«Приходишь сюда – и как будто со своим отцом здороваешься…»

Южное кладбище становится местом всеобщей памяти

…Над гранитной плитой склонились две пожилые женщины. Читают: «Рядовой Белозеров Михаил Никитович. 1914–1943». Переходят к другому: «Рядовой Волков Александр Павлович. 1900–1943». Обмениваются репликами:

– Жалко, что погибли, но их родня по крайней мере знает, где они похоронены. Не то что мы.

– Зато приходишь сюда – и как будто со своим отцом здороваешься.

Валентина Бояринцева и Мария Переполова рассказывают нам свои семейные истории.

У Валентины Ивановны отец погиб в Восточной Пруссии в апреле 45-го. Незадолго до этого от него пришло письмо: «Гоним фашистов на запад, скоро приду!» А через несколько дней принесли похоронку. Валентина никогда не была на его могиле.

У Марии Ивановны похожий сюжет: папу вообще не видела, он ушел на фронт за несколько месяцев до ее рождения, в 1943-м погиб под Витебском. Обе женщины мечтают поклониться праху родителей. Но пенсии, увы, не рассчитаны на далекие поездки. Поэтому Валентина и Мария приходят сюда, на Южное кладбище, и здороваются с чужими отцами. Символически принимая их за своих.

Символика общей памяти вообще присуща этому месту. Каждый, кто принимает участие в идущей сейчас кардинальной реконструкции кладбища (в результате чего оно официально станет мемориальным комплексом), признается, что делает это с каким-то особенным, родственным чувством.

Скульптор Антон Гнедых, снявший слепок с прежней скульптуры солдата и отследивший процесс его отливки в Москве, говорит:

– Я к любой работе отношусь ответственно, а тут было отношение как к чему-то святому.

Ему вторит начальник Томского кадетского корпуса Сергей Шиляев:

– Для наших кадетов все, что связано с подвигом солдат Великой Отечественной, – пример настоящего мужества.

Сергей Зудов, председатель городского совета ветеранов, инициатор реконструкции Южного кладбища:

– 65 тысяч наших земляков погибли в войну. 100 тысяч раненых пролечились в томских госпиталях. Маленький Томск внес огромный вклад в общее дело Победы. Наша память о погибших тоже должна быть масштабной.

Церемония открытия скульптуры бронзового солдата проходит лаконично и скромно. Мэр Николай Николайчук и председатель совета ветеранов Сергей Зудов благодарят всех, кто участвует в реконструкции кладбища. Торжественным маршем проходят кадеты. Отныне бронзовый солдат является доминирующим звеном большого и красивого архитектурно-мемориального ансамбля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 3 =