)
Или вот на совещании недропользователей:
– У нас некоторые добывающие предприятия по шесть-семь лет показывают плановую убыточность. В нефтяном секторе хронически планово-убыточных предприятий быть не может! Есть лицензионные соглашения, их требования необходимо соблюдать. Не стоит играть с государством в игрушки. Предупреждаю: мы проверим всех «планово-убыточных», у таких я буду лично проверять бухгалтерию… Добросовестным компаниям будем оказывать всяческую помощь – и ту, что была раньше, и ту, которой еще не было. Но и спрос будет жесткий..
Словом, притирка продолжается.
И жители области почувствуют ее результаты – те или иные – уже в ближайшее время.
P.S. Понятно, что одновременно с формированием команды и выработкой стратегических программ, губернатор занимался и текущими делами. В том числе и форс-мажорными. Самое известное из них – лесные пожары, вызванные чрезвычайно засушливым летом и начавшиеся на сотый день губернаторства; за два месяца было потушено 530 очагов воспламенения. Или последний по времени пример – оперативная реакция по устранению тяжелейших и трагических последствий взрыва газа на ул. Сибирской, 33…
Оценили принципы
Эксперты «ТН» о новых веяниях в коридорах власти
«Рассчитываем на динамичный диалог»
Федор Халецкий, генеральный директор Межениновской птицефабрики:
– Команда губернатора обновлена полностью, и пусть на ее формирование ушел практически год, зато в ее состав вошли профессионалы – люди, уже себя зарекомендовавшие. Как положительный момент отмечу и тот факт, что глава региона подтвердил важность направления, заданного ранее. Имею в виду ОЭЗ: за счет научного потенциала области у этого проекта есть перспектива. И отдача обязательно будет, нужно только не останавливаться на полпути.
Как представитель агропромышленного комплекса я вполне доволен диалогом, который начинает выстраиваться с новым руководством региона. Сергей Жвачкин недавно побывал на Межениновской птицефабрике, где обозначил приоритеты: продовольственная безопасность, модернизация и наращивание производства. И в этом мы единомышленники: потребители Томской области должны иметь возможность приобретать местную качественную и доступную молочную, мясную, овощную продукцию – все то, что наш регион способен вырастить и производить самостоятельно. Со своей стороны, группа компаний «Сибирский премьер», куда входит Межениновская, намерена наращивать объемы на птицефабрике (чтобы свежей продукции всегда было в достатке), помимо этого занимается развитием молочного животноводства. Наша ферма уже второй год работает в Шегарском районе (пока там 300 голов, но будет больше). В том же районе в 2014 году мы намерены построить молочно-животноводческий комплекс на 1 800 голов. Презентуя губернатору этот проект (инвестиционные вложения составят около 1 млрд рублей), мы не просили поддержки, но Сергей Жвачкин, понимая, как тяжело заходят инвесторы в агропроекты и что без поддержки власти крайне проблематично возрождать животноводство и переработку, пообещал помочь финансово – в рамках областных программ.
Думаю, выскажу мнение подавляющего большинства представителей бизнеса: надеемся, что диалог, в который только вступает власть (период затишья нам показался долгим), и далее будет динамичным и конструктивным.
Три экологические победы
Сергей Жабин, председатель экологического центра «Стриж», председатель Совета общественных экологических организаций ТО, член Общественной палаты:
– Мне импонирует стиль руководства Сергея Жвачкина и его стиль решения проблем. Честно скажу: так работал Лигачев. (При нем не надо было писать горы писем в различные инстанции, бумагу переводить. Есть у главы региона трубка – поднял, дал кому надо втык, глядишь – заработало!)
Экологи долго бились над решением трех вопросов. Первый – создание в области полноценного рыбоводческого хозяйства; второй – эффективная охрана лесов; третий – прекращение добычи гравия в русле Томи.
С приходом нового губернатора начались серьезные подвижки во всех трех направлениях. Мы разработали «Рыбную программу Томской области». Для ее реализации создан комитет по рыболовству.
Возрождается деятельность облпотребсоюза по закупке рыбы у населения. Будут восстановлены перерабатывающие заводы в Александровском, Парабельском, Томском районах. Все это даст возможность заработать рыбакам, живущим по берегам Оби, которым сейчас некуда сдавать улов.
Сергей Анатольевич готов заниматься экологическими проблемами как на федеральном, так и на областном уровне. Его заслуга – запрет на перевод лесного фонда и земель сельхозназначения в земли поселения. Практически на местах происходило следующее: в Кандинке, например, лесную территорию вокруг озера отдали под строительство коттеджей. Когда глава региона узнал об этом, приказал собрать совещание, подключить прокуратуру – остановить незаконное строительство.
