Аморальный облик

10 апреля члены Общественной палаты Томской области собрались на заседание с любопытной темой — «Духовно-нравственное воспитание молодежи».

Вот так ходишь, топчешь землю кедами, просиживаешь джинсы на парах, но даже предположить не можешь, что такие занятые люди, как ректоры университетов Георгий Майер (ТГУ) и Юрий Похолков (ТПУ), заместитель губернатора Сергей Точилин, начальник областного департамента культуры Андрей Кузичкин и прочие озабочены твоим моральным обликом:

— Если мы не будем заниматься саморефлексией – превратимся в толпу зомби, — пояснил корреспонденту «ЕЖа» смысл собрания Сергей Аванесов, декан философского факультета ТГУ, тоже активно участвовавший в обсуждении.

«Молодежь пошла не та…»

— Старое поколение даже представить не могло, что такой объем информации обрушится на людей, — поделился с «ЕЖом» своим мнением инициатор заседания, директор Центра культуры и искусств ТГУ Юрий Петров. — И такой нагрузки – физической, психической — от информационных потоков оно не испытывало. Естественно, в таких условиях формируются абсолютно иные моральные идеалы.

— Идет перестройка общественного сознания, а вместе с ним и системы духовных ценностей, — заметил Александр Кузичкин. – Я, конечно, могу скорбеть по поводу духовного обнищания нынешней молодежи. Однако еще фараон писал: «Молодежь пошла не та: блудом, пьянством занимается, кто государством управлять будет?» Но, если сравнивать насыщенность духовной жизни, ситуация резко изменилась. Сегодняшняя молодежь уже не читает Гончарова, Тургенева, Лескова…

— Раньше нравственность была партийная, теперь же превалирует ориентация на общечеловеческие ценности, свободу выбора, — констатирует другие изменения Сергей Аванесов. — Например, во времена моей молодости бескультурным, даже неприличным считались длинные волосы у парней. А моих одногруппниц выставляли из аудитории за то, что зимой они приходили в университет в сапогах, а не в валенках.

В общем, смысл ясен: вместо пионерской организации — Интернет, вместо Гончарова и Тургенева – блоги, вместо распределения после университета – жесткие рыночные реалии. Не та пошла молодежь… Не хуже, не лучше – просто другая.

«ЕЖ» послушал-послушал экспертов и решил выяснить на улицах города, что молодые люди считают моральным, а что аморальным. Что нравственным, а что – нет.

 

Ульяна, ТГАСУ, архитектурный факультет

— Я считаю, сегодня особенно безнравственными стали мужчины, потому что женщины на себя взяли слишком много обязанностей. Мы разбаловали молодых людей. Раньше девушка могла спокойно пользоваться своей слабостью, и мужчина ей не перечил. Сегодня же, если женщина попросит себе больше времени для отдыха, мужчина встанет в позу и, вероятнее всего, скажет: «Чего?! Я же не делаю себе поблажек, я и сам пашу, как лось!»

 

Антон, ТУСУР, ФЭТ

— Современная нравственность присутствует, но она отличается от моральных устоев взрослого поколения, взращенного в социализме. Тогда ценностью был коллектив, людям хотелось, чтобы, может, и не всем было хорошо, но чтобы всем было одинаково. Сегодня капитализм, и, соответственно, каждый сам за себя. Молодой специалист спокойно займет место старика, которому остается год до пенсии, даже не задумываясь о том, как дед будет жить это время без средств. Но сегодня такой поступок не осуждается, потому что это не плохо, это просто дань времени.

 

Евгения, ТУСУР, ФЭТ

— Сейчас трудно отследить, кто более нравственен из нас. Сегодня вопрос морали можно сравнить со вкусом кофе: мы все знаем, какой кофе на вкус, но не можем его описать. Точно так же все знают, что надо быть нравственным, но в конкретной ситуации, независимо от того, как человек поступил — положительно или отрицательно, он спокойно может сказать: «У меня свое видение нравственности». И никто не сможет его упрекнуть, потому что в современном мире такая позиция спокойно допускается.

 

Дмитрий, ТГУ, ГГФ

— Я сам себя считаю не до конца нравственным человеком. Мне кажется, нравственность достигается с жизненным опытом, поэтому взрослое поколение более свято соблюдает моральные устои. Молодежь сегодня совершает ненравственные поступки в основном ради личной выгоды. Молодая девушка выходит замуж за богатого старичка, чтобы нажиться после его смерти. Подобные низкие вещи происходят, на мой взгляд, только потому, что молодые обленились, не хотят проходить сложный путь, хочется идти короткой, пусть аморальной дорогой, но получить сразу все.

 

Артем, ТГУ, биолого-почвенный факультет

— Для меня нравственный человек — это тот, кто живет, как ему нравится, но не мешает при этом окружающим. Я увлекаюсь авиацией. Когда учился летать, нас, новичков, в небо долго не выпускали, потому что мало опыта, и опасность была велика. Но были состоятельные дядьки, которые платили инструктору и летели с первых занятий в небо, а потом разбивались. Я сначала им завидовал, мол, у них много денег, им все можно. А сейчас я сам ас и летаю. Я понял, как хорошо, что мне тогда не удалось пойти по короткой дороге. Долго не летал, зато руки-ноги целы. В авиации есть главный закон – закон равновесия. И в жизни, я уверен, он тоже действует: сделал плохо – все вернется!

 

Рецепты от мудрых:

Сергей Аванесов, декан философского факультета ТГУ:

— Тем, кто озабочен общественной нравственностью, хочу посоветовать, во-первых, начать с самого себя: не делать того, что не хотел бы видеть в других. Во-вторых, институтам гражданского общества необходимо начать оказывать влияние на власть. Как? Отсекать негативные тенденции: поставить барьеры рекламе, которая дезориентирует человека, не впускать «вирусы» в культуру (игорные дома, псевдомедицинские группы) и т.д. И, наконец, в-третьих, начать созидать культурную среду, в которой нравственность будет неотъемлемой составляющей.

Андрей Кузичкин, начальник областного департамента по культуре:

— Сейчас в старших классах на изучение русского языка отводится около 200 часов в год. Столько же выделяли фашисты на изучение родного языка на оккупированных советских территориях. Поэтому, я думаю, что один из рецептов — увеличение гуманитарного блока. Да, в ущерб физики, химии, математике! Ну не требуется в реальной жизни этих знаний в том объеме, в котором их преподают! Из школы должен выходить человек духовно просвещенный, гуманитарно образованный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − четырнадцать =