На войне мелочей не бывает

В воспоминаниях ветеранов о войне поражают детали. Вернее, то, что спустя столько лет они помнят все до мельчайших подробностей. В какой день недели было сражение, сколько было человек и как их звали, справа стояло орудие или слева, какой был диаметр ствола и сколько патронов в обойме, сколько граммов хлеба дали и на сколько человек он был разделен, светило солнце или лил дождь, низко летели фашистские самолеты или высоко, клином или в шахматном порядке… Когда смерть рядом, все, что тебя окружает, приобретает колоссальное значение и врезается в память. Навсегда.

Говорить о войне непросто…

Священник Михаил Фаст, настоятель храма Успения Божией Матери в Лоскутово:

– Вопрос воинской службы непрост, так как противоречит евангельской заповеди «любите врагов ваших» (Мф. 5, 44). В Ветхом Завете Бог Сам посылал Израиль на войну и говорил: «Иди и истреби… и порази…» (Цар. 15, 3). Новый Завет не дает определенного ответа на этот вопрос, но и не требует от воинов оставления службы.

Например, Афанасий Великий писал: «Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани законно и похвалы достойно». А Василий Великий в своем 13-м правиле, вошедшем в «Книгу Правил Православной Церкви» написал: «Может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались от приобщения токмо святых таин».

В 2000 году на Архиерейском Соборе РПЦ была принята «Социальная концепция», в которой сформулированы отношение к войне и возможности участия в войне: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством».

Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних.

Живи и помни

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, слово на встрече с ветеранами ВОВ в храме Христа Спасителя 4 мая 2010 г.:

– Для Церкви нет умерших, но только живые. Как и для народа не должно быть умерших героев. Все должны жить в нашей памяти, тогда и сам народ сохранится. Ветераны – это живые герои, это вы, дорогие братья и сестры, кто прошел страшными дорогами войны, глядел в глаза смерти. Вот этот тяжелейший личный опыт сегодня является драгоценным наследием для всех нас, особенно для молодежи, для тех людей, которые родились и выросли в новых, достаточно комфортных условиях. Для того чтобы сохраняться и быть народом, нужно еще иметь силу защищать свою страну, свое Отечество. А может ли защищать Отечество и отдать свою жизнь человек, для которого главными «ценностями» являются успех, благополучие, деньги, комфорт? Жизнь отдать за это невозможно, потому что если ты не живешь, зачем тебе комфорт, зачем тебе деньги, зачем тебе благополучие? Вот почему так важно, чтобы вы жили – жили как можно дольше. Вы говорите о своем опыте, вы рассказываете молодежи то, свидетелями чему вы были. И такое свидетельство имеет огромную силу – силу убеждения. Вам верят, потому что все то, что вы говорите, связано с вашим личным опытом. Я бы хотел от всего сердца поздравить вас с праздником Победы. Желаю всем вам помощи Божией, доброго здоровья, крепости сил душевных и телесных, чтобы как можно дольше вы несли свидетельство о подлинных ценностях, правильных нравственных приоритетах, для того чтобы героическое прошлое нашего народа было и его настоящим.

(По материалам Патриархия.ru)

 

Наша Родина жива!

Диакон Дионисий Мелентьев, руководитель Православного молодежного клуба при Томской духовной семинарии:

– Накануне празднования Дня Победы участники Православного молодежного клуба встретились с участниками войны Александром Петровичем Лаптевым и Алексеем Харитоновичем Нестеренко. Встреча проходила в лоскутовском храме Успения Божией Матери. Для нас было важно прежде всего живое общение с ветеранами. Пожалуй, нет такой семьи, в которой не было бы участника войны, ветерана, труженика тыла. И память о подвиге наших дедов – это как раз то, что может объединить нас. На встрече с Алексанром Петровичем и Алексеем Харитоновичем мы не только с интересом слушали их воспоминания о войне, но и рассказывали о своих родственниках, бабушках, дедушках. И знаете, чувствовалась живая связь поколений, чувствовалось, что Победа – это не абстрактная, плакатная, а реальная ценность, в душе было чувство благодарности нашим дедам за то, что мы есть, за то, что наша Родина жива.

 

ТОЛЬКО ФАКТЫ

•22 июня 1941 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, началась Великая Отечественная война.

•Контрнаступление под Москвой началось в день памяти Александра Невского.

•Киев был освобожден 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

•Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, праздник великомученика Георгия Победоносца – в этот день был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

• Патриарх Пимен (Извеков), когда началась война, был иеромонахом и отбывал ссылку в Средней Азии. Начав свой боевой путь заместителем командира роты, он дослужился до звания майора. Только тогда обнаружилось, кто он такой на самом деле.

•В Красноярске в годы войны в должности главного хирурга эвакуационного госпиталя трудился епископ Лука (Войно-Ясенецкий), известный ученый-медик, прошедший в 30-е годы лагеря и ссылки. Каждую операцию он начинал с молитвы.

•В годы войны верующие пожертвовали около 300 млн рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов.

•Маршал А.М. Василевский – сын священника из Кинешмы, выпускник Костромской духовной семинарии; Зоя Космодемьянская также родилась в семье священника (в сентябре 1923 года в Тамбовской области, село Осино-Гай).

•Священник из села Омелец Брестской области в письме к маршалу Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался на то, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну – три колокола! Колокола висят там и сегодня, а прихожане хранят письмо маршала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 11 =