Отдельно хочу сказать про добычу гравия. Запрет на эти работы в русле Томи – настоящая победа. В 2012 году между Томской судоходной компанией и ФГБУ «Верхнеобьрыбвод» был заключен договор на добычу гравия в течение 17 лет с апреля по сентябрь – считай круглый год. Когда губернатор увидел этот документ, он был возмущен. Принято решение полностью свернуть добычу в период нереста, а впоследствии скорректировать планы и перейти на альтернативные источники – на Кандинское и Кулманское месторождения.
Такой метод руководства, когда за полученной информацией быстро следуют практические шаги, мне очень нравится.
«Импонирует деловой подход»
Александр Шелупанов, председатель правления Томского профессорского собрания, проректор ТУСУРа по научной работе, д.т.н., профессор:
– Всегда непросто начинать какие-либо новые проекты. Поэтому через несколько месяцев после прихода на должность губернатора Сергей Анатольевич сделал главное: собрал хорошую команду. Еще одно существенное нововведение – создание экспертных советов. Глава региона не боится быть открытым для общества. Экспертные советы – это благодатная почва для публичного обсуждения всех проблем, которые существуют в экономике, научно-образовательном комплексе и других сферах жизни. Радует, что Сергей Анатольевич стремится сотрудничать с профессурой, ведь это еще одно экспертное сообщество, обладающее высокой квалификацией. Уже в апреле планируется встреча губернатора с Томским профессорским собранием.
Мне импонирует деловой подход нового губернатора: все совещания под его руководством выглядят как предметный прагматичный разговор. В частности, он хорошо расставил акценты в науке: инновационная деятельность должна быть максимально приближена к реальности, иметь прикладной характер. В Томске ежегодно регистрируются порядка 500 патентов на изобретения, но до рынка доходит всего лишь несколько процентов. Мы гордимся, что Томск – умный город, но все надо «доводить до ума». Команда губернатора работает над решением этой проблемы.
За первый год работы на посту губернатора Сергею Жвачкину можно поставить только положительную оценку.
Когда я смотрю прогнозы погоды после главных новостных программ, часто замечаю, что на карте страны Томск отсутствует. Задача и власти, и томичей сделать так, чтобы наш регион был «жирной точкой» на всех картах – физических, экономических, интеллектуальных и других.
«Признательны за поддержку»
Татьяна Гаврилова, адвокат истцов дома-долгостроя по ул. Учебной, 49/1:
– Администрации области и губернатору можно сказать только слова благодарности – власть много делает для того, чтобы помочь дольщикам, в отношении которых застройщики не выполнили взятых на себя обязательств.
Я представляю в суде интересы дольщиков с ул. Учебной, 49/1. Сроки сдачи этого дома постоянно сдвигались. Сначала 2002 год, затем 2003-й, 2004-й… Но все сроки вышли, а трое дольщиков не дожили до новоселья. Их наследники лишились возможности получить квартиры в наследство, так как застройщик, начав возводить здание, не составил проектную документацию и не оформил землю под объектом… Финал этой истории мог быть печальным, если бы не один нюанс. В декабре 2011 года дольщики собрали деньги, провели экспертизу постройки и подали иск в суд. А в апреле 2012 года администрации города и области подписали с ними соглашение о сотрудничестве.
Представители власти помогли подготовить пакет необходимых документов, поддержали нас в суде. Спустя десять лет – 11 января 2013 года – суд постановил: новостройка пригодна к эксплуатации, а за жильцами закреплено право собственности в отношении тех квартир, которые они приобрели по договору долевого участия.
За последний год благодаря активным действиям власти проблема обманутых дольщиков становится менее острой – уже 14 домов сданы в эксплуатацию, по остальным ведется работа. Губернатор пообещал, что вскоре появится реестр добросовестных застройщиков, чтобы люди не столкнулись с обманщиками в будущем.
Хотелось бы, чтобы власть и дальше держала ситуацию на контроле. К примеру, по дому на Учебной, 49/1, процесс оформления документов вновь затормозился: застройщик подал апелляционную жалобу. Он возражает против признания права на квартиру в новом доме за собственником земельного участка, предоставившим его для строительства многоквартирного дома (собственник в 2012 году подарил землю дольщикам, позволил им отстоять свои права на квартиры). Думаю, какие-то нюансы и проблемы могут выявиться и по другим адресам. И люди были бы признательны администрации за поддержку и в этих вопросах.